Европейская система центральных банков. Европейский Центральный Банк (ЕЦБ) Ецб структура функции значение

Европейский центральный банк (ЕЦБ) – центральный банк ЕС и зоны евро.

Европейский центральный банк (англ. European Central Bank) был создан 01.07.1998 г. в рамках Валютного союза. Он является правопреемником созданного Маастрихтским договором в 1994 г.

Валютного института, чья задача состояла в надзоре за европейской валютной системой и подготовке Валютного союза, для чего предусматривалось кроме выработки критериев конвергенции также создать центральный банк. ЕЦБ интегрирован в Европейскую систему центральных банков, в которую также входят центральные банки всех государств-участников, и в Евросистему, в которую входят центральные банки государств ЕС, использующих в обращении евро. В соответствии со ст. 13 Договора о ЕС ЕЦБ относится к институтам ЕС.

Высшим органом управления ЕЦБ является Совет ЕС управляющих, который состоит из председателей национальных центральных банков государств, участвующих в Валютном союзе, и членов Дирекции ЕЦБ. Традиционно четыре из шести мест занимают представители четырех крупных Центробанков: Франции, Германии, Италии и Испании. Дирекция ЕЦБ, в свою очередь, состоит из шести специалистов в банковской сфере (Председатель, его заместитель и четыре члена), которые предлагаются Советом ЕС и после консультаций с Европарламентом и Советом ЕЦБ назначаются Европейским советом. Директора назначают сроком на восемь лет.

Право голоса имеют только члены Совета управляющих, присутствующие лично или принимающие участие в телеконференции. Член Совета управляющих может назначить себе замену если в течение длительного времени не имеет возможности присутствовать на заседаниях.

Для проведения голосования требуется присутствие 2/3 членов Совета, однако может быть собрано чрезвычайное заседание ЕЦБ, для которого не устанавливается порог присутствующих. Решения принимаются простым большинством, в случае равенства голосов голос Председателя имеет больший вес. Решения по вопросам капитала ЕЦБ, распределения прибыли и т. п. решаются также голосованием, вес голосов пропорционален долям национальных банков в уставном капитале ЕЦБ.

Приоритетной целью деятельности ЕЦБ является стабильность цен (ст. 127 Договора о функционировании ЕС). С этой целью он координирует денежную и валютную политику, а также систему платежей с помощью широкого инструментария, в особенности с 01.01.2002 г. через разрешение эмиссии евро государствами-участниками.

Главные задачи ЕЦБ:

Выработка и осуществление валютной политики зоны евро;

Эмиссия банкнот евро;

Установление основных процентных ставок;

Поддержание ценовой стабильности в еврозоне, т. е. обеспечение уровня инфляции не выше 2 %.

Кроме того, ЕЦБ собирает статистическую информацию, необходимую для выполнения его задач либо от правительств, либо непосредственно от экономических агентов.

ЕЦБ обладает полномочиями на издание правовых актов, прежде всего регламентов, а также может налагать штрафы (ст. 132 Договора о функционировании ЕС).

Отношение ЕЦБ с другими институтами ЕС строится, прежде всего, в рамках взаимодействия на основе ст. 284 Договора о функционировании ЕС. Председатель Совета ЕС и члены Комиссии могут принимать участие в заседаниях Совета ЕЦБ. Кроме того, происходит согласование отдельных вопросов ЕЦБ с Советом министров экономики и финансов. ЕЦБ представляет свой ежегодный отчет Европарламенту, Совету ЕС и Комиссии. В то же время ЕЦБ является независимым в вопросах валютной политики как по отношению к государствам-участникам, так и по отношению к Сообществу. Только он уполномочен санкционировать эмиссию евро. Он независим при осуществлении своих полномочий и при управлении своими финансами. ЕЦБ обладает правосубъектностью (ст. 282 Договора о функционировании ЕС). Контроль действий ЕЦБ возможен через Суд ЕС.

Европейский центральный банк является «наследником» Европейского денежно-кредитного института (EMI), который играл ведущую роль в подготовке к вводу евро в 1999 г. Все ключевые вопросы, касающиеся деятельности Европейского центрального банка, таких как учетная ставка, учет векселей и прочие, решаются дирекцией и советом управляющих Банка.

