Фреска да винчи тайная вечеря. Секреты фрески Леонардо да Винчи "Тайная вечеря" (8 фото). Картина находится не в музее

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Леонардо да Винчи, "Тайная вечеря"

    ✪ ЛЕОНАРДО да ВИНЧИ. "Тайная вечеря". Библейский сюжет

    ✪ О "Тайной Вечере" Леонардо Да Винчи

    ✪ Леонардо да Винчи, Христос и Магдалина.AVI

    ✪ Тайная вечеря (1495-1498) - Леонардо да Винчи

    Субтитры

    Мы находимся в церкви Санта Мария делла Грацие, в Милане. Перед нами «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. Мы в помещении, где монахи совершали трапезу - в трапезной. Таким образом, несколько раз в день они приходили сюда и молча ели, имея возможность созерцать «Тайную вечерю» Леонардо. Безусловно, это идеальное место для данного сюжета. И далеко не необычное. Давайте поговорим о сюжете. Во время своей последней вечери Христос сообщает своим двенадцати апостолам «Один из вас предаст меня». И одно из частых прочтений этого изображения - реакция апостолов на его слова. То есть, не собственно произнесение Христом этих слов, а момент после, реакция апостолов. Это его ближайшие последователи. И поэтому для них его слова - ужасное потрясение. Мы видим водоворот эмоций апостолов, сидящих за столом. Это один из способов интерпретации фрески, однако существует и другой аспект прочтения. Который, в каком-то смысле, еще значительнее. Мы видим, что Христос протягивает руки к чаше с вином и хлебу. Это воплощение таинства. Это интерпретация евхаристии, Таинства Святого Причастия, когда Христос изрекает: «Примите хлеб мой, сие есть Тело Мое. Примите вино, сие есть Кровь Моя. И помните обо Мне». Мы видим, как он протягивает руки к хлебу и вину. Но что примечательно: ладонь Христа широко раскрыта, так, что кажется, будто он, протягивая руку к вину, в то же самое время, протягивает ее и к тарелке. Одновременно тянется к ней и Иуда. Иуда - тот, кто собирается предать Христа. Римляне заплатили ему за предательство 30 сребреников. Видно, как он сжимает мешок со деньгами в правой руке, отпрянув от Христа. Лицо его скрыто тенью. Он отодвигается и одновременно протягивает руку к тарелке. Это как раз один из признаков определения Христом предателя: человек, разделяющий и вкушающий пищу вместе с ним. Это интересно, так как история изучения этого произведения по сути, сводится к тому, какой именно момент здесь изображен. Но мне думается, что здесь запечатлены все эти моменты. И апостолы воспринимаются реагирующими как на слова Христа «один из вас предаст меня», так и на слова «примите хлеб мой, сие есть Тело Мое, примите вино, сие есть Кровь Моя». Так, Леонардо изображает несколько моментов этой истории и, в то же время, передает ощущение Божественного, вечного, значимость всей этой истории. Ошибиться в том, кто эти 13 человек за ужином, невозможно. Мы точно знаем, это та самая Тайная Вечеря. Мы осознаем важность этого момента без каких-либо символов божественного, которые присутствовали в Раннем Возрождении, к примеру, нимб. Образы сами по себе величественны в этом пространстве. Они расположены тесно друг к другу, что передает энергию и смятение, окружающие совершенство, значимость и геометрическую форму Христа. Верно. Изображение Христа образует равносторонний треугольник. Его голова - центр круга. Окно, на фоне которого она изображена, воспринимается как нимб. Центр картины - это источник спокойствия. А за его пределами - человеческие существа со всеми своими недостатками, страхами, беспокойством - вокруг божественного центра. Это Леонардо да Винчи - математик, ученый, думающий о слиянии всего изображенного им в единое целое. Если сравнивать ранние изображения Тайной вечери, там нарисован просторный стол, в помещении богатое убранство. А Леонардо все максимально упрощает и делает акцент на персонажах, их жестах. Он не оставляет свободного места за столом, все место занято самими фигурами, стол отделяет наше пространство от Христа и апостолов. Мы никак не можем стать частью этого пространства. По существу, у них нет возможности попасть в наше пространство. Существует четкая граница. В версиях Тайной Вечери, которые Леонардо мог видеть во Флоренции, Иуда сидит на противоположной стороне стола. Посадив Иуду в ряд с другими апостолами, художник превращает стол в границу между нашим миром и миром апостолов. Посмотрим на их лица: лицо Христа умиротворенно, взгляд опущен, одна рука поднята, другая внизу. Справа группа из трех человек, среди них Иуда, он отворачивается от нас в тень. Его шея повернута, что напоминает нам о его скором самоповешении. Он отстраняется, а Святой Петр, защитник Христа, устремляется к Христу. У него нож, который тот держит за спиной. Он будто вопрошает: кто же это? Мне надо защитить тебя. Третья фигура в этой тройке с Иудой и Петром, судя по всему, святой Иоанн, который выглядит очень смиренно, глаза его закрыты. Это традиционно для живописания Тайной Вечери. Моя любимая тройка - это крайние фигуры справа. Да Винчи было особенно интересно через тело выражать душу, показывать внутреннюю природу. Он создает эти четыре тройки, это связывает образы вместе, они будто наслаиваются друг на друга, создавая накал страстей. Создавая напряжение и контраст между эмоциональным откликом этих образов. Вот невероятная группа, где жест Фомы указывает вверх. Будто произнося: не это ли предопределено Создателем? Не задумано ли это Господом одному из нас предать тебя? Однако, конечно, этот указующий палец - предзнаменование распятия Христа, погруженный в его рану. Мы также видим Филиппа и Иакова Заведеева. Они в противостоянии: один широко развел руки, другой - сводит их вместе. И если сравнивать с ранними изображениями Тайной Вечери, можно заметить, что между фигурами есть расстояние. А здесь - идея объединенной композиции, столь характерной для Высокого Ренессанса. Но что наиболее ощутимо, на мой взгляд, это божественная сущность Христа. Его умиротворенность. Все линии перспективы сходятся на нем. Примечательно, что линия перспективы, переданная художником, слегка расходится с линией перспективы смотрящего. То есть нужно быть на уровне Христа, чтобы наблюдать эту фреску в правильной перспективе. Интересно, что в каком-то смысле, картина приподнимает того, кто на нее смотрит. Нам пришлось бы приподняться на 10-15 футов от земли, чтобы перспектива стала идеальной. Таким образом, мы находимся в присутствии Божественного в центре, что передается различными путями. Не забывайте, что в 1498 году люди наблюдали картину в другом виде. Картина в ужасном состоянии, отчасти потому, что Леонардо экспериментировал сочетая масляную краску и темперу, в обстановке, где традиционно использовали фреску. Изображение стало портиться вскоре после его завершения. Да, в отличие от традиционной фрески, которую клали на влажную штукатурку, Леонардо рисовал на сухой. Краска не смогла прочно закрепиться на стене. К счастью для нас, картину сохранили. Таким образом, в некотором роде, это идеальное представление стиля Высокого Возрождения. Это попытка создать ощущение вечного и совершенного в условиях хаоса человеческой жизни. Верно. Слияние земного и божественного. Subtitles by the Amara.org community

