Система питания Д243. Система питания Д243 Составные элементы дизельного мотора

Дизель Д-243 от Минского моторного завода считается одним из наиболее востребованных двигателей. С 1974 года началось производство популярных тракторов МТЗ-80/82, которые создаются и сегодня. Со временем для транспортных средств стали использоваться дизельные моторы, представляющие главный силовой агрегат белорусских тракторов. Высокие технические характеристики двигателя Д-243 стали предпосылкой для выпуска целой линейки двигателей с разной комплектацией.

Сфера применения устройств

Мотор прост в эксплуатации, неприхотлив, не доставляет трудностей в обслуживании. За счет универсальности и преимуществ двигатели получили широкое применение. В настоящее время они устанавливаются в следующие виды машин:

  • Трактор ТТЗ-80.10 от Ташкентского завода;
  • Тракторы МТЗ 80/82 и современные модификации;
  • Погрузчик ТО-18Б АО белорусского производства;
  • Экскаватор ЭО-3323А от Тверского завода;
  • Дизельные электрические станции АД-12/16/20/30.

Подобная модификация имеет ту же сферу применения, что прочие разновидности данного дизельного двигателя.








Техническое оснащение дизельного агрегата

Двигатель оснащен 4 тактами. Цилиндры располагаются вертикально, в ряд, а впрыск топлива производится прямо в них. Технические характеристики ММЗ Д-243 представлены в таблице.

Характеристики Показатели
Количество цилиндров 4
Порядок запуска цилиндров 1 – 3 – 4 – 2
Диаметр цилиндров 11 см
Расстояние между низкими и высокими положениями поршня 12,5 см
Мощность двигателя 59,6 кВт
Рабочий объем 4,75 л
Минимальное количество оборотов 600 вращений в минуту
Наибольшее число вращений 2380 оборотов в минуту
Расход топлива 226 г/кВтч
Расход масла на время гарантийного обслуживания Составляет 1,1% по отношению к топливу
Вращение Правое
Вес мотора в снаряженном сухом виде 430 – 490 кг

Использование дизельного двигателя ММЗ Д-243 актуально в местах с температурой -45 - +40 и полноценной вентиляцией.

Составные элементы дизельного мотора

Конструкция Д-243 обладает традиционным оснащением. Основа представлена блоком цилиндров, изготовленных из чугуна. Из этого же материала производится головка блока и элементы системы газораспределения.

Цилиндровый блок

Представляет собой основу конструкции устройства. Производится из чугуна и имеет 4 отверстия для фиксации цилиндров. Установка производится при помощи гильз, которые закрепляются в верхнем посадочном поясе. Нижняя часть элементов монтируется специальными резиновыми кольцами. Между блоком цилиндров и гильзой остается свободное пространство, в котором перемещается охлаждающая жидкость.

В блоке есть каналы для подачи смазки к подшипникам. С внешней стороны устройства имеются плоскости, предназначенные для фиксации различных приспособлений: водяной помпы, фильтров и прочих.

Головка дизельного механизма

Является цельным элементом дизельного двигателя Д-243, отливается из чугуна. Деталь обеспечивает полноценное функционирование топливной и газораспределительной системы. В головке имеются каналы, обеспечивающие приток свежего воздуха и удаление отработанных газов. Перекрываются отверстия специальными клапанами.

В верхней части располагаются коромысла, колпак, закрывающий клапаны, и всасывающий коллектор. Рядом с ТНВД находятся форсунки. С противоположной стороны – выхлопной коллектор.

Главные механизмы дизеля

Для обеспечения нормальной работы двигателя Д-243 необходимы два элемента.

Кривошипно-шатунный механизм мотора включает в себя следующие детали:

  • Коленвал. Производится из стали, уплотняется манжетами с обеих сторон. На вал крепятся приводы масляного насоса, шкив генератора и другие детали.
  • Поршни. Изготавливаются из алюминия. На поршнях располагаются канавки, в которые монтируются 3 компрессионных кольца и 1 маслосъемное.
  • Шатуны. Стальные детали, на головке которых имеется запрессованная втулка и каналы для попадания масла в поршни.
  • Коренные и шатунные подшипники. Для дизеля Д-243 подбираются вкладыши с двумя разными размерами.
  • Маховик. Чугунный элемент, который закрепляется на фланце коленчатого вала.

Механизм газораспределения состоит из следующих деталей:

  • Распределительный вал. Устанавливается на коленвале, имеет 3 втулки, выполняющие функции подшипников.
  • Толкатели. Стальные элементы с рабочей частью, выполненной из отбеленного чугуна.
  • Штанги. Взаимодействуют с толкателями. При их производстве используются стальные стержни.
  • Коромысла клапанов. В механизме газораспределения дизельного мотора они раскачиваются на оси и фиксируются на цилиндрах 4 шпильками.
  • Выпускные и впускные клапаны. Выполнены из жаропрочной стали, закрываются при помощи пружин.
  • Уплотнительные манжеты. Предотвращают попадание масла в выхлопной коллектор и цилиндры.

Основные системы двигателя

За счет 3-х главных систем дизельный двигатель ММЗ Д-243 осуществляет свою работу. От каждой из них зависит производительность мотора.

Питание

Состоит из нескольких составных частей:

  • Топливный насос (ТНВД). Действует от коленчатого вала при помощи распределительных шестеренок, оснащен парой рычагов и всережимным регулятором.
  • Форсунка. Впрыскивает дизельное топливо в цилиндр. Форсунки имеют 5 отверстий.
  • Топливные фильтры. Осуществляют грубую и тонкую очистку топлива.
  • Воздухоочистители. Очищение воздухи происходит при помощи центробежной силы и масляного пылеуловителя.

Смазочная система

Для дизельного двигателя применяется комбинированная система смазки. Подача смазывающего вещества к деталям мотора производится под действием давления. При помощи разбрызгивания смазываются элементы кривошипно-шатунного механизма и других систем.

В Д-243 задействован шестеренчатый масляный насос с одной секцией. Он крепится болтами к крышке переднего коренного подшипника. Оптимальные показатели давления поддерживаются за счет предохранительного клапана. Сливной клапан регулирует давление, сбрасывая излишки масла в картер.

Система охлаждения

Охлаждение дизельного двигателя производится принудительно, при помощи центробежного насоса. Регулировка оптимальной температуры осуществляется дистанционным методом с использованием специального датчика, встроенного в головку цилиндров.