Европейский Центральный Банк (ЕЦБ, англ. European Central Bank, ECB) – Центральный банк зоны евро, а также валютный регулятор, который следит за кредитно денежной политикой региона, а также контролирует стабильность курса евро. Именно его решений каждый первый четверг отчетного месяца особенно ждут Форекс трейдеры, т.к. оно оказывает особенное влияние на курсы EUR и других основных валют на валютном рынке.

История и задачи ЕЦБ

ЕЦБ был создан 1 июня 1998 года, став логичным завершением долгих переговоров европейских чиновников, которые всю вторую половину XX века стремились к континентальному объединению на финансовом уровне. Фактически, Центральный банк Европы уже существовал к тому моменту четыре года, нося название Европейского денежно-кредитного института. Функционеры решили организовать на его основе Центробанк, сделав из немецкого Франкфурта-на-Майне, где расположено основное здание ЕЦБ, главный финансовый центр Европы.

Ключевой задачей ЕЦБ является поддержание стабильных цен в еврозоне, рост которых не должен превышать уровень 2%. Помимо контроля за , Европейский Центральный Банк занимается эмиссией евро, управляет валютными резервами, а также устанавливает диапазон процентных ставок. Чтобы выполнить данные функции, регулятор участвует в валютных операциях, предоставляет стабилизационные займы.

Ликвидность на денежном рынке еврозоны Центробанк Европы поддерживает за счет краткосрочных мер, таких как предоставление однодневных займов и открытие на такой же срок депозитов, в которые помещаются временно свободные средства.

Структура и функции членов ЕЦБ

Президент ЕЦБ Марио Драги

Непосредственное управление Европейским центральным банком выполняют члены Правления (Executive Board) и Совет управляющих (Governing Council), возглавляемые президентом ЕЦБ. Состав Дирекции утверждает Управляющий совет, который насчитывает шесть членов, четыре из которых традиционно представляют Центробанки четырех крупнейших экономик еврозоны – Германии, Франции, Италии и Испании.

Кандидатуру президента или главы ЕЦБ предлагает Совет Евросоюза, которую должен утвердить затем Европарламент. Управляющий назначается на свою должность сроком на 8 лет.

Главной функцией главы ЕЦБ является проведение в жизнь монетарной политики, определяемую Управляющим советом. Также президент Европейского Центрального банка имеет большое влияние при утверждении программ количественного смягчения и закупок активов. Именно поэтому за его заявлениями и выступлениями внимательно следят валютные трейдеры.

В своей деятельности ЕЦБ формально является независимым. Однако каждый год он обязан отчитываться перед Европарламентом, Европейской комиссией, Советом Европейского союза и Советом Европы.

Полезные ссылки о ЕЦБ
  • Официальный сайт ЕЦБ : www.ecb.europa.eu
Fortrader Suite 11, Second Floor, Sound & Vision House, Francis Rachel Str. Victoria Victoria, Mahe, Seychelles +7 10 248 2640568

Основные функции ЕЦБ:

  • эмиссия евро;
  • регулировка процентных ставок;
  • управление финансовыми резервами Евросистемы;
  • разработка и контроль кредитно-денежной политики Евросоюза;
  • определение норм обязательных резервов для финансовых учреждений.

Евросистема и ЕЦБ

ЕЦБ начал свою работу в 1998 году. Еще до введения в оборот евро на территории Евросоюза сформировалась Европейская система центробанков. В нее вошли ЕЦБ и центробанки всех стран-участниц ЕС.

После ввода евро часть стран Евросоюза приняли решение о сохранении своей национальной валюты. Это послужило причиной возникновения Евросистемы, объединившей центробанки государств, перешедших на евро.

Руководство ЕЦБ

Главой ЕЦБ является председатель, эта выборная должность. Председатель избирается на 8 лет.

Совет управляющих и Правление — основные органы управления ЕЦБ. В состав Совета управляющих входят члены Дирекции ЕЦБ, а также руководители центробанков всех государств еврозоны. Для того чтобы заседание Совета управляющих было правомочным, в нем должно принимать участие не менее 2/3 от общего количества членов, но в случае организации чрезвычайного заседания эта норма не является обязательной. Для принятия решения необходимо большинство голосов, при равенстве голосов решающим является голос Председателя. При обсуждении вопросов, связанных с распределением прибыли, вес голоса члена Совета равен доле капитала в ЕЦБ национального банка того государства, которое он представляет.