Общие сведения

Размеры изображения - примерно 460×880 см, оно находится в трапезной монастыря, на задней стене. Тема является традиционной для такого рода помещений. Противоположная стена трапезной покрыта фреской другого мастера; к ней приложил свою руку и Леонардо.

Роспись была заказана Леонардо его патроном, герцогом Лодовико Сфорца и его супругой Беатриче д’Эсте . Гербом Сфорца расписаны люнеты над росписью, образованные потолком с тремя арками. Роспись была начата в 1495 году и завершена в 1498 году; работа шла с перерывами. Дата начала работы не является точной, поскольку «архивы монастыря были уничтожены, и ничтожная часть документов, которыми мы располагаем, датируется 1497 годом, когда роспись была почти закончена» .

Известно о существовании трех ранних копий росписи, предположительно авторства помощника Леонардо.

Роспись стала вехой в истории Ренессанса : правильно воспроизведенная глубина перспективы изменила направление развития живописи Запада.

Техника

Леонардо писал «Тайную вечерю» на сухой стене, а не на влажной штукатурке , поэтому роспись не является фреской в истинном значении слова. Фреску нельзя изменять во время работы, и Леонардо решил покрыть каменную стену слоем смолы , габса и мастики , а затем писать по этому слою темперой .

Изображенные фигуры

Апостолы изображены группами по три человека, расположенными вокруг сидящей в центре фигуры Христа. Группы апостолов, слева направо:

  • Варфоломей , Иаков Алфеев и Андрей ;
  • Иуда Искариот (в одежде зелёного и голубого цветов), Петр и Иоанн ;
  • Фома , Иаков Зеведеев и Филипп ;
  • Матфей , Иуда Фаддей и Симон .

В XIX веке были найдены записные книжки Леонардо да Винчи с именами апостолов; до этого с уверенностью идентифицировали только Иуду, Петра, Иоанна и Христа.

Анализ картины

Считается, что на работе изображен момент, когда Иисус произносит слова о том, что один из апостолов предаст его («и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня » ), и реакция каждого из них.

Как и на других изображениях тайной вечери того времени, Леонардо располагает сидящих за столом на одной его стороне, чтобы зритель видел их лица. Большинство предыдущих произведений на эту тему исключали Иуду, помещая его одного за часть стола, противоположную той, за которой сидели остальные одиннадцать апостолов и Иисус, или изображая с нимбом всех апостолов, кроме Иуды. Иуда сжимает в руке небольшой мешочек, возможно, обозначающий серебро, полученное им за предательство Иисуса, или являющийся намеком на его роль среди двенадцати апостолов в качестве казначея. Он единственный поставил локоть на стол. Нож в руке Петра, указывающий в сторону от Христа, возможно, отсылает зрителя к сцене в Гефсиманском саду во время задержания Христа .

Жест Иисуса может интерпретироваться двояко. Согласно Библии , Иисус предсказывает, что его предатель протянет руку к еде одновременно с ним . Иуда тянется к блюду, не замечая, что Иисус тоже протягивает к нему правую руку. В то же время Иисус указывает на хлеб и вино, что символизирует безгрешное тело и пролитую кровь соответственно.

Фигура Иисуса расположена и освещена так, что внимание зрителя обращено, прежде всего, на него. Голова Иисуса находится в исчезающей точке для всех линий перспективы.

Роспись содержит неоднократные отсылки к числу три:

  • апостолы сидят группами по три человека;
  • позади Иисуса - три окна;
  • контуры фигуры Христа напоминают треугольник.

Свет, освещающий всю сцену, исходит не из нарисованных сзади окон, а идёт слева, как и настоящий свет из окна на левой стене.

Во многих местах картины проходит золотое сечение ; например, там, где Иисус и находящийся справа от него Иоанн положили руки, полотно разделяется в этом соотношении.

Повреждения и реставрации

Уже в 1517 году краска росписи начала отслаиваться из-за влаги. В 1556 году биограф Леонардо Вазари описал роспись как сильно разрушенную и настолько испортившуюся, что фигуры почти невозможно было узнать. В 1652 году через роспись был проделан дверной проем, позднее заложенный кирпичом; его видно до сих пор в середине основания росписи. Ранние копии дают основания считать, что ступни Иисуса были в положении, символизировавшем предстоящее распятие . В 1668 году над росписью с целью защиты повесили занавесь; вместо этого она перекрывала испарение влаги с поверхности, и, когда занавесь откидывали, она царапала отшелушивающуюся краску.

