Что такое ратуша в средневековье. Староместская ратуша – достояние, достопримечательность и символ Праги. Часовня Девы Марии

Таллинская городская ратуша – одно из самых старых и в то же время самых популярных достопримечательностей, которые находятся в Старом городе столицы Эстонии. Много сотен лет назад данное здание было главным административным центром. Попасть внутрь ратуши могли только избранные личности, связанные с политической деятельностью, которые были уполномоченными решать различные городские проблемы. На сегодняшний день, это сооружение также используется местными властями, но только одна его часть, вторую же часть выделили под музей. В 2014 году Таллинская городская ратуша праздновала свое 610-летие.

Все жители страны, а в частности столицы, очень гордятся этим сооружением, так как это единственное здание во всей северной части Европы, которое сохранилось с древних времен практически не измененным.

Первые документы, указывающие на существование ратуши, датированы 1322 годом, на тот момент это было весьма обычное одноэтажное строение, возведенное из известняка. Спустя несколько десятилетий Таллин (на тот момент город носил название Ревель) стал достаточно сильным торговым городом. Из-за нарастающей мощности городские власти почувствовали необходимость расширить здание.

Первая реконструкция ратуши была запланирована на 1402-1404 годы. Тогда же появились очень красивые и огромные залы, в которых проводились различные торжественные мероприятия и банкеты. Спустя еще 80 лет было принято решение о возведении достаточно высокой на то время башни высотой в 64 метра. В 1530 году на шпиль данной башни поставили флюгер в виде стражника, он и по сегодняшний день является наиболее узнаваемым символом столицы Эстонии. Через каждые несколько лет на сооружение устанавливали все новые украшения.

В 1627 году известный на то время ревельский кузнец по имени Дэниэль Пёппель соорудил красивые водосливы из металла в форме голов драконов. Стоит отметить, что такие элементы декора являлись достаточно типичными во времена средневековья.


Спустя несколько десятилетий местные власти выделили денежные средства на реконструкцию башни. Именно тогда, в конце XVII века, на башню ратуши установили новый шпиль, который был олицетворением позднего ренессанса. Тогда же и был изменен вход в здание, теперь он располагается на фронтальной стороне ровно по центру.

Когда была Вторая мировая война, часть башни была частично разрушена, когда проводилась бомбардировка фашистских захватчиков и освобождалась столица Эстонии. Однако в таком состоянии городская ратуша находилась не долгий период времени, практически сразу же после завершения военных действий, башню реконструировали.

Что посмотреть в Таллинской ратуше

Данное архитектурное сооружение имеет несколько огромных залов, что примечательно, все они находятся в свободном доступе для туристов. Они закрыты только в том случае, если здесь проходят различные официальные мероприятия. Узнать есть ли какой-либо официальный прием можно только на месте.

Как и много лет назад, самым красивым и главным зданием ратуши является Зал магистра. В средневековье именно здесь заседало все городское управление. В современном Таллине этот зал является своеобразной выставкой средневекового искусства. В большей мере здесь находятся произведения, которые, так или иначе, связываются с правосудием. Стоит отметить, что здесь находятся картины достаточно известного художника Иоганна Акена, который писал свои произведения в XVII столетии.


Если государственные чиновники средневековья принимали иностранных послов и хотели принять их со всем размахом, то такие мероприятия проводились в Бюргерском зале. Для иностранных гостей устраивали концерты и представления от различных странствующих музыкантов и актеров.


В средневековье Подвальный и Торговый зал использовались просто для хранения вина. В нынешнее время эти залы переделали в достаточно большой музей, который может посетить каждый желающий.


Также в этом сооружении было казначейство и личная кухня. Стоит отметить, что кухня осталась практически не тронутой и в ней сохранилось почти все так, как было более 300 лет назад. Казначейство со временем трансформировалось в кабинет мера Таллина.

Среди музейных ценностей в первую очередь стоит отметить детский портрет шведской королевы Кристины, данное произведение искусства является основной гордостью музея в городской ратуше.

При желании, каждый турист имеет право подняться на башню сооружения и полюбоваться достаточно красивым видом окрестностей. С данной башни человек может увидеть Ратушную площадь и близлежащие архитектурные сооружения. Стоит обратить особое внимание на столбы, которые окружают сооружение. Много лет назад столб, в который вмонтированы цепи, использовался в качестве «позорного». К нему приковывали людей, которые совершили различные преступления, чтобы они не могли двигаться. Преступников, таким образом, выставляли на всеобщее обозрение.