В состав Правления входит шесть человек. Четыре кандидатуры выдвигаются Советом управляющих и проходят процедуру согласования в Европейском парламенте. Две оставшиеся вакансии резервируются для Председателя ЕЦБ и его заместителя.

Экономическая политика ЕЦБ

Основное отличие системы ЕЦБ от государственных банковских систем заключается в реализации денежно-кредитной политики на децентрализованной основе. Главная финансовая организация Евросоюза лишь принимает решения и определяет правила для их реализации — на практике их исполняют государственные центробанки в соответствии с действующей нормативно-правовой базой и инструкциями от ЕЦБ.

Деятельность ЕЦБ на открытом рынке заключается в рефинансировании и проведении структурных операций.

Суточные депозиты и ссуды ЕЦБ позволяют финансовым организациям эффективно управлять ликвидностью при закрытии межбанковского рынка. Благодаря им различные банковские структуры могут проводить платежи даже при недостатке собственных ресурсов.

Европейский Центральный Банк (ЕЦБ) - это зоны евро (еврозоны), который образован 1 июня 1998 года. Его штаб-квартира расположена в немецком городе Франкфурте-на-Майне . В руководящие органы ЕЦБ входят представители всех государств-членов Евросоюза (ЕС). полностью независим от остальных органов ЕС.

Предшественником ЕЦБ являлся Европейский валютный институт , образованный в 1994 году в связи с переходом ко второму этапу строительства Экономического и валютного союза ЕС. Этот институт играл ведущую роль в подготовке к вводу в 1999 году.

The History of the European Central Bank:

Функции ЕЦБ

Главными функциями Европейского Центрального Банка являются:

  • выработка и осуществление денежно-кредитной политики еврозоны;
  • управление ЕСЦБ ;
  • эмиссия евро ;
  • определение ключевых процентных ставок ;
  • главная цель ЕЦБ - это поддержание ценовой стабильности в еврозоне.

Европейская система центральных банков (ЕСЦБ)

Европейская Система Центральных Банков состоит из ЕЦБ и национальных центральных банков (NCBs) всех стран Евросоюза. Основной официальной целью ЕСЦБ является поддержание стабильности цен в зоне евро. В её задачи также входит:

  • разрабатывать и проводить денежно-кредитную политику в еврозоне;
  • проводить международные валютные операции ;
  • хранить государств-членов и управлять ими;
  • содействовать плавному функционированию платежной системы.

ЕСЦБ включает такие национальные и центральные банки как:

  • Национальный банк Бельгии (www.nbb.be);
  • Немецкий федеральный банк, или Бундесбанк (www.bundesbank.de);
  • Банк Греции (www.bankofgreece.gr);
  • Банк Испании (

Официальный сайт ecb.europa.eu

European Central Bank — это ведущее международное кредитно-финансовое учреждение, объединяющее финансово-денежные системы государств, входящих в Евро союз и Зону евро, созданное в целях проведения единой и независимой политики стран — участниц Евро союза, обеспечения стабильности валюты ЕС и цен на территории Еврозоны, создания официальных валютных запасов Европейского союза, организации международного кредитования и финансовой взаимопомощи между государствами Евросоюза.

European Central Bank — это центрбанк Евро союза, образованный 1 июня 1998 года. Штаб-квартира банка находится в немецком городе Франкфурте-на-Майне, Германия. В штат банка входят все представители государств членов Европейский союз. Финансовое учреждение, которое является полностью независимым от других органов управления Евросоюза, определяет валютную политику стран Евросоюз, устанавливает ключевые процентные ставки, управляет официальными резервами Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ), имеет право санкционировать денежную эмиссию банкнот в пределах валютного союза.

Цели, задачи и функции Европейского центрального банка

European Central Bank является главным банком Еврозоны и Евро союза, созданный для координации денежной политики стран — участниц европейского валютного валютного союза. Сам по себе Европейский центральный банк ставит приоритетной задачей удерживать стабильные цены и контролировать уровень инфляции в государствах, пользующихся евровалютой.

Одной из целей создания Евро союза было образование единого рынка, обеспечивающего свободное перемещение капитала, товаров и услуг между более чем 360 миллионами жителей объединенных государств. Для облегчения расчетов между ними была создана единая валюта - евро. На сегодняшний день European Central Bank представляет собой особое юридическое образование, действующее на основании международных соглашений. Его уставной капитал при создании составил более 5 млрд евро, акционерами являются центральные банки стран Европы.