Первая реставрация была предпринята в 1726 году Микеланджело Белотти, который заполнил недостающие места масляной краской , а затем покрыл фреску лаком . Надолго этой реставрации не хватило, и другая была предпринята в 1770 году Джузеппе Мацца. Мацца счистил работу Белотти, а затем основательно переписал роспись: он переписал все лица, кроме трех, а затем вынужден был остановить работу из-за возмущения общественности. В 1796 году французские войска использовали трапезную как оружейный склад; они бросали камни в роспись и забирались на лестницы, чтобы выцарапать апостолам глаза. Затем трапезная использовалась как тюрьма. В 1821 Стефано Барецци, известный своим умением чрезвычайно аккуратно удалять фрески со стен, был приглашен для того, чтобы перенести роспись в более безопасное место; он серьёзно повредил центральную секцию, прежде чем осознал, что работа Леонардо не является фреской. Барецци предпринял попытку клеем прикрепить обратно поврежденные участки. С 1901 до 1908 Луиджи Кавенаги было впервые проведено тщательное исследование структуры росписи, а затем Кавенаги приступил к её расчистке. В 1924 году Оресте Сильвестри осуществил дальнейшую расчистку и стабилизировал некоторые части штукатуркой.

Во время Второй мировой войны , 15 августа 1943 года, трапезная подверглась бомбежке. Мешки с песком предотвратили попадание осколков бомбы в роспись, но вредное воздействие могла оказать вибрация.

В 1951-1954 годах Мауро Пелличоли выполнил ещё одну реставрацию с расчисткой и стабилизацией.

Критика

Большинство художников (Леонардо да Винчи, Тинторетто и пр.) изображают апостолов, сидящих на стульях, что не соответствует восточным, палестинским традициям и только Александр Иванов изобразил сидящих правдиво - сидящих по-восточному.

Основная реставрация

В 1970-е роспись выглядела сильно разрушенной. С 1978 по 1999 годы под руководством Пинина Брамбиллы Барчилона осуществлялся масштабный проект реставрации, целью которого была постоянная стабилизация росписи и избавление от вреда, причиненного загрязнением и неправильными реставрациями XVIII и XIX веков. Поскольку перемещение росписи в более спокойную среду представлялось непрактичным, в такую среду, запечатанную и с контролируемым климатическим режимом, была превращена сама трапезная, для чего пришлось замуровать окна. Затем для определения первоначальной формы росписи было выполнено подробное исследование с использованием инфракрасной рефлектоскопии и исследований образцов керна , а также первоначальных картонов из Королевской библиотеки Виндзорского замка. Некоторые области посчитали не подлежащими восстановлению. Их написали заново акварелью приглушённых цветов, чтобы показать, не отвлекая внимание зрителя, что они не являются оригинальной работой.

Реставрация заняла 21 год. 28 мая 1999 года роспись была открыта для просмотра. Посетители должны заказывать билеты заранее и могут провести в трапезной только 15 минут. Когда фреска была торжественно открыта, поднялись жаркие споры по поводу сильного изменения цветов, тонов и даже овалов лиц у нескольких фигур. Джеймс Бек, профессор истории искусств в Колумбийском университете и основатель ArtWatch International, особенно строго оценил работу.

В массовой культуре

  • Роспись показана в документальном сериале «Жизнь после людей » - через четверть века многие элементы росписи сотрутся со временем, а через 60 лет без людей от фрески останется 15 процентов краски, да и то они зарастут мхом.».
  • В клипе на песню «Сиськи» группы Ленинград есть сцена, где показана пародия на картину.
  • В клипе песни "HUMBLE" исполнителя Kendrick Lamar также есть пародия на картину.
  • В конце пятьдесят пятой минуты (54 минут 48 секунд) фильма режиссера Нормана Джуисона "Иисус Христос - Суперзвезда " во время начала исполнения партии Иисуса в треке "Gethsemane" актеры на несколько секунд застывают в кадре, повторяя расположение Христа и аполстолов на росписи (без соблюдения вышеуказанного порядка расположения апостолов, найденного в записных книжках Леонардо да Винчи). Кадр завершается с первыми словами партии Иисуса: "The end is just a little...".

“Тайная вечеря” Леонардо да Винчи – одно из наиболее известных изображений последней трапезы Иисуса Христа со своими учениками. Он начал работу над ней в 1495 или 1496 году, а закончил в 1498-м. Этот шедевр времен Возрождения восхваляют, изучают и копируют уже более 500 лет, а сама фреска все так же находится на стене монастыря Санта-Мария-делле-Грацие в Милане. Издание Business Insider поговорило о ней с историком и автором книги “Леонардо да Винчи и “Тайная вечеря” Россом Кингом.

В свое время фреска была очень популярной

Несмотря на то, что сегодня да Винчи знают как автора различных изобретений, рукописей, рисунков и эскизов, именно “Тайная вечеря” обеспечила ему известность еще при жизни. По словам Кинга, это изображение сразу же стало очень популярным в Европе. “Это была наиболее копируемая картина следующего века. В ход шла не только краска, но и мрамор, воск и керамика. Каждый хотел иметь свою версию. Леонардо наконец-то создал работу, о которой так мечтал и которая принесла ему славу”, – отметил он.

Композиция построена на основе правила третей. Фото: Wikimedia Commons

На фреске изображена реакция апостолов на слова Иисуса: “Истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня”. Кинг отметил, что да Винчи, как никто другой, отдал должное этому эпизоду. “Он сгруппировал 13 фигур на изображении таким образом, чтобы каждый выделялся своими жестами, но не отвлекал внимание от общего эффекта”, – добавил историк. Каждая из фигур получилась уникальной и запоминающейся, и все благодаря деталям.

Фреске чудом удалось уцелеть

“Тайная вечеря” пережила бомбардировки, сырость и несколько веков экологического ущерба. На вопрос, почему это изображение XV века и сегодня так почитают, Кинг отвечает, что ее сохранность – почти чудо. “Еще сто лет назад ее считали утраченной навсегда. А после недавней реставрации мы можем оценить ее красоту. Даже несмотря на некоторые повреждения, это прекрасная картина”, – добавил он.

Несколько раз “Тайная вечеря” находилась на грани уничтожения

В истории фрески было немало опасностей. Когда король Людовик XII вторгся в Милан в 1499 году, он намеревался срезать изображение со стены собора и забрать его с собой. К середине XVI века фреска считалась полностью уничтоженной из-за влажности и расслаивания краски.