Адрес на карте

В самом центре города находится ратушная площадь, на которой сохранилось достаточно большое количество средневековых архитектурных памяток. В центре данной площади и находится таллинская городская ратуша. Данное здание находится по адресу:

  • Raekoja plats 1

Как добраться

Чтобы попасть в ратушу человеку сначала нужно найти Старый город. Стоит отметить, что по нему общественный транспорт не ходит, поэтому нужно выходить на ближайших остановках: Viru, Vabaduse väljak, Linnahall. Дальше нужно пройтись пешком до самого центра Старого города, там и можно увидеть таллинскую городскую ратушу.

Время работы

С 26 июня по 31 августа ратуша работает по будним дням и в субботу, в воскресенье закрыто. Посетить ее можно с 10 утра до 4 часов вечера.

С октября по январь открыто только по предварительному заказу.

Ратуша

  • Понедельник-Суббота: с 10:00 до 16:00
  • Воскресенье: закрыто

В остальное время года только по предварительной записи

Ратушная башня

  • Понедельник-Воскресенье: с 11:00 до 18:00

Зимой башня закрыта.

Стоимость билетов

Стоимость посещения ратуши составляет 5€ для взрослых и 2€ для студентов и школьников. Можно приобрести и семейный билет за 10€. Отдельно можно посетить башню ратуши. Стоимость билетов в ратушную башню для взрослых составит 3€, для детей до 16 лет — 1€, семейный билет — 6€. С Tallinn Card посетить городскую Ратушу и башню можно бесплатно.

Обратите внимание! К оплате в Таллинской Ратуше принимаются только наличные деньги!

Официальный сайт

Практически любой современный объект имеет свой сайт, то же касается и данного сооружения, каждый желающий может посетить сайт

  • raekoda.tallinn.ee

и узнать всю самую свежую и актуальную информацию о Таллинской ратуше.

В центре Старого города, наиболее сохранившееся здание средневековой ратуши в Северной Европе. В 2004 году таллинской ратуше исполнилось 600 лет.

История

Таллинская ратуша - единственная сохранившаяся в Северной Европе ратуша в готическом стиле. В письменных источниках Ревельская ратуша упомянута впервые в 1322 году . В то время это было одноэтажное строение из известняка. В конце XIV века, когда торговое значение Реваля в Ганзейском союзе возросло, ратушу стали расширять. XV стал временем наибольшего культурного и торгового расцвета Реваля. При перестройке ратуши в 1402-1404 годах её расширили на аркаду, на втором этаже построили торжественные залы, и здание приобрело представительную башню. В таком виде ратуша соответствовала требованиям богатого ганзейского города и через столетия донесла до нас умение тогдашних местных каменотёсов и тонкий вкус прибывших с чужбины мастеров.

Интерьеры

Подвальный зал и торговый зал

Подвальный зал ратуши использовался в качестве винного погреба (veinikelder). Магистрат желал, чтобы продажа вина проходила под его строгим контролем и, в первую очередь, в винном погребе. Акциз на вино давал большой доход городской казне. В Средние века вино считалось ценным напитком, употреблявшимся только во время больших праздников или для церковных нужд. В подвальном зале находятся самые старые окна ратуши - эти архаичные окна можно узнать по ступенчатым подоконникам. В одном конце помещения сохранилось старинное каминное устье.

Помещение, находящееся над подвальным залом, торговый зал в старых учётных книгах также называли винным погребом, хотя его, очевидно, использовали и как место для складирования и представления более ценных товаров.

Самые роскошные помещения находятся на главном этаже ратуши. Это бюргерский зал, или вестибюль, и самое важное помещение ратуши - зал магистрата .

Бюргерский зал

Бюргерский зал, или вестибюль (эст. vorhus ), служил в Средние века помещением для торжественных приёмов и праздников горожан. Здесь выступали также прибывшие в город странствующие музыканты и актёры.