Высший орган Центрального банка Европы – совет управляющих, в который входят члены исполнительного совета и главы центральных банков стран – участниц зоны евро. Текущее руководство деятельностью банка возложено на исполнительный совет, который состоит из шести участников, в том числе председателя и его заместителя. Их кандидатуры предлагаются советом управляющих и должны быть одобрены Европейским парламентом, а также главами государств, входящих в зону евро.

Главными функциями Европейского центробанка являются:

  • выработка и осуществление кредитно-денежной политики государств Евро союза и Еврозоны;
  • содержание официальных валютно-денежных резервов стран зоны евро и управление ими;
  • денежная эмиссия денежных знаков евро;
  • установление основных процентных ставок;
  • поддержание экономической стабильности в Еврозоне, прежде всего уровня инфляции не выше 2 процентов.

Для осуществления этих функций Европейский центробанк на практике предоставляет стабилизационные займы, проводит залоговые публичные торги для ведущих банков, участвует в валютных операциях, а также совершает другие сделки на открытых рынках.

В своей деятельности Центральный банк Европы формально является независимым. В то же время он ежегодно должен отчитываться перед Европарламентом, Европейской комиссией, Советом Европейского союза и Советом Европы.

Финансовая интеграция стран Европейский союз — это многоплановый процесс, который влияет на всю систему мировых финансов. Направления и степень этого влияния зависят в значительной степени от стабильности, устойчивости, привлекательности новой еврика, а также от целей, ориентиров, механизмов реализации единой денежно-кредитной политики стран Евросоюз, а точнее — членов ЕВС.

Организационное устройство и задачи Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ)

В настоящее время контроль за кредитно-денежной политикой в зоне евро осуществляет ЕСЦБ. Европейская система центральных банков (см. рисунок) — это международная банковская система, состоящая из Центрального банка Европы и национальных центральных банков государств — участников Евросоюз. Национальные центральные банки (НЦБ) государств, не являющихся членами Европейская валютная система, — Англии, Дании, Греции и Швеции, входят в нее со специальным статусом: они не имеют право принимать участие в принятии решений.

Создание Европейской экономической валютной системы было настоящим прорывом в области валютной интеграции .

Во-первых , не выходя из глобальной международной валютной системы, Европейские сообщества совершенно определенно провозгласили свою «валютную независимость», что полностью отвечало их возросшей роли в всемирной экономике. Они впервые решили строить свою коллективную валютную политику самостоятельно, подкрепляя эту самостоятельность адекватным институциональным механизмом.

Во-вторых , вместо равнения на доллар и синхронизированное движение обменных курсов своих валют по отношению к нему западноевропейские страны решили ориентироваться на стабильность самих этих валют. Стабильное соотношение паритетов должно было рассматриваться впредь как нормальное состояние. Оно могло быть подвергнуто пересмотру лишь в случае крайней необходимости, причем не в одностороннем порядке, а по решению Комиссии европейских сообществ и государств-участников.

В-третьих , на смену бесхребетной «змее» пришла более структурированная система, имевшая, по крайней мере теоретически, определенный внутренний стержень, — ЭКЮ. Это была принципиально новая коллективная расчетная единица, представлявшая собой «корзину» валют всех стран-участниц.

В-четвертых , создав Европейскую экономическую валютную систему, государства-участники пошли на беспрецедентный шаг сознательной передачи в коллективное ведение значительной части своего национального суверенитета в области валютной политики.

Сначала определялся паритет ЭКЮ как суммы средневзвешенных паритетов отдельных валют. Далее проводилась обратная операция – устанавливался паритет каждой индивидуальной валюты в ЭКЮ и ее центральный обменный курс, то есть курс в отношении ЭКЮ. Составлялась сетка перекрестных значений двусторонних обменных соотношений индивидуальных валют на базе их центральных курсов. Определялись пределы допустимых колебаний рыночных обменных курсов индивидуальных валют, которые не должны были превышать 2,25% (6% для итальянской лиры).

Расчетная единица Европейского Экономического Сообщества — ЭКЮ – упразднена, на смену ей введена новая общеевропейская денежная единица – евро. Соответственно, все ссылки на ЭКЮ в юридических документах должны быть заменены ссылками на евро, а средства в ЭКЮ пересчитаны в евро в указанном соотношении. Начальный курс евро установлен в соотношении: 1 евро = 1 ЭКЮ (по состоянию на 31 декабря 1998 года).