В 1796 году на нее вновь посягали французы. На этот раз в лице Французской революции. Тогда войска использовали трапезную монастыря в качестве своей базы и высказывали свои антицерковные мысли напротив изображения.

Однако это еще не все плохое в его истории. Власти города использовали это помещение для удержания заключенных. В XIX века некоторые люди с благими намерениями пытались отреставрировать фреску, однако их попытка едва не закончилась тем, что картина разорвалась на две части. Однако наиболее драматичный инцидент произошел 15 августа 1943 года, когда войска союзников бомбили здание. И хотя большая часть церкви превратилась в груду обломков, “Тайная вечеря” осталась невредимой .

Все начиналось по-другому

Да Винчи начал работу над фреской в очень неподходящее время. Всего за год до начала проекта Людовик XII начал Первую итальянскую войну. “Это была ужасная трагедия для Италии, начало десятилетий оккупации и борьбы. Для художника эти события означали потерю заказа, над которым он работал около 10 лет, – огромного бронзового всадника на коне”, – рассказывает Кинг.

В те времена бронзу собирали и переплавляли в оружейную сталь. Да Винчи не только потерял деньги из-за войны, но и возможную славу и репутацию в творческих кругах, которой он так сильно хотел достичь. В качестве компенсации он получил заказ на “Тайную вечерю”, хотя для него это казалось не очень хорошей заменой.

Да Винчи казалось, что он уже никогда не создаст шедевр

“Сейчас Леонардо считают гением, которому все под силу. Но у него были свои разочарования и неудачи. В 1499 году ему было 42 года. Тогда многие современники считали, что он впустую растратил свой потенциал. Он не смог завершить несколько заказов, в результате чего люди стали считать художника ненадежным”, – комментирует историк. Один из поэтов насмехался над да Винчи из-за того, что за 10 лет он едва ли закончил одну картину. Потому он очень хотел создать что-то, что принесло бы ему славу и репутацию среди будущих поколений. Все это ему удалось получить после “Тайной вечери”.

Да Винчи создавал фреску поверх своих ранних работ

Так, один из апостолов напоминает об одной из ранних его работ. Да Винчи всегда был в поиске интересных лиц, которые можно было бы запечатлеть. По словам Кинга, одно из них можно найти в изображении Иакова Зеведеева.

“Он разводит руки и с открытым ртом смотрит на хлеб и вино. Раньше там был красивый рисунок красным мелом, созданный за 5 лет до этого. Подобная поза указывает, что на месте апостола был музыкант, играющий на струнном инструменте. Леонардо очень любил музыку и сделал подобный набросок. Через 10 лет он использовал его для фигуры Иакова”, – продолжает Кинг.

Несмотря на распространенное предположение, Марии Магдалины на изображении, вероятнее всего, нет

В течение многих лет существовали предположения, что справа от Иисуса изображена Мария Магдалина, а не Иоанн Богослов. Однако Кинг считает, что это не так. “Иоанн Богослов был самым молодым апостолом, которого всегда изображали позади Иисуса – без бороды и слегка андрогинным. Ленонардо придерживался этого описания, ведь именно такой мужчина был идеалом красоты, который постоянно возникал в его творчестве”, – отмечает Кинг.

По словам историка, Мария Магдалина действительно иногда появлялась на некоторых картинах, описывающих тайную вечерю. Например, итальянский художник Фра Беато Анджелико на одной из фресок в монастыре Сан Марко во Флоренции показывает ее подготовку к причастию вместе с другими апостолами. Потому нет ничего удивительного или странного в ее появлениях на таких картинах. Однако в этом случае ее изображение искать не стоит.

Как и другие скрытые символы

“Я с подозрением отношусь к идее скрытых посланий и кодов в картинах эпохи Возрождения. В них есть много вещей, которые мы не можем понять или оценить через 500 лет, например, жесты апостолов. Каждый из них может иметь свое значение, но мы его никогда не узнаем”, – отмечает Кинг.

Он также советует не относиться слишком серьезно к теориям заговора в романах Дэна Брауна. По его мнению, да Винчи лишь хотел передать эмоции и драму, а не какие-то тайные символы. Это навязчивая идея нашего века, а не его.

Однако на фреске есть несколько отсылок к жизни самого художника

О скрытых символах и зашифрованных посланиях можно забыть, но это не значит, что на фреске нет интересных деталей. Кинг считает, что изображения апостолов во многом напоминают друзей да Винчи и его современников, а фреску отчасти можно считать изображением окружения Лодовико Сфорца – герцога Милана и заказчика. Кроме того, гобелены на фреске напоминают гобелены в его резиденции.

На фреске да Винчи изобразил Иисуса Христа вегетарианцем

Хлеб и вино во время тайной вечери имеют для христиан особое значение. Однако на фреске да Винчи добавил несколько деталей, которые сегодня могут показаться странными – кусочки угря на гриле. Художник сам был вегетарианцем, потому добавил это и на своей картине.

“Тайная вечеря” – апогей творчества одного из самых выдающихся художников в мире

"Тайная вечеря"- история одной картины

В прекраснейшем городе Милане - названном ЮНЕСКО городом Леонардо да Винчи, в старинной церкви из красного кирпича, Санта - Мария дела Грация, находится одна из самых известных во всём мире фресок - картин, старинная фреска середины XV века «Тайная вечеря».

Леонардо да Винчи, «Тайная вечеря», 1495-1498 г.г. (до реставрации).

Классическое, известное всем любителям искусства во всём мире изображение выглядело раньше таким плачевным образом.

"Тайная вечеря" (после реставрации).

Я попала в Милан в октябре 2013 года, но не смогла увидеть её воочию, так как нужно было за 2 недели зарегистрироваться в электронной очереди на специальном сайте, о чём, я совершенно естественно, не знала.

Пришлось довольствоваться фотографиями самой церкви и площади, а всю информацию черпать с местных сайтов и из местных газет и журналов, из книг и каталогов по искусству и великого интернета.