Бюргерский зал характеризуется обилием света. Пилоны, несущие готический сводчатый зал, украшает богатый красками ёлочный узор. Оригинальная роспись пилонов видна на двух сторонах колонны со стороны главной лестницы. В зале внимание привлекают великолепные городские гербы и располагающаяся над дверью, ведущей в зал магистрата, надпись напоминанием:

От лета господня 1651. Ратман , кто бы ты ни был, входя в сей дом для исполнения твоего долга, оставь за порогом все личные треволнения: гнев, обиду, вражду, дружбу, лесть; себя самого и свои заботы посвяти обществу, ибо каков ты к другим - справедлив или несправедлив, таким ты предстанешь перед господним судом.

Зал магистрата

Зал магистрата - самое главное помещение ратуши. Здесь собирался городской магистрат, или городская управа. Впервые упоминание о городском магистрате встречается в грамоте датского короля Эрика V от 15 мая 1248 года . В своих решениях Ревальский магистрат исходил из широко использовавшегося в ганзейских городах Любекского права. Магистрат решал все вопросы в Ревале: от налогов до украшений и одежды, устанавливая, кто и что мог носить. В Средние века вознаграждение ратманам за работу не платили, поэтому членами магистрата могли быть только самые состоятельные купцы - члены Большой гильдии. В XV веке магистрат состоял из четырнадцати ратманов и четырёх бургомистров, или председателей магистрата.

Поскольку в границах города магистрату принадлежала и судебная власть, то зал магистрата использовался также в качестве зала суда. Это назначение подчёркивают красный цвет стен в зале и росписи с судебной тематикой.

В зале магистрата удивляет обилие символов. Самые важные произведения искусства в ратуше говорят о морали, справедливости, честности, мудрости и правосудии. Непосредственно с правосудием связаны шесть картин любекского художника Йоганна Акена на библейские темы, относящиеся к XVII веку.

Кухня

В кухонное оборудование входил также лаваторий - ниша для мытья рук с небольшим окном. Длинный жёлоб из природного камня открывался прямо на улицу. Воду ратуша получала из расположенного на рыночной площади колодца, дождевую воду также собирали в большие бочки.

В конце стены кухни находился туалет для ратманов. Средневековая туалетная система была единой по всему дому и относительно хорошо сохранилась до сих пор. При входе в башню обратите внимание на туалетную комнатку башенного сторожа.

Казначейство

На каждого ратмана возлагались точно определённые обязанности, связанные с управлением одной из областей городской жизни. Ратманы, занимающиеся городским счетоводством и хозяйственными вопросами, работали в городском казначействе (эст. kemerie ). Позднее это представительное помещение было превращено в кабинет мэра города.

Две из картин, находящихся в городском казначействе, являются подарками таллинской Ратуше. Это портрет шведской королевы Кристины в детстве и портрет Карла XI в молодости. Другие картины, также изображающие коронованных лиц Европы, входят в собрание Братства черноголовых . В углу зала со стороны площади видна часть средневекового пола.

См. также

Напишите отзыв о статье "Таллинская ратуша"

Примечания

Ссылки

  • на сайте Виртуальных прогулок VirtualGuide.ru
  • в коллекции красивых мест Эстонии