Механизм Европейской экономической валютной системы включал четыре основных элемента :

– обязательные неограниченные интервенции при достижении пределов колебаний;

– индикатор отклонения, введенный по настоянию Франции, он был призван придать экономическое содержание ЭКЮ, как внутренней основе сетки валютных паритетов. Валюта считалась серьезно отклоняющейся от центрального курса, если индикатор отклонения превышал 0,75. Это означало возникновение ситуации, при которой национальные власти должны были «исправить положение посредством адекватных мер»;

– кредитные инструменты. Введение механизма поддержания курсов валют и системы валютных интервенций повлекло за собой создание системы кратко- и среднесрочного кредитования, в которую входят следующие элементы:

Система займов типа «своп» между центральными банками, чьи валютные курсы достигли допустимых пределов;

Краткосрочная валютная поддержка, которая оказывалась в пределах сравнительно небольших квот в рамках общей суммы 14 млрд. Займ по этой линии мог предоставляться максимум на 8 месяцев;

Среднесрочная финансовая помощь с кредитным потолком в 11 млрд.

Краткосрочное кредитование проводилось центробанком без каких-либо условий, а среднесрочные займы предоставлялись при условии проведения экономической политики, одобренной Советом Министров ЕЭС на уровне министров финансов.

Для осуществления платежей в пределах Европы с первого же дня 1999 года задействованы две общеевропейские системы банковских расчетов:

  • ТАРГЕТ (Trans-European Automated Real-time Gross settlement Express Transfer system) с внутригосударственными системами клиринговых расчетов — RTGS (Real Time Gross Settlements);
  • ЕВА (система Европейской банковской ассоциации).

ТАРГЕТ — это система межбанковских расчетов для евро, функционирующая в режиме реального времени. ТАРГЕТ состоит из связанных между собой 15 национальных автоматизированных систем оптовых расчетов в режиме реального времени — RTGS, размещенных в каждой из стран-участниц ЕВС и действующих на базе общей инфраструктуры, процедур, и платежной системы Центрального банка Европы в виде механизмов взаимного кольцевания этих центров (Interlinking System). Правительства стран – участниц ЕЭС, не вошедших на данный момент в «зону евро», также сочли необходимым создание на базах своих Национальных центральных банков центров RTGS.

Помимо решения вышеперечисленных задач , Европейская система центральных банков в процессе своей деятельности осуществляет также следующие функции:

Денежная эмиссия банкнот и монет

ECB является единственной организацией, имеющей право разрешить денежную эмиссию банкнот, выраженных в евро. ЕСЦБ эмитирует эти банкноты, которые станут единственным законным платежным средством в странах Европейская валютная система.

Сотрудничество в области банковского надзора

Роль ЕСЦБ в осуществлении банковского надзора достаточно ограничена. Система должна лишь вносить вклад в организованное проведение соответствующих мероприятий, и может предлагать свои рекомендации по сферам действия применимого здесь законодательства и порядку его применения. Устав ЕСЦБ включает в себя положения, дающие ей право и на более прямое участие в банковском надзоре, однако такая передача полномочий потребовала бы единогласного решения Совета ЕЭС.

Консультативные функции

European Central Bank консультирует Совет Европы или правительства стран-участников ЕЭС по всем проектам в части, входящей в его компетенцию: по вопросам денежного обращения, платежно-расчетным средствам, национальным центральным банкам, статистическим данным, платежно-расчетным системам, стабильности кредитных организаций, финансовых рынков и т. д.

Сбор статистических данных

Для должного использования инструментов денежной политики они должны опираться на достоверную и сопоставимую статистику. Это в особенности касается финансовых и банковских данных, необходимых, например, для расчета базы резервных требований, а также статистики цен, коль скоро она связана с выполнением упоминавшейся конечной цели денежной политики ЕСЦБ. В частности, в системе уже появились частично гармонизированные индексы потребительских цен.

В пределах, не наносящих ущерба главной цели своего существования – поддержания стабильности цен, Европейская система центральных банков призвана поддерживать и общую экономическую политику внутри Европейского экономического и валютного союза.