Я увидела репродукцию этой фрески в раннем детстве и так как, была «домашним» ребёнком, которого «с пелёнок» приучали к прекрасному, а особенно к классическому искусству, поэтому у меня сформировался определённый образ, который я пронесла в своей памяти до сегодняшнего дня, но новая редакция этого образа меня откровенно порадовала.

Внешний вид фрески стал чётче, а краски ярче, но никаких изменений в образах и явных дорисовок не заметно. Стиль не изменился, а фреска «посвежела и похорошела». Это одна из самых, на мой взгляд, лучших реставраций.

Существует множество копий этого произведения, так как оно стремительно разрушалось и хотелось сохранить её для потомков, хотя бы в виде копии.

«Тайная вечеря» копия Джакомо Рафаэли начала XIX века.

Самая известная копия «Тайней вечере» неизвестного художника XVII века считается самой точной.

Размер фрески примерно 460 х 880 см, оно находится в трапезной монастыря, на задней стене. Тема является традиционной для такого рода помещений. Противоположная стена трапезной покрыта фреской другого мастера; к ней приложил свою руку и Леонардо. Годы создания 1495—1498.

Роспись была заказана Леонардо его патроном, герцогом Лодовико Сфорца и его супругой Беатриче д’Эсте.

Роспись в церкви была начата в 1495 году (предварительные эскизы делались в течении нескольких лет) и завершена в 1498 году; работа шла с перерывами на другие заказы мастера. Дата начала работы не является точной, поскольку «архивы монастыря были уничтожены».

Леонардо писал «Тайную вечерю» на сухой стене, а не на влажной штукатурке, поэтому роспись не является фреской в истинном значении слова .

Фреску нельзя изменять во время работы, и Леонардо решил покрыть каменную стену слоем смолы, гипса и мастики, а затем писать по этому слою темперой. Из-за избранного метода роспись начала разрушаться уже через несколько лет после окончания работы.

Реставрации фрески

Уже в 1517 году краска росписи начала отслаиваться из-за влаги. В 1556 году биограф Леонардо Вазари описал роспись как сильно разрушенную и настолько испортившуюся, что фигуры почти невозможно было узнать.

В 1652 году через роспись был проделан дверной проем, позднее заложенный кирпичом; его видно до сих пор в середине основания росписи. Ранние копии дают основания считать, что ступни Иисуса были в положении, символизировавшем предстоящее распятие.

В 1668 году над росписью с целью защиты повесили занавесь; вместо этого она перекрывала испарение влаги с поверхности, и, когда занавесь откидывали, она царапала отшелушивающуюся от фрески краску.

Первая реставрация была предпринята в 1726 году Микеланджело Белотти, который заполнил недостающие места масляной краской, а затем покрыл фреску лаком.

Надолго этой реставрации не хватило, и другая была предпринята в 1770 году Джузеппе Мацца.

Мацца счистил работу Белотти, а затем основательно переписал роспись: он переписал все лица, кроме трех, а затем вынужден был остановить работу из-за возмущения общественности .

В 1796 году французские войска использовали трапезную как оружейный склад; они бросали камни в роспись и забирались на лестницы, чтобы выцарапать апостолам глаза.

Затем трапезная использовалась как тюрьма.

В 1821 Стефано Барецци, известный своим умением чрезвычайно аккуратно удалять фрески со стен, был приглашен для того, чтобы перенести роспись в более безопасное место; он серьёзно повредил центральную секцию, прежде чем осознал, что работа Леонардо не является фреской . Барецци предпринял попытку клеем прикрепить обратно поврежденные участки. С 1901 до 1908 Луиджи Кавенаги было впервые проведено тщательное исследование структуры росписи, а затем Кавенаги приступил к её расчистке. В 1924 году Оресте Сильвестри осуществил дальнейшую расчистку и стабилизировал некоторые части штукатуркой.

Во время Второй мировой войны, 15 августа 1943 года, трапезная подверглась бомбежке. Мешки с песком предотвратили попадание осколков бомбы в роспись, но вредное воздействие могла оказать вибрация.

В 1951—1954 годах Мауро Пелличоли выполнил ещё одну реставрацию с расчисткой и стабилизацией.

К концу второй мировой воины "Тайная вечеря" пришла в такое бедственное состояние, что, казалось, и краски, и грунтовка вот-вот превратятся в пыль.

Итальянское Министерство изящных искусств предприняло последнюю попытку спасти живопись, понимая, что оно ничего не теряет в случае неудачи и много приобретает в случае успеха.

Мастер реставрации Мауро Пелличоли пустился в восьмилетнее рискованное предприятие, потребовавшее от него сверхъестественно точной и тонкой работы. Для начала Пелличоли закрепил живописный слой на стене с помощью только что изобретенного шеллака, абсолютно чистого воска.

Такого успеха многие специалисты в этой области не ожидали.

С 1978 по 1999 годы под руководством Пинин Брамбилла Барчилон осуществлялся масштабный проект реставрации, целью которого была постоянная стабилизация росписи и избавление от вреда, причиненного грязью, загрязнением и неправильными реставрациями XVIII и XIX веков. Реставрация заняла 21 год.

Группа реставраторов под руководством синьоры Барчилон поставила перед собой две цели. Первая была вполне традиционной - сделать всё возможное для того чтобы предотвратить дальнейшее разрушение «Тайной вечери». Вторая заключалась в том, чтобы очистить фреску от многочисленных напластований разных эпох, оставив на стене бывшей трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие только то, что было написано самим Леонардо да Винчи.

Перед началом собственно реставрационных работ фреска была подвергнута тщательному обследованию с использованием самых современных технологий. Такому же тщательному обследованию была подвергнута и кирпичная кладка стены. С помощью сверхмощных микроскопов, рентген-аппаратов и технологии инфракрасной рефлектоскопии был досконально изучен каждый миллиметр шедевра Леонардо да Винчи.

«Тайная вечеря» также скрупулёзно исследовалась методами современного химического анализа для того чтобы определить состав красок и лаков, которые составляли живописный слой фрески.

Реставрационные работы осуществлялись крайне осторожно. В своей книге синьора Барчилон вспоминала, что результат работы её группы за один день иной раз заключался в том, что они могли очистить фрагмент фрески площадью с почтовую марку.