Нормальные показатели температуры – 85 – 95 градусов.

Дизельный двигатель Д-243 – мощное производительное оборудование, которое устанавливается в современные тракторы, погрузчики, экскаваторы. Перед началом работ новый мотор обязательно подвергается обкатке, сначала на холостом ходу (5 минут), затем с нагрузкой, которая постепенно возрастает (30 часов). В период эксплуатации важно не допускать перегрузок двигателя. Обслуживание производится в соответствии с регламентом.

Система питания топливом двигателя Д-243, в соответствии с рисунком 1, состоит из топливного насоса, форсунок, трубопроводов низкого и высокого давления, воздухоочистителя, впускного и выпускного коллекторов, топливных фильтров грубой и тонкой очистки, топливного бака, устанавливаемого на тракторе МТЗ-82.

Рис. 1 - Схема питания топливом двигателя Д-243 трактора МТЗ-82

1 - топливный бак; 2 - фильтр грубой очистки топлива; 3 - трубки топливные; 4 - топливный насос; 5 - трубка топливная высокого давления; 6 - фильтр тонкой очистки топлива; 7 - воздухоочиститель; 8 - фильтр грубой очистки воздуха; 9 - электрофакельный подогреватель; 10 - впускной коллектор; 11 - глушитель; 12 - выпускной коллектор; 13 - форсунка.

Топливный насос высокого давления ТНВД Д-243

На дизель Д-243 и его модификации устанавливается топливный насос высокого давления 4УТНИ. Все модели насосов приводятся от коленчатого вала дизеля через распределительные шестерни. Топливные насосы Д-243 трактора МТЗ-82 имеют всережимный регулятор и подкачивающий насос поршневого типа, два рычага управления.

В регуляторе ТНВД размещаются корректор подачи топлива, автоматический обогатитель топливоподачи (на пусковых оборотах), а у топливного насоса 4УТНИ-Т, кроме того, есть пневматический ограничитель дымления (пневмокорректор).

Подкачивающий насос установлен на корпусе насоса высокого давления и приводится эксцентриком кулачкового вала. Рабочие детали топливных насосов высокого давления двигателя Д-243 смазываются проточным маслом, поступающим из системы смазки дизеля в корпус насоса через специальное отверстие во фланце.

Слив масла из корпуса насоса в картер дизеля осуществляется по специальному сверлению во фланце. При установке на дизель нового или отремонтированного насоса необходимо залить в него 200...250 см3 масла, применяемого для смазки дизеля, через маслозаливное отверстие на крышке регулятора.

Проверка ТНВД Д-243 4УТНИ и 4УТНИ-Т

Проверку производите через 2000 часов работы дизеля Д-243.

Регулировка ТНВД Д-243 трактора МТЗ-82

1 – винт регулировочный скоростного режима; 1а - винт регулировочный минимального холостого хода; 2 - болт номинала (упор); 3 - венец зубчатый; 4 - винт стяжной; 5 - втулка поворотная; 6 - регулировочный болт толкателя с контргайкой.

Регулировку скоростного режима ТНВД Д-243 проводите регулировочным винтом, ввернутым в прилив корпуса регулятора в соответствии с рисунком 1(а). Винт ограничивает перемещение рычага управления подачей топлива. Регулировочный винт фиксируется контргайкой и пломбируется. Для увеличения скоростного режима выверните винт регулировочный 1 в соответствии с рисунком 1(а), для уменьшения - вверните его.

Часовую производительность топливного насоса высокого давления ТНВД Д-243 (4УТНИ) регулируют болтом номинала 2, ввернутым в заднюю стенку регулятора, в соответствии с рисунком 1(а). При вворачивании болта производительность насоса увеличивается, при выворачивании - уменьшается. Для регулировки частоты вращения минимального холостого хода используйте винт регулировочный 1а в соответствии с рисунком 1(а).

При вворачивании винта частота вращения минимального холостого хода увеличивается. Равномерность подачи топлива и производительность каждой секции топливного насоса ТНВД 4УТНИ регулируйте перемещением поворотной втулки, а, следовательно, и плунжера относительно венца зубчатого 3, в соответствии с рисунком 1(б), при ослабленном винте стяжном 4.

При повороте втулки поворотной 5 влево подача топлива секцией увеличивается, при повороте втулки вправо - уменьшается. Регулировку угла начала подачи топлива производите регулировочным болтом толкателя 6. При вворачивании болта угол начала подачи уменьшается, при выворачивании - увеличивается.

Форсунка Д-243

Форсунка двигателя Д-243 трактора МТЗ-82 предназначена для впрыскивания топлива в цилиндр дизеля. Она обеспечивает необходимый распыл топлива и ограничивает начало и конец подачи. На дизелях применяется форсунка с пятидырчатым распылителем закрытого типа 171.1112010-02 (ЗАО «АЗПИ»). Форсунка 171.1112010-02 и распылитель (АЗПИ) имеет маркировку – «171-02». Маркировка наносится на корпус форсунки и на корпус распылителя.

Топливные фильтры двигателя Д-243

Фильтр грубой очистки топлива дизеля Д-243 служит для предварительной очистки топлива от механических примесей и воды. Фильтр грубой очистки состоит из корпуса, отражателя с сеткой, рассеивателя, стакана с успокоителем. Слив отстоя из фильтра производится через отверстие в нижней части стакана, закрываемое пробкой.

Фильтр тонкой очистки топлива двигателя Д-243 служит для окончательной очистки топлива. Фильтр тонкой очистки имеет сменный бумажный элемент. Топливо, проходя сквозь шторы бумажного фильтрующего элемента, очищается от механических примесей. В нижней части корпуса фильтра находится отверстие с пробкой для слива отстоя. Для удаления воздуха из системы питания на крышке фильтра расположена специальная пробка.

Воздухоочиститель и впускной тракт двигателя Д-243. Воздухоочиститель служит для очистки всасываемого в цилиндры воздуха. Воздухоочиститель дизеля комбинированный: сухая центробежная очистка и масляный пылеуловитель с мокрым капроновым фильтром. В корпусе воздухоочистителя установлены три фильтрующих элемента из капроновой щетины разного диаметра.

На всех дизелях с запуском от электростартера во впускном коллекторе устанавливается электрофакельный подогреватель, который служит для подогрева всасываемого в цилиндры воздуха с целью облегчения пуска дизеля при низкой температуре окружающего воздуха.