ECB может заниматься обычными для центральных банков операциями : предоставлением займов, в том числе ломбардных (под обеспечение долга ценных бумаг), финансовым институтам и операциями на открытом рынке с различными финансовыми инструментами, выраженными в любой валюте, в том числе в валюте стран, не входящих в ЕВС, а также с драг металлами. Такие же операции могут вести Национальные центральные банки, руководствуясь при этом общими принципами, которые разрабатывает European Central Bank.

Устав Европейский центральный банк предусматривает значительную децентрализацию деятельности Европейской системы центральных банков, с тем, чтобы такие операции, как РЕПО и валютные интервенции, самостоятельно осуществлялись Национальными центральными банками. Каждый из них может также самостоятельно определять, какие активы коммерческих банков приемлемы в качестве обеспечения долга.

Характерная черта деятельности Европейский центробанк состоит в том, что все принципиальные решения, принимаемые простым или квалифицированным (2/3 голосов) большинством, предусматривают «взвешенное» голосование руководителей центральных банков, при котором «вес» (т. е. количество голосов каждого из них) определяется в соответствии с долей соответствующей страны (ее центробанка) в совокупном капитале Центральный банк Европы. Это не относится к членам Исполнительной Дирекции, каждый из которых имеет только один голос.

Центральный банк Европы и Национальные центральные банки не имеют права на кредитование (в любой форме) межгосударственных (в системе ЕЭС), государственных, региональных и местных органов власти и организаций, действующих на основе государственного права. Это, однако, не распространяется на государственные кредитные институты, которые в данном случае рассматриваются так же, как частные кредитные институты.

ECB и НЦБ могут устанавливать связи с центральными банками и финансовыми институтами других стран и международными организациями и осуществлять с ними все виды банковской деятельности, используя при этом любые финансовые активы и валюты.

Правовой статус Центрального Банка Европы

Европейский центральный банк занимает ведущее положение в институционной структуре европейской банковской системы, объединяя и координируя валютно-финансовые системы европейских государств, является управляющим и организующим ядром Европейской системы центральных банков.

Принципы независимости в деятельности Европейского центрального банка

European Central Bank функционирует на основании двух принципов: принципа независимости и принципа подотчетности.

Принцип независимости поставлен во главу угла в ст. 130 соглашения и ст. 7 Статута, которые раскрывают его значение и содержание. Принцип независимости затрагивает свободу (автономию) в принятии соответствующих решений тем органом, чью деятельность он определяет. Конечно, степень независимости того или иного органа различна. Например, степень независимости центробанка не идет в сравнение со степенью независимости судебной власти, которая существенно выше, но, тем не менее, в определенных случаях можно говорить о независимом центробанке как о четвертой власти в государстве.

Прежде всего принцип независимости покрывает те функции и полномочия Европейский центральный банк и НЦБ, которые закреплены в Статуте и Договоре и, следовательно, не относится к другим функциям этих структур, а именно, функциям, выполняемым не в связи с реализацией целей валютного регулирования.

Данный принцип направлен на то, чтобы исключить потенциальное политическое влияние на эти структуры со стороны институтов органов и учреждений Евро союза, любых правительственных органов (под которыми понимаются как законодательные, так и исполнительные, а также судебные органы, причем по смыслу статьи Статута охватываются все три уровня управленческой иерархии в государстве – общенациональный, региональный и локальный).

Следующий момент в раскрытии смыслового содержания принципа независимости касается того круга лиц, которым запрещено оказывать политическое давление на органы валютного регулирования Евросоюз. Вместе с тем Председатель Совета ЕС и члены Европейской комиссии, либо депутаты Европейского парламента, заслушивающие президента или членов Исполнительного комитета (ст. 284(3) договоренности), должны пытаться создать атмосферу открытого диалога и не переступать тонкой грани, отделяющей свободный обмен взглядами от политического влияния, запрещенного Договором.

Общий принцип независимости включает в свой состав несколько элементов, которые формируют его содержательную ткань. К их числу относятся:

  • организационная независимость;
  • персональная (личная) независимость;
  • функциональная независимость;
  • финансовая независимость.

Совет управляющих , верховный руководящий орган, включает в себя всех членов Исполнительной Дирекции и управляющих национальными центральными банками (НЦБ) государств – участниц Европейского экономического и валютного союза. Общее руководства Советом управляющих осуществляет Председатель Совета.