Отрывок, характеризующий Таллинская ратуша

Старый граф поехал домой; Наташа с Петей обещались сейчас же приехать. Охота пошла дальше, так как было еще рано. В середине дня гончих пустили в поросший молодым частым лесом овраг. Николай, стоя на жнивье, видел всех своих охотников.
Насупротив от Николая были зеленя и там стоял его охотник, один в яме за выдавшимся кустом орешника. Только что завели гончих, Николай услыхал редкий гон известной ему собаки – Волторна; другие собаки присоединились к нему, то замолкая, то опять принимаясь гнать. Через минуту подали из острова голос по лисе, и вся стая, свалившись, погнала по отвершку, по направлению к зеленям, прочь от Николая.
Он видел скачущих выжлятников в красных шапках по краям поросшего оврага, видел даже собак, и всякую секунду ждал того, что на той стороне, на зеленях, покажется лисица.
Охотник, стоявший в яме, тронулся и выпустил собак, и Николай увидал красную, низкую, странную лисицу, которая, распушив трубу, торопливо неслась по зеленям. Собаки стали спеть к ней. Вот приблизились, вот кругами стала вилять лисица между ними, всё чаще и чаще делая эти круги и обводя вокруг себя пушистой трубой (хвостом); и вот налетела чья то белая собака, и вслед за ней черная, и всё смешалось, и звездой, врозь расставив зады, чуть колеблясь, стали собаки. К собакам подскакали два охотника: один в красной шапке, другой, чужой, в зеленом кафтане.
«Что это такое? подумал Николай. Откуда взялся этот охотник? Это не дядюшкин».
Охотники отбили лисицу и долго, не тороча, стояли пешие. Около них на чумбурах стояли лошади с своими выступами седел и лежали собаки. Охотники махали руками и что то делали с лисицей. Оттуда же раздался звук рога – условленный сигнал драки.
– Это Илагинский охотник что то с нашим Иваном бунтует, – сказал стремянный Николая.
Николай послал стремяного подозвать к себе сестру и Петю и шагом поехал к тому месту, где доезжачие собирали гончих. Несколько охотников поскакало к месту драки.
Николай слез с лошади, остановился подле гончих с подъехавшими Наташей и Петей, ожидая сведений о том, чем кончится дело. Из за опушки выехал дравшийся охотник с лисицей в тороках и подъехал к молодому барину. Он издалека снял шапку и старался говорить почтительно; но он был бледен, задыхался, и лицо его было злобно. Один глаз был у него подбит, но он вероятно и не знал этого.
– Что у вас там было? – спросил Николай.
– Как же, из под наших гончих он травить будет! Да и сука то моя мышастая поймала. Поди, судись! За лисицу хватает! Я его лисицей ну катать. Вот она, в тороках. А этого хочешь?… – говорил охотник, указывая на кинжал и вероятно воображая, что он всё еще говорит с своим врагом.
Николай, не разговаривая с охотником, попросил сестру и Петю подождать его и поехал на то место, где была эта враждебная, Илагинская охота.
Охотник победитель въехал в толпу охотников и там, окруженный сочувствующими любопытными, рассказывал свой подвиг.
Дело было в том, что Илагин, с которым Ростовы были в ссоре и процессе, охотился в местах, по обычаю принадлежавших Ростовым, и теперь как будто нарочно велел подъехать к острову, где охотились Ростовы, и позволил травить своему охотнику из под чужих гончих.
Николай никогда не видал Илагина, но как и всегда в своих суждениях и чувствах не зная середины, по слухам о буйстве и своевольстве этого помещика, всей душой ненавидел его и считал своим злейшим врагом. Он озлобленно взволнованный ехал теперь к нему, крепко сжимая арапник в руке, в полной готовности на самые решительные и опасные действия против своего врага.
Едва он выехал за уступ леса, как он увидал подвигающегося ему навстречу толстого барина в бобровом картузе на прекрасной вороной лошади, сопутствуемого двумя стремянными.
Вместо врага Николай нашел в Илагине представительного, учтивого барина, особенно желавшего познакомиться с молодым графом. Подъехав к Ростову, Илагин приподнял бобровый картуз и сказал, что очень жалеет о том, что случилось; что велит наказать охотника, позволившего себе травить из под чужих собак, просит графа быть знакомым и предлагает ему свои места для охоты.
Наташа, боявшаяся, что брат ее наделает что нибудь ужасное, в волнении ехала недалеко за ним. Увидав, что враги дружелюбно раскланиваются, она подъехала к ним. Илагин еще выше приподнял свой бобровый картуз перед Наташей и приятно улыбнувшись, сказал, что графиня представляет Диану и по страсти к охоте и по красоте своей, про которую он много слышал.
Илагин, чтобы загладить вину своего охотника, настоятельно просил Ростова пройти в его угорь, который был в версте, который он берег для себя и в котором было, по его словам, насыпано зайцев. Николай согласился, и охота, еще вдвое увеличившаяся, тронулась дальше.
Итти до Илагинского угоря надо было полями. Охотники разровнялись. Господа ехали вместе. Дядюшка, Ростов, Илагин поглядывали тайком на чужих собак, стараясь, чтобы другие этого не замечали, и с беспокойством отыскивали между этими собаками соперниц своим собакам.
Ростова особенно поразила своей красотой небольшая чистопсовая, узенькая, но с стальными мышцами, тоненьким щипцом (мордой) и на выкате черными глазами, краснопегая сучка в своре Илагина. Он слыхал про резвость Илагинских собак, и в этой красавице сучке видел соперницу своей Милке.
В середине степенного разговора об урожае нынешнего года, который завел Илагин, Николай указал ему на его краснопегую суку.
– Хороша у вас эта сучка! – сказал он небрежным тоном. – Резва?
– Эта? Да, эта – добрая собака, ловит, – равнодушным голосом сказал Илагин про свою краснопегую Ерзу, за которую он год тому назад отдал соседу три семьи дворовых. – Так и у вас, граф, умолотом не хвалятся? – продолжал он начатый разговор. И считая учтивым отплатить молодому графу тем же, Илагин осмотрел его собак и выбрал Милку, бросившуюся ему в глаза своей шириной.
– Хороша у вас эта чернопегая – ладна! – сказал он.
– Да, ничего, скачет, – отвечал Николай. «Вот только бы побежал в поле матёрый русак, я бы тебе показал, какая эта собака!» подумал он, и обернувшись к стремянному сказал, что он дает рубль тому, кто подозрит, т. е. найдет лежачего зайца.
– Я не понимаю, – продолжал Илагин, – как другие охотники завистливы на зверя и на собак. Я вам скажу про себя, граф. Меня веселит, знаете, проехаться; вот съедешься с такой компанией… уже чего же лучше (он снял опять свой бобровый картуз перед Наташей); а это, чтобы шкуры считать, сколько привез – мне всё равно!
– Ну да.
– Или чтоб мне обидно было, что чужая собака поймает, а не моя – мне только бы полюбоваться на травлю, не так ли, граф? Потом я сужу…
– Ату – его, – послышался в это время протяжный крик одного из остановившихся борзятников. Он стоял на полубугре жнивья, подняв арапник, и еще раз повторил протяжно: – А – ту – его! (Звук этот и поднятый арапник означали то, что он видит перед собой лежащего зайца.)
– А, подозрил, кажется, – сказал небрежно Илагин. – Что же, потравим, граф!
– Да, подъехать надо… да – что ж, вместе? – отвечал Николай, вглядываясь в Ерзу и в красного Ругая дядюшки, в двух своих соперников, с которыми еще ни разу ему не удалось поровнять своих собак. «Ну что как с ушей оборвут мою Милку!» думал он, рядом с дядюшкой и Илагиным подвигаясь к зайцу.