Рабочая группа синьора Барчилон подтвердила вывод Мауро Пелличоли о том, что от работы Леонардо на стене бывшей трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие осталось самое большее - 30%.

И если оставить всё, как есть, то фреска будет выглядеть как своего рода лоскутное одеяло с массой пустых фрагментов, оригинальная живопись которых за прошедшие века была окончательно утрачена.

В конце концов, было принято следующее решение: фрагменты фрески, не подлежащие восстановлению, переписать заново акварелью более приглушённых цветов, тем самым, не вводя зрителей в заблуждение, чтобы дать им понять, что эти, более тёмные, фрагменты не являются оригинальной работой Леонардо да Винчи.

Когда 28 мая 1999 года роспись была открыта для осмотра посетителей, естественно, тут же разгорелись ожесточённые споры по поводу сильного изменения цветов, тонов и даже овалов лиц у ряда изображённых на фреске фигур.

Американский искусствовед Джеффри Морсбург озадачил общественность вопросом: «Сегодня мы можем только догадываться, как работа Леонардо выглядела изначально. Да, усилиями синьоры Брамбиллы и её коллег фреска была очищена от результатов всех предыдущих реставрационных потуг. Синьора Брамбилла говорит, будто бы в ходе реставрационных работ выяснилось, что из сохранившихся на стене монастыря росписей лишь 30% принадлежит руке Леонардо. Но вот вопрос: что она подразумевает под этими тридцатью процентами? 30% от общей площади красочного слоя до начала реставрации, или же 30% от того, что осталось на стене после расчистки росписи? Но в любом случае является фактом то, что синьора Брамбилла обнаружила лишь слабый след от руки мастера на некоторых фрагментах фрески».

Если руководствоваться вторым соображением Морсбурга, то получается, что от изначального замысла Леонардо да Винчи, в сегодняшней «Тайной вечери» после многочисленных переписываний, подправок и реставраций вполне могло остаться всего-то… 9% красочного слоя.

И вот тут возникает вопрос: каков же, на самом деле, был шедевр Леонардо?

Хотя общее впечатление от реставрации очень положительное, но если внимательно присмотреться, то есть некая излишняя тщательность в прорисовки или в дорисовке деталей.

Конечно понятно, что более точной реставрация и не могла быть и не только от предыдущих многочисленных реставраций, но и от того, что вместе с Леонардо, детали фрески писали и его ученики, а сам мастер, как и в других работах писал лица и руки, поэтому сейчас уже трудно сказать, какая часть работы самого мастера сохранилась и дошла до нас в первоначальном виде.

Я лично считаю, что реставрация с реконструкцией была сделана слишком буквально, обнажая, то, что у художника было более мягко и нежно написано. Я считаю, что даже цветовая палитра картины нарушена, одежда апостолов и самого Христа, поменяла свой цвет. Всё стало похоже на современную литографию, некую подделку под старинную работу.

Но местные реставраторы настаивают на своей правоте, говоря, что в связи с отсыревшей старинной штукатуркой и гнилостным грибком, копотью от свечей и плохой вентиляцией помещения церкви, красочный слой был полностью разрушен.

Фреска, грубо говоря, «поплыла», размылась, и была бы полностью утрачена для Человечества, если бы не произошла её полная реставрация.

Цвета изменились со временем от гнилостных процессов в красочном слое, а чёткость линий исчезла от влаги и испарений…

Скорее всего, это всё правда, но я считаю, что реконструкция фрески должна была бы быть более мягкой.

Хотя, может быть, это моё субъективное мнение и реставраторы абсолютно правы…

Но это дело вкуса и восприятия индивидуально для каждого человека, а суть моего рассказа о фреске совсем не в том…

Персонажи

Апостолы изображены группами по три человека, расположенными вокруг сидящей в центре фигуры Христа.

Группы апостолов, слева направо: Варфоломей , Иаков Алфеев и Андрей ; Иуда Искариот (с тёмным лицом и в одежде голубо - зелёного цвета в подлиннике, и в одежде голубого и бурого цвета в новом варианте), Петр и Иоанн (Иоанн по нетрадиционной версии - это Мария Магдалина- жена и ученица Иисуса), Фома (Иуда Фаддей), Иаков Зеведеев и Филипп , Матфей , Иуда Фаддей (Фома) и Симон .

В XIX веке были найдены записные книжки Леонардо да Винчи с именами апостолов; до этого с уверенностью идентифицировали только Иуду, Петра, Иоанна и Христа. Каждый, кто стоял в трапезной перед «Тайной вечерей», может подтвердить, что она выглядит как иллюзорное продолжение реального пространства.

ГОЛОВА АПОСТОЛА ВАРФОЛОМЕЯ. 1495-1497.

В подготовительном рисунке головы апостола Варфоломея (в Евангелии от Иоанна — Нафанаил) находят сходство с автопортретами Леонардо. Существует мнение, впрочем, что Леонардо изобразил здесь апостола Матфея.

Совершенно очевидно, что и другие лица и характеры были «списаны» с натуры. Косвенным свидетельством могут послужить слова Леонардо, записанные его современником, видевшим фреску, слава о которой разносилась по миру, и беседовавшим с художником в Амбуазе в 1517 году: «Персонажи ее — суть настоящие портреты большинства людей Двора того времени, а также миланцев разного положения».

Леонардо, по всей видимости, не оставил ни одного автопортрета, который бы мог ему быть однозначно приписан. Учёные уже давно усомнились в том, что знаменитый автопортрет сангиной Леонардо (традиционно датируется —1515 годами), изображающий его в старости, изображает именно его.

Считают, что, возможно, это всего лишь этюд головы апостола Иуды Фаддея (или Фомы) для «Тайной вечери». Однако сам Леонардо ни в одной детали не повторил замыслов ни своих предшественников, ни современников.

АПОСТОЛЫ ИУДА (ФАДДЕЙ), СИМОН ЗИЛОТ. Фрагмент фрески «Тайная вечеря».

