1 русский язык в семье славянских народов. Презентация на тему "русский язык в семье славянских языков". Как проявляется родство всех славянских языков

Русский язык входит в группу славянских языков и в подгруппу восточнославянских. Он является самым распространённым языком славянским языком: зная русский, люди без труда смогут понимать языки других ветвей славянской группы. Также русский язык имеет множество диалектов и сложную грамматическую систему, из-за чего его трудно учить. Лексическая система русского языка по сравнению со всей славянской группой богата и разнообразна: в русском языке более восьмидесяти процентов исконно русских слов, однако наблюдаются и заимствования из других языков. Также в синтаксисе русского языка наблюдается свободный порядок слов, большую роль играет интонация. В основе письменности русского языка, как и всей восточнославянской ветви, лежит кириллица. Сначала литературный язык был неярким и тусклым, однако большое влияние на него оказало творчество А. С. Пушкина.

Формирование русского национального языка.

Русский язык прошел длительный путь исторического развития. Выделяют три периода развития русского языка:

Ранний период (VI-VII – XIV века).

Средний период (XIV-XV – XVII века).

Поздний период (XVII-XVIII – конец XX – начало XXI века).

I период (ранний) начинается после выделения восточных славян из общеславянского единства и формирования языка восточных славян (древнерусского языка) – предшественника русского, украинского и белорусского языков. Этот период характеризуется наличием в языке старославянизмов, церковно-славянской лексики, тюркских заимствований.

II период (средний) начинается с распада языка восточных славян и выделения собственно русского языка (языка великорусской народности). Ко второй половине XVII века складывается русская нация и оформляетсярусский национальный язык, опирающийся на традиции говора Москвы.

III период – это период развития русского национального языка, оформления и совершенствования русского литературного языка.

В XVIII веке происходит обновление, обогащение русского языка за счет западноевропейских языков; общество начинает осознавать, что русский национальный язык способен стать языком науки, искусства, образования. Особую роль в создании литературного языка сыграл М.В. Ломоносов , написавший «Российскую грамматику» и разработавший теорию о трех стилях (высоком, среднем, низком).

В XIX веке на всем протяжении столетия ведутся споры о том, что считать основой грамматики русского литературного языка, какую роль должен играть церковно-славянский язык в развитии его стилей, как относиться к простонародному языку и просторечию? В этом споре принимают участие прежде всего Н.М. Карамзин и его сторонники-западники и славянофилы во главе с А.С. Шишковым.



Решающее влияние на выработку норм русского литературного языка оказало творчество А.С. Пушкина , который в отношении к языку руководствовался принципом соразмерности и сообразности : любое слово допустимо в поэзии, если оно точно, образно выражает понятие, передает смысл.

Понятие национального языка. Формы национального языка и их характеристика.

Национа́льный язы́к -социально-историческая категория, которая обозначает язык, являющийся средством общения нации и выступающий в двух формах: устной и письменной.

Национальный язык - форма существования языка в эпоху существования нации, сложное системное единство, включающее в себя литературный язык, диалекты, жаргоны, просторечие.

Диалекты – разновидности языка, являющиеся средством общения коллектива, объединенного территориально (сельские жители разных областей и районов). Территориальные диалекты существуют только в устной форме, служат для обиходно-бытового общения, имеют характерный для каждого диалекта набор фонетических, грамматических, лексических различий.

Просторечие – одна из форм национального русского языка, которая не имеет собственных признаков системной организации и характеризуется набором языковых форм, нарушающих нормы литературного языка.

Жаргон – речь социальных и профессиональных групп людей, объединенных общностью занятий, интересов, социального положения и т.п. (управленцев, военных, актеров, музыкантов, спортсменов, студентов и др.).

7) стилистические особенности использования форм национального языка.(Не нашла)


Цель урока: 1.Получить представление о месте русского языка среди других славянских языков. 2. Развивать умение рассуждать на заданную тему. 3. Воспитывать интерес и любовь к русскому языку, желание его изучать.


Язык –это история народа. Язык –это путь цивилизации и культуры. А. Куприн

  • Объясните, как вы понимаете высказывание писателя А. И. Куприна?
  • Обоснуйте свою точку зрения.

Родственными являются языки, которые исторически восходят к одному языку – предку – праязыку .

Все славянские языки (русский, украинский, белорусский, чешский, болгарский, польский и др.) восходят к древнему праязыку, который условно называют праславянским языком.


В глубокой древности на этом языке говорил народ, заселяющий обширную территорию Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы.

Праславянский язык просуществовал до середины 1-го тысячелетия н. э .