Турбокомпрессор двигателя Д-243. Принцип работы турбокомпрессора заключается в том, что отработавшие газы из цилиндров дизеля под давлением поступают через выпускной коллектор в улиточные каналы турбины. Расширяясь, газы вращают ротор, колесо компрессора которого через воздухоочиститель всасывает воздух и подает под давлением в цилиндры двигателя.

Обслуживание системы питания Д-243 трактора МТЗ-82

Проверка и регулировка установочного угла опережения впрыска топлива

При затрудненном пуске дизеля Д-243, дымном выпуске, а также при замене и установке топливного насоса после проверки на стенде через 2000 часов работы или ремонта обязательно проверьте установочный угол опережения впрыска топлива на дизеле.

Проверку угла опережения впрыска топлива для двигателя трактора МТЗ-82 производите в следующей последовательности:

Установите рычаг управления регулятором в положение, соответствующее максимальной подаче топлива;
- отсоедините трубку высокого давления от штуцера первой секции насоса и вместо нее подсоедините мениск для установки угла опережения впрыска топлива (моментоскоп);
- проверните коленчатый вал дизеля ключом по часовой стрелке до появления из стеклянной трубки моментоскопа топлива без пузырьков воздуха;
- удалите часть топлива из стеклянной трубки, встряхнув ее;
- поверните коленчатый вал в обратную сторону (против часовой стрелки) на 30-40°;
- медленно вращая коленчатый вал дизеля по часовой стрелке, следите за уровнем топлива в трубке, в момент начала подъема топлива прекратите вращение коленчатого вала;
- выверните фиксатор из резьбового отверстия заднего листа и вставьте его обратной стороной в то же отверстие до упора в маховик, при этом фиксатор должен совпадать с отверстием в маховике. Это значит, что поршень первого цилиндра установлен в положение, соответствующее: - 20° до ВМТ.

Привод топливного насоса ТНВД Д-243 трактора МТЗ-82

1 – крышка люка; 2 – гайка; 3 – шпилька; 4 – гайка специальная; 5 – фланец; 6 – шестерня привода топливного насоса

Если фиксатор не вошел в отверстие маховика или перекошен - произведите регулировку, для чего проделайте следующее:

Снимите крышку люка 1;
- вставьте фиксатор в отверстие в маховике без перекосов, поворачивая в ту или другую сторону коленчатый вал;
- отпустите на 1...1,5 оборота гайки 2 крепления шестерни привода топливного насоса 6;
- удалите часть топлива из стеклянной трубки моментоскопа, если оно в ней имеется;
- при помощи ключа поверните за гайку специальную 4 валик топливного насоса в одну и другую стороны в пределах пазов, расположенных на торцевой поверхности шестерни привода топливного насоса 6 до заполнения топливом стеклянной трубки моментоскопа;
- установите валик топливного насоса в крайнее (против часовой стрелки) в пределах пазов положение;
- удалите часть топлива из стеклянной трубки;
- медленно поверните валик топливного насоса по часовой стрелке до момента начала подъема топлива в стеклянной трубке;
- в момент начала подъема топлива в стеклянной трубке прекратите вращение валика и затяните гайки крепления шестерни;
- произведите повторную проверку момента начала подачи топлива;
- отсоедините моментоскоп и установите на место трубку высокого давления и крышку люка.
- заверните в отверстие заднего листа фиксатор.

Проверка форсунок Д-243 на давление начала впрыска и качества распыла топлива

Проверку форсунок двигателя Д-243 производите через 2000 часов работы. Форсунка считается исправной, если она распыливает топливо в виде тумана из всех пяти отверстий распылителя, без отдельно вылетающих капель, сплошных струй и сгущений.

Начало и конец впрыска должны быть четкими, появление капель на носке распылителя не допускается.

Качество распыла проверяйте при частоте 60-80 впрысков в минуту. Отрегулируйте форсунки Д-243 на давление впрыска 22,0-22,8 Мпа.

В случае плохого распыла топлива произведите очистку распылителя от нагара, для чего разберите форсунку. Отверните колпак, отпустите контровочную гайку и выверните на 2-3 оборота регулировочный винт (ослабив тем самым пружину), после чего отверните гайку распылителя и снимите распылитель. Другой порядок разборки может привести к поломке штифтов, центрирующих распылитель.

Очистите распылитель форсунки двигателя Д-243 от нагара деревянным скребком, сопловые отверстия прочистите с помощью наколки-пенала для очистки сопловых отверстий распылителей форсунок, или струной диаметром 0,3 мм. Если отверстия не прочищаются, положите распылитель на 10-15 мин в ванночку с бензином, после чего снова прочистите их. Промойте распылитель в чистом бензине, а затем в дизельном топливе.

Если промывкой распылитель восстановить не удается, его надо заменить новым. Новые распылители перед установкой в форсунку расконсервируйте путем промывки в бензине или подогретом дизельном топливе. Соберите форсунку в порядке, обратном разборке. Отрегулируйте регулировочным винтом давление начала впрыска топлива.

Зафиксируйте регулировочный винт, затянув контровочную гайку, и наверните на форсунку колпак. Установите форсунки на дизель Д-243. Болты крепления форсунок затягивайте равномерно в 2-3 приема. Окончательный момент затяжки 20...25 Нм.

________________________________________________________________________


Двигатель ММЗ Д-243

Характеристики Д-243

Производство ММЗ
Марка двигателя Д243
Годы выпуска 1974-н.в.
Материал блока цилиндров чугун
Тип двигателя дизельный
Конфигурация рядный
Количество цилиндров 4
Клапанов на цилиндр 2
Ход поршня, мм 125
Диаметр цилиндра, мм 110
Степень сжатия 16
Объем двигателя, куб.см 4750
Мощность двигателя, л.с./об.мин 60/2200
81/2200
83/2200
Крутящий момент, Нм/об.мин 274/-
298/1600
298/1600
Экологические нормы Евро 0
Евро 1
Турбокомпрессор
Вес двигателя, кг 430 (Д243)
Расход топлива, л/час (для ГС-10.01) 8.8
Расход масла, % к расходу топлива, до 1.1
Масло в двигатель
5W-40
15W-40
Сколько масла в двигателе, л 12
Замена масла проводится, часов 500
Размеры, мм:
— длина
— ширина
— высота