История

Таллинская ратуша - единственная сохранившаяся в Северной Европе ратуша в готическом стиле. В письменных источниках Ревельская ратуша упомянута впервые в 1322 году . В то время это было одноэтажное строение из известняка. В конце XIV века, когда торговое значение Реваля в Ганзейском союзе возросло, ратушу стали расширять. XV стал временем наибольшего культурного и торгового расцвета Реваля. При перестройке ратуши в 1402-1404 годах её расширили на аркаду, на втором этаже построили торжественные залы, и здание приобрело представительную башню. В таком виде ратуша соответствовала требованиям богатого ганзейского города и через столетия донесла до нас умение тогдашних местных каменотёсов и тонкий вкус прибывших с чужбины мастеров.

Бюргерский зал

Бюргерский зал, или вестибюль (эст. vorhus ), служил в Средние века помещением для торжественных приёмов и праздников горожан. Здесь выступали также прибывшие в город странствующие музыканты и актёры.

Бюргерский зал характеризуется обилием света. Пилоны, несущие готический сводчатый зал, украшает богатый красками ёлочный узор. Оригинальная роспись пилонов видна на двух сторонх колонны со стороны главной лестницы. В зале внимание привлекают великолепные городские гербы и располагающаяся над дверью, ведущей в зал магистрата, надпись напоминанием:

В кухонное оборудование также лаваторий - с небольшим окном ниша для мытья рук. Длинный жёлоб из природного камня открывался прямо на улицу. Воду ратуша получала из расположенного на рыночной площади колодца, дождевую воду также собирали в большие бочки.

В конце стены кухни находился туалет для ратманов. Средневековая туалетная система была единой по всему дому и относительно хорошо сохранилась до сих пор. При входе в башню обратите внимание на туалетную комнатку башенного сторожа.

Казначейство

На каждого ратмана возлагались точно определённые обязанности, связанные с управлением одной из областей городской жизни. Ратманы, занимающиеся городским счетоводством и хозяйственными вопросами, работали в городском казначействе (эст. kemerie ). Позднее это представительное помещение было превращено в кабинет мэра города.

Две из картин, находящихся в городском казначействе, являются подарками таллинской Ратуше. Это портрет шведской королевы Кристины в детстве и портрет Карла XI в молодости. Другие картины, также изображающие коронованных лиц Европы, входят в собрание Братства черноголовых . В углу зала со стороны площади видна часть средневекового пола.