С течением времени славянские племена расселились на огромной территории и в связи с этим стали утрачиваться их связи друг с другом.

Язык каждой из обособившихся групп племён продолжал развиваться изолированно от других, приобретая новые фонетические, лексические и грамматические особенности.


Постепенно славянские языки разделились на три группы:

1). Восточнославянские языки;

2). Западнославянские языки;

3). Южнославянские языки.


В 10 веке, с принятием христианства, на Русь стали поступать из Болгарии церковные книги, написанные на старославянском языке. Это способствовало распространению письменности.


С течением времени старославянский язык, подвергнувшись звуковому и грамматическому влиянию русского языка, получил название церковнославянского и до 17 века употреблялся как одна из разновидностей русского литературного языка.


Древним восточнославянским языком является язык древних восточных славян.

Древнерусским этот язык называют потому, что восточные славяне, создав самостоятельное государство – Киевскую Русь , образовали единую древнерусскую народность.


Древнейшие памятники письменности

11-13 веков являются общими для всех восточнославянских языков.

На древнерусском языке написаны такие памятники, как летопись «Повесть временных лет», древнейший свод законов «Русская Правда», «Слово о полку Игореве»


В истории русского языка

выделяются три периода:

1). 6-7-14вв.;

2). 15-17вв.;

3). 18-20вв.


Первый период начинается выделением восточных славян(предков русских, украинцев и белорусов) из общеславянского единства.

С этого времени ведёт своё существование и восточнославянский ( древнерусский ) язык.


Начало второго периода – распад единого восточнославянского языка и возникновение языка великорусской народности.

Существенные сдвиги в общественной жизни, происшедшие на рубеже средневековья и нового времени, вызвали серьёзные изменения в языке.


Развитие экономических и политических связей Московской Руси, рост авторитета Москвы, распространение документов московских приказов явилось причиной того, что говор Москвы лёг в основу начавшего формироваться в 17веке русского национального языка.


В процессе синтеза различных элементов (народно-разговорная основа, черты делового языка, западноевропейские заимствования, славянизмы) вырабатываются нормы русского национального литературного языка. В истории русского языка наступает третий период.



  • Используя данные рисунки, расскажите о группе славянских языков.


  • Назовите языки, которые являются родственными русскому языку.
  • В чём выражаются родственные связи этих языков?
  • Приведите примеры, доказывающие родство славянских языков.

В зависимости от происхождения исконно русские слова подразделяются на три основные группы:

слова общеславянские,

восточнославянские и

собственно русские.


Общеславянские слова унаследованы древнерусским языком из языка-основы, существовавшего

до5-6вв. нашей эры на территории, заселённой в доисторическое время славянскими народами.


К общеславянским словам относятся: 1). Название лиц по родству (мать, дочь, сын, брат и.т.д.);

2). Название занятий и орудий труда (жнец, лекарь, пастух, ткать, сечь); 3). Название жилища, одежды, домашней утвари (дом, двор, окно, свеча); 4). Название пищи и продуктов (каша, квас, пирог, мёд. кисель); 5). Название растений, предметов и явлений природы (соха, плуг, серп, берёза, липа, сосна, земля, поле. гора, небо, зима, утро, солнце).


Восточнославянские(древнерусские) слова возникли в11-14вв.

Сюда входят слова, общие

Для русского, украинского

И белорусского языков,

составляющих некогда

единство – Древнерусский

язык. Таких слов много

(дядя, мужик, плотник,

белка, зодчий. кладовая,

корзина, коромысло,

мешок, скатерть, самовар,

лодка, цветок, кружево).


Собственно русские слова появились с14в. (после деления восточнославянского языка на русский,

украинский, белорусский).

К ним относятся все слова, за исключением заимствований(бабушка, дедушка, женщина, мужчина, мальчик, ребёнок, телёнок, кукушка, ласточка, ромашка, одуванчик, сказка, вьюга и.т.д.).


Старославянскими называют слова и части слов, пришедшие из старославянского, древнейшего языка славян. В9в. Этот язык был письменным языком в Болгарии, Македонии, Сербии, а в конце 10в. (после принятия христианства) распространился на Руси.


Как отличить старославянизмы

от исконно русских слов?

Во-первых, старославянизмы обозначают отвлечённые понятия ( великодушие, добродетель, благо, внимание и.т.д.); научные понятия ( вселенная, изречение, местоимение, правило и.т.д.); церковно-религиозные понятия ( воскресенье, жертва, порок, храм, священник и.т.д.).