1003
676
1223
Ресурс двигателя, часов
— по данным завода
— на практике

8 000
Тюнинг, л.с.
— потенциал
— без потери ресурса

100+
Двигатель устанавливался МТЗ-80, 82, 892, 952
МТЗ МТ-353, МП-403, МГЛ-363, ММП-393, МПЛ-373
ТТЗ-80
Беларус-90, 820, 821, 900
ЕК-12, ЕК-14
ЭО-3323
ВП-05-04
Погрузчики 41008 Злата, 40810, 41015, 41306
АД30, АД60
АДД-4004
ЭД30
ДУ-98, 100
МЗ Арсенал
Амкодор-6641, 6622

Надежность, проблемы и ремонт ММЗ Д-243

Производство дизеля Д243 на заводе в Минске было начато в 1974 году, и это был рядный 4-х цилиндровый мотор. Здесь применен чугунный блок цилиндров с мокрыми гильзами из чугуна, внутри этого блока стоит стальной коленвал с ходом поршня 125 мм, с коренными шейками 75.25 мм и с шатунными шейками 68.25 мм. Шатуны стальные длинной 230 мм, поршни алюминиевые диаметром 110 мм с поршневыми пальцами диаметром 38 мм. Это обеспечивает рабочий объем 4.75 литра.
Давление масла на ММЗ Д-243 должно находиться в диапазоне 2.5-3.5 кгс/см 2 .

Сверху блока установлена чугунная головка с 2-мя клапанами на цилиндр. Диаметр впускных клапанов 48 мм, а выпускных 42 мм, толщина ножки — 11 мм. Это нижневальный мотор, соответственно, распредвал находится в блоке и приводит клапана в движение через толкатели, штанги и коромысла.
Каждые 500 часов работы нужно проверять и регулировать клапаны. Зазоры клапанов следующие: впуск и выпуск — 0.25 мм. Порядок регулировки клапанов совпадает с порядком работы — 1-3-4-2.

Для этих моторов идет топливный насос 4УТНИ.
На основе 243-го был создан известнейший турбодизель Д-245 .

Модификации Д-243 и их отличия

1. Д-243 — обычная версия мощностью 81 л.с.
2. Д-243Л — такой же Д-243, но с другим выпускным коллектором.
3. Д-243.1 — мотор мощностью 83 л.с.
3. Д-243.2 — версия для шахтных автомобилей мощностью 60 л.с.

Неисправности Д-243

Это простой мотор без наддува и дополнительной электроники и, соответственно, он не имеет множества проблем присущих турбированным дизелям Д-245. В любом случае, возраст берет свое и, если у вас имеются проблемы с дымностью, а также с прочей радостью, тогда расписаны причины их возникновения.

Тюнинг двигателей Д-243

Установка турбины

Можно переделать свой атмосферный 243-й в турбированный Д-245 , тем самым добавив ему немного мощности. Для реализации этого вам необходима турбина ТКР 6 от 245-го, выпускной коллектор под нее от Д-245, сделать маслоподачу и маслослив, настроить свой ТНВД и все будет работать на стандартных поршнях. Для этого продаются готовые комплекты установки турбины за вполне нормальные деньги.
Полноценного Д-245 таким образом не получить (отличаются блок, коленвал и поршни), но мощностей вы мотору добавите.

История появления дизеля Д-243 неразрывно связана с легендарным трактором МТЗ-80/82, производство которого началось в 1974 году. Изначально на эти машины устанавливался двигатель Д-240. Позже его заменил более совершенный Д-243, который и по сей день является сердцем тракторов Минского завода.

В настоящее время этот двигатель является самым массовым на территории бывшего СССР. Дизель стал базой для целого ряда модификаций отличающихся комплектацией и установленными агрегатами, а следовательно и эксплуатационными характеристиками.

Технические характеристики Двигателя Д-243

Двигатель Д-243 – это четырехтактный дизель с вертикальным, рядным расположением цилиндров и впрыском топлива непосредственно в цилиндры. Базовая модель не имеет турбо надува.

Основное их назначение установка на сельскохозяйственные трактора класса 1,4-2,0 т/с. А так же другие машины промышленного, сельскохозяйственного, лесозаготовительного назначения. Широко применяется на экскаваторах, погрузчиках, компрессорных станциях и электрогенераторах.

Обладает следующими характеристиками:

  • Цилиндры в количестве – 4шт;
  • Режим работы цилиндров – 1-3-4-2;
  • Диаметр цилиндра – 110 мм;
  • Ход поршня – 125 мм;
  • Рабочий объем двигателя – 4,75 л;
  • Мощность – 59,6 кВт;
  • Наибольший крутящий момент – 298 Н*м;
  • Наименьшие устойчивые обороты на холостом ходу – 600 об/мин;
  • Номинальная обороты холостого хода – 2200 об/мин;
  • Наибольшая частота оборотов холостого хода – 2380 об/мин;
  • Расчетная степень сжатия – 16;
  • Расход диз. топлива – 226 г/кВтч;
  • Расход масла на период действия гарантии учитывая замену – не превышает 1,1% к расходу топлива;
  • Давление масла на минимальных оборотах двигателя – 0,08 МПа;
  • Давление масла на номинальных оборотах двигателя – 0,25-0,35 МПа;
  • Вращение – правое;
  • Масса дизеля сухого/снаряженного – 430/490 кг.

Эксплуатируются дизеля в условиях от -45 до +40, в местах где воздухообмен не ограничен.

Основные элементы дизеля Д-243

Конструкция двигателя имеет классическую компоновку. Основой ему служит отлитый из чугуна блок цилиндров. Головка блока цилиндров, так же из чугунного литья, с элементами механизма газораспределения. Снизу блок цилиндров закрывает масляный поддон – картер.

Блок цилиндров двигателя Д-243

Блок цилиндров – основа корпуса дизеля. Отливается из чугуна и имеет четыре расточки для установки гильз образующих цилиндры. Для установки гильз в расточках блока имеются два посадочных пояса.

Гильза фиксируется буртом в верхнем посадочном поясе. А нижняя же ее часть уплотняется парой колец из резины, установленных в проточках блока. Между гильзой и целиндровым блоком образуется пространство, с циркулирующей охлаждающей жидкостью.

Значение диаметра внутри гильзы подразделяется на три размера: малый, большой и средний. Маркируются они соответственно буквами (М), (С) и (Б), наносится маркировка в нижней части гильзы.