Под руководством Совета управляющих работают тринадцать Комитетов:

  • комитет внутренних аудиторов;
  • комитет по банкнотам;
  • бюджетный комитет;
  • комитет внешней коммуникации;
  • комитет бухгалтерского учета и денежных доходов;
  • юридический комитет;
  • комитет по рыночным операциям;
  • комитет по кредитно-денежной политике;
  • комитет международных отношений;
  • статистический комитет;
  • комитет банковского надзора;
  • комитет информационных систем;
  • комитет платежно-расчетных систем.

Президент Европейского Центрального Банка

Президент Центрального банка Европы одновременно является председателем всех трех его руководящих органов: Совета управляющих, Исполнительной Дирекции и Генерального Совета; при этом в двух первых случаях он располагает решающим голосом в случае равного распределения голосов. Кроме того, президент представляет Европейский центральный банк во внешних организациях или назначает доверенное лицо для этой роли. По отношению к третьим лицам он, по законодательству, представляет Европейский центробанк.

Распределение доходов ЕЦБ и национальных центральных банков

Доход , получаемый национальными центральными банками при осуществлении задач денежной политики ЕСЦБ (далее именуемый «денежный доход»), распределяется в конце каждого бюджетного года. Размер денежного дохода каждого национального центробанка равняется ежегодному доходу, извлекаемому из активов, которые хранятся им в обеспечение банковских билетов, находящихся в обращении, и в обеспечение обязательств, вытекающих из депозитов, созданных кредитными организациями. Эти активы определяются национальными центральными банками в соответствии с ориентирами, которые установит Совет управляющих.

Размер денежного дохода каждого национального центробанка уменьшается на любую сумму процентов, выплачиваемую этим центробанком по обязательствам, которые вытекают из депозитов, созданных кредитными организациями. Совет управляющих может принять решение о возмещении национальным центральным банкам затрат, понесенных ими в связи с денежной эмиссией банковских билетов или в исключительных обстоятельствах отдельных убытков, которые связаны с операциями денежной политики, проводимыми от имени ЕСЦБ. Возмещение осуществляется в форме, которую Совет управляющих признает подходящей; эти суммы могут возмещаться из денежного дохода национальных центральных банков.

Сумма денежных доходов национальных центральных банков распределяется между ними пропорционально оплаченным долям этих банков в капитале ECB, при соблюдении любого решения, принятого Советом управляющих. Зачет и взаимное погашение сальдо по счетам, вытекающие из распределения денежного дохода, производятся European Central Bank в соответствии с ориентирами, установленными Советом управляющих.

Чистая прибыль , получаема Центральным банком Европы, распределяется в следующем порядке:

– определяемая Советом управляющих сумма, которая не может превышать 20% чистой прибыли, передается в общий резервный фонд с предельным размером в 100% капитала;

– остающаяся чистая прибыль распределяется между держателями долей Центральный банк Европы пропорционально оплаченным ими долям.

Если ECB регистрирует убыток , то этот убыток покрывается из общего резервного фонда European Central Bank и, при необходимости, на основании решения Совета управляющих из денежных доходов за соответствующий бюджетный год соразмерно величине и в пределах сумм, выделенных национальным центральным банкам.

Европейский Центральный Банк на современном этапе

На современном этапе деятельности Центрального банка Европы актуальным является вопрос о будущем евро, который имеет два основных аспекта: внутренний и международный.

Внутренний аспект определяется тем, что единая валюта, общая денежно-кредитная и валютная политика, тесные внешнеэкономические связи не устраняют относительной обособленности народов, государств и экономик внутри Экономического и валютного союза и, следовательно, возможного конфликта интересов. В этом состоит главная слабость евро как валюты: за ним стоит не единое суверенное государство с четко определенными интересами и политическими целями, а конгломерат различных государств. Созданные ими наднациональные органы располагают широкими, но все же ограниченными, делегированными полномочиями.

Внутри ЕВС достигнут высокий уровень экономической и политической интеграции. Уже более тридцати лет существует таможенный союз и проводится общая торговая политика. Создан единый внутренний рынок, торговля внутри ЕЭС составляет около 60% общего внешнеторгового оборота входящих в него стран. Сложившаяся система права и институтов Сообщества обеспечивает достаточно эффективное управление интеграционными процессами.

Евро опирается на единую денежно-кредитную и валютную политику, которая полностью передана в ведение наднационального Европейского центробанка. Высшим приоритетом политики Европейская экономическая валютная система объявлена борьба с инфляцией, что составляет важнейшее условие стабильности единой валюты.