Во-вторых, с фонетической стороны характеризуются неполногласными сочетаниями : -ра-, -ла-, -ре-, -ле- на месте русских -оро-, -оло, -ере-, -еле- ( град, здравый, глава, брег );

сочетаниями : -ра-, -ла- в начале слова на месте русских ро-, ло-( работа, ладья ); сочетанием жд , соответствующим русскому ж: хождение (хожу), одежда (одежа), чуждый (чужой).

Согласным щ на месте русского м ощь (мочь), горящий (горячий), освещение (свеча).

Начальными а, е вместо я, о: азъ (я), агнец(ягнёнок), един(один), езеро (озеро).


В русском языке немало словообразовательных элементов старославянского происхождения:

Приставки: воз-, из-, низ-, пре-, пред-, чрез- ( воздать, презирать, низвергнуть, предпочитать, чрезмерный);

Суффиксы существительных: -ени-, -енств-, -еств-, - знь, -изн-, -ни(е), -тель, -ч(ий), -ын(я) ( единение, главенство, жизнь, хранитель, кормчий, гордыня). Суффиксы прилагательных и причастий: -айш-, -ейш-, -ащ-, -ющ-, -им-, -ом-, -ущ-, -енн- ( добрейший, гонимый, ведомый, грядущий, благословенный).

Первая часть сложных слов: благо-, бого-, зло-, грехо-, велико- и др. ( благодарить, богобоязненный, злословие, грехопадение, великодушный и др.).


Тренировочное упражнение.

  • К данным старославянизмам подберите соответствующие русские слова.

П ра х –

Г ла ва-

Н ра в –

П оро х

Г оло ва

Н оро в

Е лень –

О лень

Неве жд а –

Чу жд ый –

Ст ра на –

К ра ткий –

В ра та -

Неве ж а

Чу ж ой

Ст оро на

К оро ткий

в оро та

Все ли соответствующие русские слова совпадают со старославянскими по значению?


Сочинение – рассуждение.

(Мысли об истории русского языка).

  • При написании используйте словосочетания: праславянский язык,

распространение письменности, восточнославянский (древнерусский язык), общеславянские слова, древнейшие памятники письменности, говор Москвы в основе национального литературного языка, собственно русские слова, использование старославянизмов.

  • Для придания речи особой выразительности используйте старославянизмы.

Продолжите предложения:

Я сегодня узнал….

Мне было интересно…..


Домашнее задание.

§ 1, Упр.4


РУССКИЙ ЯЗЫК В КРУГУ

СЛАВЯНСКИХ

ЯЗЫКОВ


Цель:

  • показать обучающимся родство славянских языков и место русского языка среди них;
  • совершенствовать учебно-коммуникативные и учебно-интеллектуальные навыки и умения (умение анализировать учебный материал и обобщать, исследовать и сравнивать, слушать и слышать, владеть монологической и диалогической речью).

Язык - основное средство общения людей. При помощи языка люди общаются друг с другом, передают свои мысли, чувства, желания.


Разделение общеславянского языка

ОБЩЕСЛАВЯНСКАЯ ВЕТВЬ

ЯЗЫКОВ

ЗАПАДНОСЛАВЯНСКАЯ ГРУППА

ЮЖНОСЛАВЯНСКАЯ ГРУППА

ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКАЯ ГРУППА



Появление славянской письменности

Начало письменности-особая веха в истории каждого народа, в истории его культуры. В глубине тысячелетий и столетий обычно теряются имена создателей письменности того или иного народа или языковой семьи. Но у славянской письменности совершенно удивительное происхождение. Благодаря целому ряду исторических свидетельств нам известно о начале славянской письменности и о ее создателях- святых Кирилле и Мефодии.


Создание азбуки

  • Кирилл создает славянскую азбуку по образу и подобию греческой, которая, в свою очередь, была заимствована из финикийской письменности, относящейся к VII в. до н. э.
  • До Кирилла у славян, по-видимому, существовала какая-то письменность на основе «черт и резов». В источниках того времени остались лишь косвенные упоминания у авторов, принадлежавших к тем народам, которые уже имели свою письменность. Сохранились и позднейшие припоминания самих славян о своих древних письменах.




Как проявляется родство всех славянских языков?

  • В наличии общих слов, а также в некотором фонетическом и грамматическом сходстве.

Украинский

Белорусский

Болгарский

Польский


Некоторые слова в современном русском языке (совершенно, на первый взгляд, непохожие) являются исторически родственными.