Приливы в торцовых стенках и поперечных и внутренних перегородках блока образуют опоры коленвала. На приливы устанавливаются крышки, образующие постели для монтажа коренных подшипников. Каждая крышка индивидуальна т.к. проточена под определенную постель, поэтому заменять ех крышками с других постелей запрещенно.

Так же в блоке имеются каналы по которым к коренным подшипникам и подшипникам распредвала поступает смазка. С наружи блока есть обработанные плоскости, служащие креплением для различного оборудования: ТНВД, фильтров, водяной помпы и так далее.

Головка цилиндров двигателя Д-243

Головка цилиндра является цельнолитой чугунной деталью, служащей основой для механизма газораспределения и топливной системы. В головке цилиндров имеются каналы для поступления в цилиндры свежего воздуха и отведения отработанных газов. Перекрываются каналы выпускными и впускными клапанами.

Под клапана, монтируются седла. Для достижения полной герметичности каждый клапан притирается к седлу индивидуально. Изготавливаются седла из высокопрочной и тугоплавкого сплава. Для отведения тепла головке имеются полости с циркулирующей в них охлаждающей жидкостью.

Сверху располагаются коромысла, всасывающий коллектор и колпак скрывающие клапанный механизм. Со стороны ТНВД в головке закреплены форсунки. С другой стороны выхлопной коллектор.

Уплотнением между блоком и головкой выступает асбестовая, армированная сталью прокладка. В прокладке, отверстия для гильз а так же канала для смазки окантованы обечайками из стали.

Основные механизмы двигателя Д-243

Можно выделить два основных механизма обеспечивающих работу двигателя. А так же системы, эти механизмы обслуживающие, но речь пока не о них.

Так вот – это кривошипно-шатунный механизм и механизм газораспределения. Первый обеспечивает преобразование возвратно поступательного движения поршней в работу коленвала, то есть его вращение. Второй управляет фазами газораспределения.

Кривошипно-шатунный механизм двигателя Д-243

Основными элементы:

  • Вал коленчатый;
  • Поршни;
  • Шатуны;
  • Коренные и шатунные подшипники;
  • Маховик.

Рассмотрим эти элементы более подробно.

Коленчатый вал. Производится коленвал из стали, шейки вала делятся на коренные (5 шт.) и шатунные (4 шт.). Шатунные шейки оснащены полостями для центробежной дополнительной фильтрации смазки.

Чтобы уменьшить влияние инерционных сил на подшипники, ставят противовесы на 8, 5, 4 и 1-ую щеки коленвала.

С обоих концов вал уплотнен манжетами. На передний торец вала крепятся шестерни приводов маслинного насоса и механизма газораспределения, а так же шкив генератора и водяной помпы. С другой стороны крепится, на фланец установлен маховик.

Поршень, палец поршневой и кольца. Материал поршня алюминий. Канавки в его верхней части служат для установки трех компрессионных колец и 1-го маслосъемного.

Кольца делают из чугуна. Первое с верху кольцо хромированное, имеет прямоугольную форму в сечении, в канавку вставляется произвольно. 2-ое и 3-тье кольца имеют форму конуса, в торцевой части имеют метку «верх». 4-ое кольцо коробчатого строения маслосъемное, с расширителем в виде стальной спирали.

Для монтажа поршневого пальца, в бобышках поршня проточены отверстия. Изготавливается палец из хромоникелевой стали. Стопорные кольца исключают движение пальца в бобышках по оси.

По аналогии с гильзами поршня могут быть трех размеров (Б, С, М). Поршни и гильзы должны соответствовать по размерным группам.

Шатун. Материал сталь, форма в сечении двутавр. Головка шатуна в верхней своей части имеет запрессованную втулку и отверстия для подвода масла к поршневому пальцу.

Нижняя, имеет постели для установки вкладышей подшипника. Постели растачиваются вместе с крышками, а значит менять их местами не допустимо. Чтобы не перепутать шатун с крышкой имеют идентичную маркировку.

Так же шатуны различаются по весу. Все шатуны устанавливаемые в двигатель должны входить в одну весовую группу.

Коренные и шатунные подшипники. Делают их из биметаллической полоски. На Д-243 в зависимости от диаметра шеек коленвала существует два размера вкладышей. Кроме того насчитывается 4-е ремонтных размера.

Маховик. Материал чугун. С помощью болтов закрепляется на фланец коленвала.

Механизм газораспределения двигателя Д-243

Основные элементы:

  • Распределительный вал;
  • Клапана впускные и выпускные;
  • Штанги;
  • Коромысла;
  • Уплотнительные манжеты.

Вал распределительный.

Привод вала от распределительной шестерни, установленной на коленчатом валу. Три втулки служащие валу подшипниками запрессованны в расточки целиндрового блока. Первая сделанная из сплава алюминия втулка с буртом, удерживающим вал от смещения по оси. Две другие втулки из чугуна.

Толкатели. Сами толкатели выполнены из стали. Рабочая часть толкателя сферической формы с наплавкой из отбеленного чугуна.

Штанги изготавливают из стального стержня, а чашка и сферическая рабочая часть штанги, взаимодействующая с толкателем закалены.

Коромысла клапанов.

Коромысла качаются на оси, которая крепится к крышке цилиндров четырьмя шпильками. Ось полая, имеет 8 каналов для подачи смазки на коромысла. Распорные пружины исключают осевое движение коромысел.

Впускные и выпускные клапана. Для изготовления используется жаропрочная сталь. Клапана совершают движение в направляющих, запрессованных в головку цилиндров. Две пружины, внутренняя и наружная, закрывают каждый клапан воздействуя на тарелку, которая фиксируется сухариками.

Манжеты уплотнительные. Чтобы исключить попадание в цилиндры и выхлопной коллектор масла, через зазор в направляющей клапана, для уплотнения устанавливают манжеты.

Системы двигателя Д-243

Рассмотрим основные системы, обеспечивающие работу дизеля, его узлов и механизмов. Системы без которых его работа не возможна.

От бесперебойной работы каждой из систем зависит работоспособность двигателя. Неполадки в любой из представленных систем могут вести, как к сбоям в работе и выходу из строя отдельных комплектующих, так полного выхода двигателя из строя.

Система питания двигателя Д-243

Включает в себя:

  • Топливный насос высокого давления (ТНВД);
  • Форсунки;
  • Фильтр тонкой и грубой очистки;
  • Воздухоочистители и всасывающий коллектор.

ТНВД.