Образ Леонардо до сих пор вызывает споры и интерес учёных всего мира.

Как на самом деле выглядел этот уникальный для своего времени художник и великий изобретатель, загадочный масон - магистр тайного общества и величайший инженер того времени, так никто и не знает, а эксгумировать и изучить останки этого человека - загадки не разрешает правительство Франции, на чьей территории он прожил последние годы жизни и умер, и где находится его склеп.

Тот же самый «автопортрет» наложенный зеркально на изображение Джоконды. 100% совпадение. Чудеса и тайны мастера так и не разгаданы.

Считается, что на фреске изображен момент, когда Иисус произносит слова о том, что один из апостолов предаст его («когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня»*), и реакция каждого из них на его слова.

Как и на других изображениях тайной вечери того времени, Леонардо располагает сидящих за столом на одной его стороне, чтобы зритель видел их лица.

Иуда сжимает в руке небольшой мешочек, возможно, обозначающий, те самые, 30 монет, полученные им за предательство Иисуса, или кошель является намеком на его роль среди двенадцати апостолов в качестве их казначея.

Он единственный поставил локоть на стол. Нож в руке Петра, указывающий в сторону от Христа, возможно, отсылает зрителя к сцене в Гефсиманском саду во время задержания Христа римской стражей.

Жест Иисуса может интерпретироваться двояко. Согласно Библии , Иисус предсказывает, что его предатель протянет руку к еде одновременно с ним.

Мы видим, что Иуда тянется к блюду, не замечая, что Иисус тоже протягивает к нему правую руку. В то же время Иисус указывает на хлеб и вино, что символизирует безгрешное тело и пролитую кровь соответственно.

Традиционное прочтение персонажей, исходя из их родственных связей и исторической правды.

Фигура Иисуса расположена и освещена таким образом, что внимание зрителя концентрируется, прежде всего, на него.

Голова Иисуса находится в исчезающей точке для всех линий перспективы.

Роспись содержит неоднократные отсылки к числу три: апостолы сидят группами по три человека; позади Иисуса — три окна; контуры фигуры Христа напоминают треугольник.

Свет, освещающий всю сцену, исходит не из нарисованных сзади окон, а идёт слева, как и настоящий свет из окна на левой стене.

Во многих местах картины проходит золотое сечение ; например, там, где Иисус и находящийся справа от него Иоанн положили руки, полотно разделяется в этом соотношении.

Иоанн или Мария Магдалина

О том, что любимым учеником Спасителя был апостол-юноша - Иоанн, свидетельствует только он сам, никаких других исторических свидетельств не сохранилось. А вот о любви Иисуса к Марии Магдалине свидетельствует и сам Иоанн (в образе Марии из Вифании) и сама Мария , и Филипп (в своих апокрифических евангелиях).

Причем там говориться, что ее он любил больше, чем всех апостолов, вместе взятых , что их откровенно злило всех учеников, а особенно Петра.

Мария постоянно сопровождала Иисуса. Будучи «одержимой», как называли это состояние тогда, так до сих пор и не установленным и не подтверждённым психическим расстройством, она постоянно нуждалась в его защите и помощи, которую он ей и оказывал, «изгоняя бесов». Могу только предположить, но не утверждаю, что Мария могла быть нимфоманкой, откуда и сложилось мнение о ней, как о «блуднице», но конечно никаких доказательств этому не может быть.

Эскиз к Иоанну. Модель Салаи.

Иоан Креститель. Модель Салаи.

Судя по вразумительным текстам остатков ее евангелия, а также по многим фрагментам евангелия от Иоанна, в написании которого, как считается, она принимала самое активное участие, с головой у Марии все было в порядке.

А вот ее сексуальная потребность, судя по всему, была постоянно не удовлетворенной. Именно это и сделало ее в свое время блудницей . В этот период она, видимо, вела роскошный образ жизни, что подтверждается ее благовониями, стоимость которых только в одном носимом ею сосуде была равной годовой заработной плате рабочего или наемного воина.

Иисус находил управу на ее «бесов», но всегда только на некоторое время. Это еще одно свидетельство именно сексуального характера «одержимости» Марии.

"... спутница Сына - это Мария Магдалина . Господь любил Марию более всех учеников , и Он часто лобзал ее уста ". (Филипп, 55).

Стоит ли тогда сомневаться, что за столом (когда им удавалось за него попадать) Мария всегда сидела рядом с самим Иисусом?

Они были нормальной любящей парой , о чем знали и мать Иисуса, и его тетка Мария Клеопова. (Иначе бы Магдалина не смогла бы оказаться бы в кругу их семьи в момент распятия Христа и его погребения, значит она жила с ними или по крайней мере «считалась частью семьи»).

Все это, безусловно, было известно и Леонардо да Винчи. И в своей росписи он смело располагает Марию Магдалину на самом почетном месте за столом - в центре, рядом с Иисусом, по правую руку от него.

Чем бы мог добиться подобной чести молоденький, почти - что мальчик Иоанн Заведеев?

Пожалуй, только слепой может не видеть, что у так называемого (официально) Иоанна - чисто женское , прекрасное и застенчивое лицо , в меру идеализированное художником:

На поздней копии картины Джакомо Рафаэли вместо юноши - Иоанна изображена "цветущая женщина" средних лет.

Обратите особое внимание на женское лицо и брошку на вороте, на богатую отделку ворота и белую нежную кожу, это зрелая женщина- блондинка.

Непропорционально удлиненные руки Марии, наверное, объясняются тем, что нарисованы кем-то из учеников Леонардо (к тому же, считающим, что изображает руки молодого мужчины).

Явно обрезанное левое плечо Марии, видимо, приобрело такой вид после одной из предыдущих реставраций.

Усаженные рядом с Марией Матфей и Филипп оказываются здесь, как нельзя более, кстати. Именно они впоследствии помогали Марии в ее противостоянии с некоторыми апостолами после распятия Христа и его вознесения на небо.

Есть цитата обращения Матфея к Петру: "... если Спаситель счел ее достойной, кто же ты , чтобы отвергнуть ее?)