Международный аспект проблемы, по существу, сводится к тому, насколько успешно евро вписывается в валютную систему и какое воздействие на новую валюту оказывает кризисное состояние этой системы. Рынки акций (в первую очередь американский) явно «перегреты»; объем долларов, обращающихся в мире, значительно превосходит возможности их обратного абсорбирования американской экономикой. Доллар Соединенных Штатов на сегодняшний день, безусловно, остается в роли господствующей резервной валюты. Именно в нем измеряются объемы почти половины торговых операций, совершаемых в мире. В 80% всех финансовых трансакций доллар выступает одной из сторон.

Вместе с тем, экономика Соединенных штатов Америки серьезно уязвима, о чем свидетельствует настоящий финансовый кризис. Доллар не может оставаться единственным фаворитом финансовых рынков. Эксперты предупреждают: если держатели крупных золотовалютных резервов, такие, как Япония и Китай, переведут значительную часть своих авуаров в евро, то американская валюта и американская экономика могут рухнуть. Удельный вес доллара в валютной системе снижается, а удельный вес евро — возрастает. Однако этот процесс протекает с разнонаправленными трендами: периоды подъема курса евро перемежаются с периодами его падения.

Основной упор при разработке антикризисных мер в большинстве развивающихся экономик делается на снижение процентных ставок центральными банками (за исключением Российской Федерации, Белоруссии и ряда других стран), снижение нормативов обязательных резервов для кредитных учреждений с целью высвобождения дополнительных объемов ликвидности, создание новых механизмов предоставления ликвидности финансовым институтам, увеличение размера гарантий по банковским депозитам и задействование своповых линий с монетарными властями других стран.

Меры в области денежно-кредитной политики Центрального банка Европы, направленные на стимулирование экономической активности, заключаются в следующем:

  • расширен список инструментов, принимаемых в качестве обеспечения долга по кредитам ЕЦБ;
  • возросли объемы и сроки кредитования участников рынка со стороны Европейский центробанк, в том числе предоставление Центральный банк Европы ссуд в долларах Соединенных Штатов.

О проблемах современного состояния европейской экономики и деятельности Европейского центробанка происходило обсуждение на прошедшей в августе 2013 года международной пресс-конференции с участием президента Центрального банка Европы М. Драги.

Как следует из докладов президента ECB и других участников, ЕЦБ решил оставить межбанковскую ставку неизменной на уровне в 0,5% на неопределенный срок. В отличие от ситуации с экономикой Англии и заявлением Центрального Банка Великобритании, инфляция в Еврозоне в целом составила порядка 1,6%, что ниже текущей цели в 2%. После 6-квартального снижения экономической активности, наблюдается стабилизация данного показателя на уровне минимума, что соответствует текущему положению в бизнес цикле.

Также, отмечается, что рынки находятся в не самом лучшем состоянии. Тем не менее, эксперты ожидают роста экспортирования Еврозоны благодаря росту внешнего спроса. Более того, скорее всего продолжится политика поддержания роста внутреннего спроса.

Таким образом, European Central Bank рассчитывает на восстановление и стабилизацию Еврозоны в ближайшее время, несмотря на слабость внутреннего спроса, которая ведет к снижению инфляции. Отмечается рост цен в административном секторе, так же как и на товарном рынке, что выглядит не вполне обычно на фоне низкой экономической активности.

Европейский центральный банк рассчитывает на восстановление и стабилизацию Еврозоны

ЕЦБ рассчитывает на восстановление и стабилизацию Еврозоны.

С другой стороны, Европейский центробанк обеспокоен текущей ситуацией на кредитном рынке и отмечают продолжение фрагментации Еврозоны. Так, было отмечено, что риски по облигациям стран Еврозоны будут снижены, за исключением бумаг Испании и Италии, что должно привести к неоднозначным результатам, т.к. именно эти две страны наиболее сильно пострадали в последние годы.

В результате, можно сказать, что ECB оставил свою политику неизменной на неопределенный срок (т.е. до того момента, пока не будет объявлено обратное). Тем не менее, текущая ситуация позволяет надеяться на стабилизацию на низких уровнях активности (хотя бы без дальнейшего падения) согласно текущему положению в бизнес цикле. С другой стороны, European Central Bank продолжит поддерживать ликвидность на денежном рынке, «пока это будет нужно рынку «.

Вверх