Двигатель Д-243 оснащен насосом 4УТНИ. Все ТНВД работают от коленвала, посредством распределительных шестерен. Комплектуются такие насосы всережимным регулятором, двумя управляющими рычагами и подкачивающим поршневым насосом.

Регулятор корректирует подачу диз. топлива. А так же обогащает подачу во время пуска. Подкачивающий насос размещен на корпусе ТНВД, кулачковый вал посредством эксцентрика служит ему приводом.

Детали насоса ТНВДчерез специальный канал смазываются маслом из основной магистрали смазочной системы двигателя.

Форсунка. Осуществляет впрыск соляры в цилиндр, а так же четко контролирует его начало и конец. Распылители для форсунок на дизелях Д-243 применяются пяти дырчатые.

Фильтры топливные, тонкая и грубая очистка. Грубая очистка – это предварительная фильтрация топлива от воды различных крупных включений и примесей. В состав фильтра входят, стакан с встроенным успокоителем, отражатель с фильтрующей сеткой, рассеиватель. Отстой из фильтра удаляется открытием пробки в днище корпуса фильтра.

Фильтр тонкой очистки предназначен для финальной чистки дизельного топлива. Фильтрация происходит с помощью сменного бумажного элемента. Отстой из фильтра удаляется через пробку в дне стакана, а воздух удаляется через пробку в верхней части фильтра.

Воздухоочистители и всасывающий коллектор. Воздух очищается в два этапа: центробежная чистка воздуха (сухая) и масленый уловитель пыли с тремя щитинистыми капроновыми элементами.

Система смазки двигателя Д-243

Система смазки на Д-243 комбинированная. К подшипникам коленвала и распредвала, втулкам промежуточной шестеренки и приводной шестерни ТНВД, приводу клапанов смазка подается под давлением. Методом разбрызгивания масла смазываются детали кривошипно-шатунного механизма (кроме подшипников коленвала) и такие элементы механизма газораспределения, как кулачки распредвала, штанги, толкатели.

Масляный насос.

в системе шестеренчатый, односекционный. Закреплен на крышке 1-го коренного подшипника с помощью болтов. Через патрубок и каналы в блоке, масло поступает в центрифугу, где удаляются тяжелые примеси и продукты износа. После центрифуги масло охлаждается в радиаторе, а затем в магистраль двигателя.

В корпусе центрифуги находятся сливной, редукционный и предохранительный клапаны. При холодном пуске, во избежание повышенного давления, редукционный клапан пускает масло сразу в магистраль, в обход радиатора.

Предохранительный клапан поддерживает давление перед центрифугой 0,8 МПа. При избыточном давлении часть масла сбрасывается в картер без очистки.

Сливной клапан регулирует давление в системе на уровне 0,25-0,35 МПа. Если это значение превышается, избыток масла сбрасывается в картер.

Система охлаждения двигателя Д-243

Охлаждение жидкостное, циркуляция принудительная, от центробежного насоса. Контроль температуры осуществляется дистанционно, с помощью датчика, вмонтированного в головку цилиндров. Температура жидкости в системе не должна выходить за рамки 85-95 градусов.

Электрооборудование двигателя Д-243

На дизель Д-243 устанавливаются генераторы на 1 кВт мощностью и напряжением в 14 либо 28 вольт. Работает параллельно с аккумулятором подзаряжая его во время работы, а так же питает все потребители электричества на тракторе или другой технике.

Для запуска двигателя используется электростартер.

Представляет из себя электродвигатель работающий на постоянном токе. Пуск стартера дистанционный, при помощи включателя и электромагнитного реле.

Возможные неисправности двигателя Д-243

Двигатель не запускается.

Топливная система завоздушена. Прокачать систему подкачивающим поршневым насосом установленным на ТНВД. Проверить систему на герметичность.

Топливный насос не исправен. Ремонт либо замена ТНВД.

Дизель не развивает мощности.

Не доходит до конца рычаг управления насосом. Рычаг управления ТНВД требует регулировки.

Фильтр тонкой очистки засорился. Сменить фильтрующий элемент.

Форсунки не исправны. Найти не работающие форсунки, промыть, а лучше установит новые распылители.

Сбился угол опережения топливоподачи. Отрегулировать до нужного значения.

Засорился воздухоочиститель.

Не устойчивые обороты на холостом ходу.

Воздух попал в топливную систему. Прокачать систему, проверить герметичность.

В насосе сбилась регулировка пружины холостого хода. Пружину необходимо отрегулировать.

Дизель сильно дымит.

Забился воздухоочиститель. Провести ТО воздухоочистителя.

Игла форсунки зависла. Найти вышедшую из строя форсунку, заменить распылитель, провести регулировку форсунки.

Топливный насос не исправен. Ремонт либо замена ТНВД.

Температура дизеля ниже нормы.

Вода попала в топливо. Замените дизельное топливо.

Сбилась регулировка теплового зазора в клапанах. Проверить и при необходимости отрегулировать тепловой зазор в клапанах и коромыслах..

Сбилась настройка подачи топлива. Выставить на нужный угол опережения.

Излишек масла в двигателя. Удалить избыток масла, выставить уровень по верхнюю риску щупа.

Перегрев двигателя.

В радиаторе закипает охлаждающая жидкость. Почистить радиаторную решетку от грязи. Удалить накипь из системы. Проверить натяжку ремня вентилятора.

На прогретом двигателе давление масла ниже нормы.

Датчик давления вышел из строя. Заменить при необходимости.

Герметичность маслопровода нарушена. Проверьте маслопровод на герметичность. При обнаружении, течь устранить.

Неполадка масляного насоса. Найти неисправность,провести ремонт.

Масла в картере ниже минимального уровня. Проверить уровень, при необходимости добавить до нормы.

Сбои в работе сливного клапана, возможно заедание. Клапан промыть, отрегулировать давление в системе.

Большой износ подшипника в шейке коленвала. Провести дефекацию, при необходимости шейки коленвала прошлифовать, заменить вкладыши.