См. также

Ссылки

  • Страничка о Таллинской ратуше на сайте Виртуальных прогулок VirtualGuide.ru
  • Ратуша Таллина в коллекции красивых мест Эстонии

Подвальный зал ратуши использовался в качестве винного погреба (veinikelder). Магистрат желал, чтобы продажа вина проходила под его строгим контролем и, в первую очередь, в винном погребе. Акциз на вино давал большой доход городской казне. В Средние века вино считалось ценным напитком, употреблявшимся только во время больших праздников или для церковных нужд. В подвальном зале находятся самые старые окна ратуши - эти архаичные окна можно узнать по ступенчатым подоконникам. В одном конце помещения сохранилось старинное каминное устье.

Помещение, находящееся над подвальным залом, торговый зал в старых учётных книгах также называли винным погребом, хотя его, очевидно, использовали и как место для складирования и представления более ценных товаров.

Самые роскошные помещения находятся на главном этаже ратуши. Это бюргерский зал, или вестибюль, и самое важное помещение ратуши - зал магистрата .

Бюргерский зал

Бюргерский зал, или вестибюль, служил в Средние века помещением для торжественных приёмов и праздников горожан. Здесь выступали также прибывшие в город странствующие музыканты и актёры.

Бюргерский зал характеризуется обилием света. Пилоны, несущие готический сводчатый зал, украшает богатый красками ёлочный узор. Оригинальная роспись пилонов видна на двух сторонах колонны со стороны главной лестницы. В зале внимание привлекают великолепные городские гербы и располагающаяся над дверью, ведущей в зал магистрата, надпись с напоминанием:

В кухонное оборудование входил также лаваторий - ниша для мытья рук с небольшим окном. Длинный жёлоб из природного камня открывался прямо на улицу. Воду ратуша получала из расположенного на рыночной площади колодца, дождевую воду также собирали в большие бочки.

В конце стены кухни находился туалет для ратманов. Средневековая туалетная система была единой по всему дому и относительно хорошо сохранилась до сих пор. При входе в башню обратите внимание на туалетную комнатку башенного сторожа.

Казначейство

На каждого ратмана возлагались точно определённые обязанности, связанные с управлением одной из областей городской жизни. Ратманы, занимающиеся городским счетоводством и хозяйственными вопросами, работали в городском казначействе. Позднее это представительное помещение было превращено в кабинет мэра города.

Две из картин, находящихся в городском казначействе, являются подарками таллинской Ратуше. Это портрет шведской королевы Кристины в детстве и портрет Карла XI в молодости. Другие картины, также изображающие коронованных лиц Европы, входят в собрание Братства черноголовых . В углу зала со стороны площади видна часть средневекового пола.

1. Рыночная площадь.

Чем центр средневекового города отличался от современного города?

Центром средневекового города, как и современного, была площадь. Только в случае средневекового города на площади протекала вся жизнь города: там проводились торги, люди обменивались новостями, наказывали преступников, на площади проходили театральные выступления и представления.

В отличие от современного города в средневековом городе не было водопровода и канализации.

2. Ратуша.

1. Какие предметы и документы хранились в ратуше? Какое значение они имели для города?

В ратуше хранились городское знамя, ключи от городских ворот, городская печать. Там же, в прочных сундуках за многими замками, сберегали казну и архив. Архивные документы охранялись особенно тщательно, так как содержали грамоты, в которых были записаны права, вольности и привилегии города.

2. Какой из трёх перечисленных способов формирования городского правительства представляется вам более демократичным? Какие группы городского населения в любом случае не допускались к городскому управлению?

Наиболее демократичным способом формирования городского совета было избрание его членов на узком собрании «уважаемых» горожан.

В любом случае к городскому управлению не допускались бедняки и даже многие состоятельные ремесленники.

3. Городской собор.

Почему горожане тратили столько средств, сил и времени на возведение соборов?

Горожане тратили столько средств, сил и времени на возведение соборов для того, чтобы показать величие, красоту и богатство своего города, чтобы гордиться им. Кроме того, соборы строились в честь святых, которые должны были помогать городу и охранять им.

4. Романские и готические соборы.

1. Как вы думаете, почему романские храмы напоминали крепости? Почему они названы романскими? Чем они напоминают архитектурные памятники Древнего Рима?