  • Слова «врач» и «врать» исторически оказываются родственными словами. Установить это удалось при сравнении родственных славянских языков. Основным из древних значений болгарского слова «врач» является значение «знахарь», «колдун». Сербохорватское «врач» также означает «чародей, колдун, предсказатель, знахарь», так как врач знал, как заговаривать болезни. В старославянском языке слово «врать» имело значение «говорить». Сравните: «заговаривать», «говорить». Лишь позднее оно стало означать «говорить неправду, лгать», а его исконное значение «говорить» сохранилось в слове «врач»

Родство общеславянских слов.

  • Живот – «часть тела у человека, животного» Общеславянское слово индоевропейского характера. Первоначальным значением слова живот было – «жизнь, нажитое, имущество»

«Не жалея живота своего»


Аргументы

  • Сходство в языках на разных уровнях: фонетическом, лексическом, грамматическом.
  • Этимология находит много общих черт в тех словах, которые в современных славянских языках кажутся не родственными.
  • Существование старославянского языка, понятного всем славянским народам в IX – X вв.
  • Не сохранилось текстов на этом языке.
  • Не существует словаря общеславянского языка, и он не может быть составлен.
  • Слишком различны славянские языки, непонятны без перевода представителям другой группы славян.


Знание истории своего народа, знание памятников его культуры открывает перед человеком целый мир – мир, который не только величественен сам по себе, но который позволяет по-новому увидеть и оценить современность. Знание прошлого – это понимание современности. Современность – это итог прошлого, а прошлое – это ещё неразвившееся будущее.

КОНСПЕКТ УРОКА № 1.

ТЕМА: « Русский язык в семье славянских языков».

ЦЕЛЬ УРОКА:

  • познакомить учащихся с курсом русского языка в 8 классе;
  • сформировать представление о месте русского языка среди славянских языков;
  • продолжить формирование умения пересказывать лингвистический текст и создавать собственный текст по заданной схеме.

ТИП УРОКА: урок систематизации и обобщения изученного.

ОБОРУДОВАНИЕ: опорные схемы, таблицы.

ХОД УРОКА.

  1. Орг. момент.
  2. СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

Знакомство с учебником, целями и задачами изучения русского языка в 8 классе.

  1. Актуализация опорных знаний.

Орфографическая работа.

Записать под диктовку. Объяснить орфограммы. Чем являются выделенные слова?

Составить с любыми из записанных слов одно простое и одно сложное предложение, в предложениях подчеркнуть грамматические основы.

Приставать, оживление, громыхать, бесконечность, трястись , проникать, освещение,

трясущийся , извещать, встречать, сердечный, затемненный, раскачиваться, старинный.

  1. Усвоение новых знаний. Работа по теме урока.

* Работа с упр. 1: чтение лингвистического текста, составление вопросов к тексту.

Вывод о родстве славянских языков. Подбор собственных примеров, доказывающих это родство.

  • Упр. № 2- анализ рисунка и комментарий к подобному изображению семьи славянских языков в виде ветвистого дерева.
  • Упр. № 3. – устно.
  1. Формирование знаний, умений и навыков

Свободный диктант.

Все славянские языки близки друг другу. Русский язык особенно близок к украинскому и белорусскому. Русский, украинец и белорус, говоря каждый на своем языке, свободно поймут друг друга, несмотря на некоторые различия в словах, звуках и грамматических формах.

Но и вслушиваясь внимательно в речь представителей других славянских народов, мы тоже ее понимаем, узнаем много знакомых слов, а иногда постигаем смысл целых предложений. Существует много слов, которые употребляются в одном и том же значении во всех славянских языках. Многие слова в различных славянских языках совпадают. Это слова представляющие наиболее древнюю часть славянской лексики. Эти слова до сих пор жизненно важны и наиболее часто употребляемы. Они обозначают родственные отношения. Части тела, названия частей суток.

  1. Домашнее задание.

Параграф № 1., упр. 4 (1 часть-письменно, по 2 части составить собственное речевое высказывание на заданную тему)

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ.

  1. Записать словосочетания под диктовку. Объяснить орфограммы, имеющиеся в словах, обозначить морфему, в которой они находятся. Составить с любыми из записанных словосочетаний одно простое и одно сложное предложение, в в предложениях подчеркнуть грамматические основы.

Сиреневый туман, сильное землетрясение, извинился за опоздание, равнинная местность, сумрачный день, ледяной ветер, вымокли под дождем, удивительные цветы, праздничный салют, загорелые лица, преодолеет непроходимое болото, просвещает население, пробираются сквозь джунгли, любуешься зарей, умолять о помощи.


Вверх