Array ( => Array ( => Оформление заказа => /info/ => => R => Array () => D => 0 => Array () => Array ( => Оформление заказа) => 1 =>) => Array ( => Оплата => /info/payment/ => => R => Array () => D => 1 => Array () => Array ( => Оплата) => 1 =>) => Array ( => Доставка => /info/delivery/ => => R => Array () => D => 2 => Array () => Array ( => Доставка) => 1 =>) => Array ( => Гарантия => /info/warranty/ => => R => Array () => D => 3 => Array () => Array ( => Гарантия) => 1 =>) => Array ( => Новости => /info/news/ => => R => Array () => D => 4 => Array () => Array ( => Новости) => 1 =>) => Array ( => Акции => /info/sale/ => => R => Array () => D => 5 => Array () => Array ( => Акции) => 1 =>) => Array ( => Статьи => /info/articles/ => 1 => R => Array () => D => 6 => Array () => Array ( => Статьи) => 1 =>) => Array ( => Вопрос-ответ => /info/faq/ => => R => Array () => D => 7 => Array () => Array ( => Вопрос-ответ) => 1 =>) => Array ( => Производители => /info/brands/ => => R => Array () => D => 8 => Array () => Array ( => Производители) => 1 =>) => Array ( => Каталоги деталей
и сборочных единиц => /info/catalogs/ => => R => Array () => D => 9 => Array () => Array ( => Каталоги деталей
и сборочных единиц) => 1 => 1 => Array ( => Array ( => ММЗ => /info/catalogs/mmz/ => => R => Array () => D => 0 => Array () => Array ( => Каталоги деталей
и сборочных единиц => ММЗ) => 2 =>) => Array ( => МТЗ => /info/catalogs/mtz/ => => R => Array () => D => 1 => Array () => Array ( => Каталоги деталей
и сборочных единиц => МТЗ) => 2 =>) => Array ( => ЯМЗ => /info/catalogs/yamz/ => => R => Array () => D => 2 => Array () => Array ( => Каталоги деталей
и сборочных единиц => ЯМЗ) => 2 =>))))

Система питания топливом двигателя Д-243/Д-242 тракторов МТЗ, ЮМЗ, экскаватора ЕК-12/14, в соответствии с рисунком 1, состоит из топливного насоса, форсунок, трубопроводов низкого и высокого давления, воздухоочистителя, впускного и выпускного коллекторов, топливных фильтров грубой и тонкой очистки, топливного бака.

Рис. 1 - Схема питания топливом дизельного двигателя Д-243/Д-242

1 - топливный бак; 2 - фильтр грубой очистки топлива; 3 - трубки топливные; 4 - топливный насос; 5 - трубка топливная высокого давления; 6 - фильтр тонкой очистки топлива; 7 - воздухоочиститель; 8 - фильтр грубой очистки воздуха; 9 - электрофакельный подогреватель; 10 - впускной коллектор; 11 - глушитель; 12 - выпускной коллектор; 13 - форсунка.

Топливный насос высокого давления ТНВД дизеля Д-243/Д-242

На дизель Д-243/Д-242 и его модификации устанавливается топливный насос высокого давления 4УТНИ. Все модели насосов приводятся от коленчатого вала дизеля через распределительные шестерни.

Топливные насосы имеют всережимный регулятор и подкачивающий насос поршневого типа, два рычага управления.

В регуляторе ТНВД размещаются корректор подачи топлива, автоматический обогатитель топливоподачи (на пусковых оборотах), а у топливного насоса 4УТНИ-Т, кроме того, есть пневматический ограничитель дымления (пневмокорректор).

Подкачивающий насос установлен на корпусе насоса высокого давления и приводится эксцентриком кулачкового вала. Рабочие детали топливных насосов высокого давления смазываются проточным маслом, поступающим из системы смазки дизеля в корпус насоса через специальное отверстие во фланце.

Слив масла из корпуса насоса в картер дизеля осуществляется по специальному сверлению во фланце. При установке на дизель нового или отремонтированного насоса необходимо залить в него 200...250 см3 масла, применяемого для смазки дизеля, через маслозаливное отверстие на крышке регулятора.

Проверка и контроль ТНВД Д-243/Д-242 4УТНИ и 4УТНИ-Т

Проверку производите через 2000 часов работы дизеля.


Регулировка ТНВД двигателя Д-243/Д-242

1 – винт регулировочный скоростного режима; 1а - винт регулировочный минимального холостого хода; 2 - болт номинала (упор); 3 - венец зубчатый; 4 - винт стяжной; 5 - втулка поворотная; 6 - регулировочный болт толкателя с контргайкой.

Регулировку скоростного режима проводите регулировочным винтом, ввернутым в прилив корпуса регулятора в соответствии с рисунком 1(а). Винт ограничивает перемещение рычага управления подачей топлива.

Регулировочный винт фиксируется контргайкой и пломбируется. Для увеличения скоростного режима выверните винт регулировочный 1 в соответствии с рисунком 1(а), для уменьшения - вверните его.

Часовую производительность топливного насоса высокого давления ТНВД Д-243/Д-242 (4УТНИ) регулируют болтом номинала 2, ввернутым в заднюю стенку регулятора, в соответствии с рисунком 1(а).

При вворачивании болта производительность насоса увеличивается, при выворачивании - уменьшается. Для регулировки частоты вращения минимального холостого хода используйте винт регулировочный 1а в соответствии с рисунком 1(а).

При вворачивании винта частота вращения минимального холостого хода увеличивается. Равномерность подачи топлива и производительность каждой секции топливного насоса 4УТНИ регулируйте перемещением поворотной втулки, а, следовательно, и плунжера относительно венца зубчатого 3, в соответствии с рисунком 1(б), при ослабленном винте стяжном 4.

При повороте втулки поворотной 5 влево подача топлива секцией увеличивается, при повороте втулки вправо - уменьшается. Регулировку угла начала подачи топлива производите регулировочным болтом толкателя 6. При вворачивании болта угол начала подачи уменьшается, при выворачивании - увеличивается.

Форсунка дизелей Д-243/Д-242

Форсунка двигателя Д-243/Д-242 предназначена для впрыскивания топлива в цилиндр дизеля. Она обеспечивает необходимый распыл топлива и ограничивает начало и конец подачи.

На дизелях применяется форсунка с пятидырчатым распылителем закрытого типа 171.1112010-02 (ЗАО «АЗПИ »). Форсунка 171.1112010-02 и распылитель (АЗПИ) имеет маркировку – «171-02». Маркировка наносится на корпус форсунки и на корпус распылителя.

Топливные фильтры дизельного двигателя Д-243/Д-242

Фильтр грубой очистки топлива служит для предварительной очистки топлива от механических примесей и воды. Фильтр грубой очистки состоит из корпуса, отражателя с сеткой, рассеивателя, стакана с успокоителем. Слив отстоя из фильтра производится через отверстие в нижней части стакана, закрываемое пробкой.