Потому что период, когда строились соборы – 9 – 12 век – был периодом междоусобных войн и постоянных нападений соседних племен (норманнов, венгров и т.д.), поэтому они имели толстые стены, чтобы в случае нападения жители города могли укрыться за ними.

Романскими эти соборы называются, потому что зодчие, которые их строили, использовали приемы древнеримских строителей. Архитектуру Древнего Рима данные соборы напоминали использованием колонн, арок и сводов.

2. Какое настроение создавала у верующих архитектура готического собора?

Архитектура готического собора создавала впечатление легкости и невесомости, как-будто собор тянется ввысь.

Вопросы в конце параграфа.

1. Представьте себе, что вы путешественник, прибывший в средневековый город. Опишите, что вы увидели в городе. Что показалось вам необычным?

Внешний вид средневековых городов был отличен от современных. Город окружали высокими стенами с башнями и глубокими рвами, наполненными водой для защиты от нападений, городские ворота запирались на ночь. Стены, окружавшие город, ограничивали его территорию; по мере притока населения из деревень и увеличения числа жителей она не вмещала всех живущих, и ее приходилось расширять, сооружая новые стены. Так возникали предместья, в которых селились преимущественно ремесленники.

Из-за ограниченности городской территории улицы были очень узки. Дома строились в несколько этажей, причем каждый верхний этаж нависал над нижним, так что на улице всегда был полумрак. Архитектура домов была несложной и однообразной, основными строительными материалами служили дерево, камень и солома. Исключение составляли дома феодалов и богатых купцов. Резко выделялись два здания на городской площади - кафедральный собор и ратуша. Это был центр города и одновременно рыночная площадь. Улицы населялись ремесленниками одной специальности. Окна каждой мастерской обычно выходили на улицу: днем ставни открывались, верхняя превращалась в навес, а нижняя становилась прилавком. Кроме того, через открытое окно можно было видеть, как изготавливаются изделия. Уличного освещения долгое время не существовало. Тротуаров тоже не было, улицы были немощеными, поэтому летом в жару было очень пыльно, а весной и осенью - грязно. Отбросы выбрасывали прямо на улицы. Пройти и проехать по улице средневекового города можно было с трудом, лужи бывали столь глубокими, что через них нельзя было даже проехать на лошади. Скученность населения, антисанитарное состояние, отсутствие больниц превращало город в рассадник всех болезней и эпидемий, от которых иногда умирало от 1/2 до 1/3 населения городов, особенно во время чумы, которую называли черной смертью. Города с их деревянными постройками и крышами, крытыми соломой, часто подвергались опустошительным пожарам, поэтому существовало правило с наступлением темноты гасить огни в домах.

2. С помощью дополнительных материалов подготовьте сообщение об одном из знаменитых средневековых соборов.

Шартрский собор – католический кафедральный собор, расположенный в городе Шартр префектуры департамента Эр и Луар. Находится в 90 км к юго-западу от Парижа и является одним из шедевров готической архитектуры. В 1979 году собор был внесён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

На месте современного Шартрского собора издавна стояли церкви. С 876 года в Шартре хранится Святая плащаница Девы Марии. Вместо первого кафедрального собора, сгоревшего в 1020 году, был возведён романский собор с огромной криптой. Он пережил пожар 1134 года, разрушивший практически весь город, но сильно пострадал во время пожара 10 июня 1194 года. От этого пожара, занявшегося от удара молнии, уцелели только башни с западным фасадом и крипта. Чудесное спасение от огня священной плащаницы было сочтено знамением свыше и послужило поводом для строительства нового, ещё более грандиозного, здания.

Возведение нового собора началось в том же 1194 году на пожертвования, стекавшиеся в Шартр со всей Франции. Городские жители добровольно доставляли камень из окрестных каменоломен. За основу был взят проект предыдущего сооружения, в который были вписаны сохранившиеся части старого здания. Основные работы, включавшие в себя строительство главного нефа, были завершены в 1220 году, освящение собора состоялось 24 октября 1260 года в присутствии короля Людовика IX и членов королевской семьи.

Шартрский собор сохранился с конца XIII века до наших дней практически нетронутым. Он избежал разрушений и ограбления, не реставрировался и не перестраивался.