Фильтр тонкой очистки топлива служит для окончательной очистки топлива. Фильтр тонкой очистки имеет сменный бумажный элемент. Топливо, проходя сквозь шторы бумажного фильтрующего элемента, очищается от механических примесей.

В нижней части корпуса фильтра находится отверстие с пробкой для слива отстоя. Для удаления воздуха из системы питания на крышке фильтра расположена специальная пробка.

Воздухоочиститель и впускной тракт. Воздухоочиститель служит для очистки всасываемого в цилиндры воздуха. Воздухоочиститель дизеля комбинированный: сухая центробежная очистка и масляный пылеуловитель с мокрым капроновым фильтром. В корпусе воздухоочистителя установлены три фильтрующих элемента из капроновой щетины разного диаметра.

На всех дизелях с запуском от электростартера во впускном коллекторе устанавливается электрофакельный подогреватель, который служит для подогрева всасываемого в цилиндры воздуха с целью облегчения пуска дизеля при низкой температуре окружающего воздуха.

Турбокомпрессор двигателя. Принцип работы турбокомпрессора заключается в том, что отработавшие газы из цилиндров дизеля под давлением поступают через выпускной коллектор в улиточные каналы турбины. Расширяясь, газы вращают ротор, колесо компрессора которого через воздухоочиститель всасывает воздух и подает под давлением в цилиндры двигателя.

Обслуживание системы питания (топливной системы) дизеля Д-243/Д-242

Проверка и регулировка установочного угла опережения впрыска топлива

При затрудненном пуске дизеля Д-243, дымном выпуске, а также при замене и установке топливного насоса после проверки на стенде через 2000 часов работы или ремонта обязательно проверьте установочный угол опережения впрыска топлива на дизеле.

Проверку угла опережения впрыска топлива для двигателя Д-243/Д-242 производите в следующей последовательности:

Установите рычаг управления регулятором в положение, соответствующее максимальной подаче топлива;
- отсоедините трубку высокого давления от штуцера первой секции насоса и вместо нее подсоедините мениск для установки угла опережения впрыска топлива (моментоскоп);
- проверните коленчатый вал дизеля ключом по часовой стрелке до появления из стеклянной трубки моментоскопа топлива без пузырьков воздуха;
- удалите часть топлива из стеклянной трубки, встряхнув ее;
- поверните коленчатый вал в обратную сторону (против часовой стрелки) на 30-40°;
- медленно вращая коленчатый вал дизеля по часовой стрелке, следите за уровнем топлива в трубке, в момент начала подъема топлива прекратите вращение коленчатого вала;
- выверните фиксатор из резьбового отверстия заднего листа и вставьте его обратной стороной в то же отверстие до упора в маховик, при этом фиксатор должен совпадать с отверстием в маховике. Это значит, что поршень первого цилиндра установлен в положение, соответствующее: - 20° до ВМТ.


Привод топливного насоса ТНВД двигателя Д-243/Д-242

1 – крышка люка; 2 – гайка; 3 – шпилька; 4 – гайка специальная; 5 – фланец; 6 – шестерня привода топливного насоса

Если фиксатор не вошел в отверстие маховика или перекошен - произведите регулировку, для чего проделайте следующее:

Снимите крышку люка 1;
- вставьте фиксатор в отверстие в маховике без перекосов, поворачивая в ту или другую сторону коленчатый вал;
- отпустите на 1...1,5 оборота гайки 2 крепления шестерни привода топливного насоса 6;
- удалите часть топлива из стеклянной трубки моментоскопа, если оно в ней имеется;
- при помощи ключа поверните за гайку специальную 4 валик топливного насоса в одну и другую стороны в пределах пазов, расположенных на торцевой поверхности шестерни привода топливного насоса 6 до заполнения топливом стеклянной трубки моментоскопа;
- установите валик топливного насоса в крайнее (против часовой стрелки) в пределах пазов положение;
- удалите часть топлива из стеклянной трубки;
- медленно поверните валик топливного насоса по часовой стрелке до момента начала подъема топлива в стеклянной трубке;
- в момент начала подъема топлива в стеклянной трубке прекратите вращение валика и затяните гайки крепления шестерни;
- произведите повторную проверку момента начала подачи топлива;
- отсоедините моментоскоп и установите на место трубку высокого давления и крышку люка.
- заверните в отверстие заднего листа фиксатор.

Проверка форсунок Д-243/Д-242 на давление начала впрыска и качества распыла топлива

Проверку форсунок производите через 2000 часов работы.

Форсунка считается исправной, если она распыливает топливо в виде тумана из всех пяти отверстий распылителя, без отдельно вылетающих капель, сплошных струй и сгущений.

Начало и конец впрыска должны быть четкими, появление капель на носке распылителя не допускается.

Качество распыла проверяйте при частоте 60-80 впрысков в минуту. Отрегулируйте форсунки на давление впрыска 22,0-22,8 Мпа.

В случае плохого распыла топлива произведите очистку распылителя от нагара, для чего разберите форсунку. Отверните колпак, отпустите контровочную гайку и выверните на 2-3 оборота регулировочный винт (ослабив тем самым пружину), после чего отверните гайку распылителя и снимите распылитель. Другой порядок разборки может привести к поломке штифтов, центрирующих распылитель.

Очистите распылитель форсунки двигателя Д-243/Д-242 тракторов МТЗ, ЮМЗ, экскаватора ЕК-12/14 от нагара деревянным скребком, сопловые отверстия прочистите с помощью наколки-пенала для очистки сопловых отверстий распылителей форсунок, или струной диаметром 0,3 мм.

Если отверстия не прочищаются, положите распылитель на 10-15 мин в ванночку с бензином, после чего снова прочистите их. Промойте распылитель в чистом бензине, а затем в дизельном топливе.

Если промывкой распылитель восстановить не удается, его надо заменить новым. Новые распылители перед установкой в форсунку расконсервируйте путем промывки в бензине или подогретом дизельном топливе. Соберите форсунку в порядке, обратном разборке. Отрегулируйте регулировочным винтом давление начала впрыска топлива.

Зафиксируйте регулировочный винт, затянув контровочную гайку, и наверните на форсунку колпак. Установите форсунки на дизель. Болты крепления форсунок затягивайте равномерно в 2-3 приема. Окончательный момент затяжки 20...25 Нм.

Вверх