Трёхнефное здание в плане представляет собой латинский крест с коротким трёхнефным трансептом. Восточная часть храма имеет несколько полукруглых радиальных часовен. На момент постройки своды Шартрского собора были высочайшими во Франции, что достигалось за счёт использования опирающихся на контрфорсы аркбутанов. Дополнительные аркбутаны, поддерживающие апсиду, появились в XIV веке. Шартрский собор был первым, в конструкции которого использовался этот архитектурный элемент, что придало ему совершенно невиданные ранее внешние очертания, позволило увеличить размеры оконных проёмов и высоту нефа (36 метров).

Особенностью внешнего вида собора являются две его сильно различающиеся башни. 105-метровый шпиль южной башни постройки 1140 года выполнен в форме незамысловатой романской пирамиды. Северная башня высотой 113 метров имеет основание, оставшееся от романского собора, а шпиль башни появился в начале XVI века и выполнен в стиле пламенеющей готики.

Шартрский собор имеет девять порталов, три из которых сохранились от старого романского собора. Северный портал датируется 1230 годом и содержит скульптуры ветхозаветных персонажей. Южный портал, созданный между 1224 и 1250 годами, использует сюжеты Нового Завета с центральной композицией, посвящённой Страшному Суду. Западный портал Христа и Девы Марии, более известный как Королевский, датируется 1150 годом и известен изображением Христа во Славе, созданном в XII веке.

Входы в северный и южный трансепты украшены скульптурами XIII века. Всего убранство собора насчитывает около 10 000 скульптурных изображений из камня и стекла.

На южной стороне собора расположены астрономические часы XVI века. До поломки часового механизма в 1793 году они показывали не только время, но и день недели, месяц, время восхода и заката Солнца, фазы Луны и текущий знак Зодиака.

Не менее примечателен интерьер собора. Просторный неф, не имеющий себе равных во всей Франции, устремляется к великолепной апсиде, расположенной в восточной части собора. Между аркадами и верхними рядами окон центрального нефа располагается трифорий, массивные колонны собора окружены четырьмя мощными пилястрами. Собор славится цветными витражами, общая площадь которых составляет около 2000 м2. Шартрская коллекция средневековых витражей является абсолютно уникальной: более 150 окон, наиболее древние из которых были созданы в XII веке. Помимо больших витражных роз на западном фасаде, южном и северном трансептах, наиболее известными являются витражное окно 1150 года «Богородица из красивого стекла» и композиция «Древо Иесеево».

Отличительной особенностью витражей Шартрского собора является чрезвычайная насыщенность и чистота красок, секрет получения которых был утерян. Для изображений характерна необыкновенная широта тематики: сцены из Ветхого и Нового заветов, сюжеты из жизни пророков, королей, рыцарей, ремесленников и даже крестьян.

Пол собора украшен древним лабиринтом 1205 года. Он символизирует путь верующего к Богу и до сих пор используется пилигримами для медитаций. Через этот лабиринт собора есть только один путь. Размер лабиринта практически совпадает с размером оконной розы западного фасада (но не повторяет его в точности, как многие ошибочно считают), а расстояние от западного входа до лабиринта в точности равно высоте расположения окна. Лабиринт насчитывает одиннадцать концентрических кругов, общая длина пути по лабиринту – приблизительно 260 метров. В его центре цветок с шестью лепестками, контуры которого напоминают розы собора.

Согласно псевдодокументальному фильму «Далёкая синяя высь», рисунки на полу Шартрского собора помогли математикам открыть «гравитационные тоннели».

В Шартрском соборе хорошо сохранились средневековые витражи, в том числе и окно-роза. Общая площадь остекления в соборе - 2044 кв.м. В витражах этого периода преобладают глубокие синий и красные цвета, а светлые оттенки встречаются редко.

Вопросы к дополнительному материалы.

Какое значение имела деятельность менял в средневековом обществе?

Благодаря деятельности менял развивалась торговля, так как это давало возможность покупать/продавать товары другого государства, что способствовало развитию обороту товаров.

1. Как вы думаете, в каком архитектурном стиле возводилась башня?

Я думаю, что в готическом стиле, для него характерна стремление ввысь.

2. Чем объяснить, что мастера допустили при строительстве столь серьёзные ошибки и к тому же не обращали внимания на предупреждения?

Возможно, что мастера растеряли знания по архитектуре и зодчеству, которые были известны во время римской империи.

Вверх