Модели для апостолов и Христа

Не всех моделей на сегодняшний день мы можем предположительно назвать, но некоторые из них вполне узнаваемы.

Салаи (Салаино; итал. Salai, Il Salaino — «дьяволёнок»; годы жизни 1480-19 января 1524), настоящее имя Джан Джакомо Капротти да Орено (Gian Giacomo Caprotti da Oreno) — ученик Леонардо да Винчи , его любимая модель, который был моделью и для женских и для молодых мужских персонажей, поскольку обладал уникальной андрогенной внешностью.

Второй по счёту из двух юношей, помимо Франческо Мельци , с которым художника связывали длительные — более 25 лет — и, возможно, интимные отношения, судя по эскизам мастера, где он ясно обозначал его «восставшее» мужское достоинство.

Существует маргинальная версия, что Салаи, одетый в женское платье, был моделью Моны Лизы, но есть так же версия, что это был сам мастер.




Это лицо смотрит с многих картин мастера.

Салаи был ещё и моделю для апостола Филиппа.

Скорее всего Салаи позировал для образа Иоанна (Марии Магдалины).

По непроверенным данным мастер сам изобразил себя в виде старика - апостола, предпоследний слева от Христа или, если смотреть на картину, предпоследний справа.

Образы Иисуса и Иуды.

Когда Леонардо да Винчи писал «Тайную вечерю», он придавал особое значение двум фигурам: Христа и Иуды.

Он очень долго искал натурщиков для них. Наконец, ему удалось найти модель для образа Христа среди молодых певчих собора Дуомо в Милане.

Эскиз к фреске.

ГОЛОВА ХРИСТА. Фрагмент фрески «Тайная вечеря».

Подобрать натурщика для Иуды Леонардо не удавалось в течение трех - четырёх лет. Но однажды он наткнулся на улице на пьяницу, который валялся в сточной канаве. Это был молодой мужчина с очень характерным порочным лицом, которого состарило беспробудное пьянство.

Леонардо поразила его внешность, и он пригласил пропойцу в трактир, где сразу же начал писать с него Иуду. Когда же пьяница пришел в себя, он сказал художнику, что однажды уже позировал ему. Это было несколько лет назад, когда он был молод и хорош собой, и пел в церковном хоре, Леонардо писал с него Христа.

Эскизы Иуды.

Я не знаю, что почувствовал тогда мастер, но он написал с него тот образ Иуды, и получилось, что образ и предателя и жертвы воплотил один и тот же человек. Иносказательно он стал олицетворением и Вселенского света и Вселенской тьмы.

Сколько бы лет ни прошло, а тема Добра и Зла, сомоотречения и предательства всегда будет существовать на Земле, пока наши души не научаться совершенству и любви к ближнему, как и учил Иисус.

культура искусство литература проза проза Тайная вечеря

Секреты фрески Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»

Леонардо да Винчи - самая загадочная и неизученная личность прошлых лет. Кто-то приписывает ему божий дар и причисляет к лику святых, кто-то, напротив, считает его безбожником, продавшим душу дьяволу. Но гений великого итальянца неоспорим, поскольку все, к чему когда-либо прикасалась рука великого живописца и инженера, моментально наполнялось скрытым смыслом. Сегодня мы поговорим о знаменитом произведении «Тайная вечеря» и множествах секретов, которое оно скрывает.

~~~~~~~~~~~



Тайная вечеря


Месторасположение и история создания

Знаменитая фреска находится в церкви Санта-Мария-делле-Грацие , расположенной на одноименной площади Милана. А точнее - на одной из стен трапезной. Как утверждают историки, художник специально изобразил на картине точно такие же стол и посуду, какие были на тот момент в церкви. Этим он пытался показать, что Иисус и Иуда (добро и зло) гораздо ближе к людям, чем кажется.


Церковь Санта-Мария-делле-Грацие


Заказ на написание произведения живописец получил от своего патрона - миланского герцога Людовико Сфорца в 1495 году. Правитель славился распутной жизнью и с юных лет был окружен юными вакханками. Ситуацию нисколько не меняло наличие у герцога прекрасной и скромной жены Беатриче д’Эсте , которая искренне любила супруга и в силу своего кроткого нрава не могла перечить его образу жизни. Надо признать, что Людовико Сфорца искренне почитал свою жену и был по-своему к ней привязан. Но истинную силу любви распутный герцог ощутил только в момент скоропостижной кончины своей супруги. Скорбь мужчины была столь велика, что он на 15 дней не покидал своей комнаты. А когда вышел, то первым делом заказал Леонардо да Винчи фреску, о которой некогда просила его покойная супруга, и навсегда прекратил все развлечения при дворе.


Тайная вечеря в трапезной


Произведение было выполнено в 1498 году. Его размеры составили 880 на 460 см. Многие ценители творчества художника сошлись во мнении, что лучше всего «Тайную вечерю» можно рассмотреть, если отойти на 9 метров в сторону и приподняться 3,5 метров вверх. Тем более что посмотреть есть на что. Уже при жизни автора фреска считалась его лучшим произведением. Хотя, назвать картину фреской было бы неправильным. Дело в том, что Леонардо да Винчи писал произведение не на мокрой штукатурке, а на сухой, чтобы иметь возможность редактировать ее несколько раз. Для этого художник нанес на стену толстый слой яичной темпры, которая впоследствии сослужила дурную службу, начав разрушаться всего через 20 лет после написания картины. Но об этом чуть позже.

Идея произведения

«Тайная вечеря» изображает последний пасхальный ужин Иисуса Христа с учениками-апостолами, состоявшийся в Иерусалиме накануне его ареста римлянами. Согласно писанию, Иисус сказал во время трапезы, что один из апостолов предаст его. Леонардо да Винчи постарался изобразить реакцию каждого из учеников на пророческую фразу Учителя. Для этого он ходил по городу, говорил с простыми людьми, смешил их, расстраивал, обнадеживал. А сам при этом наблюдал за эмоциями на лицах. Целью автора было отображение знаменитого ужина с чисто человеческой точки зрения. Именно поэтому он изобразил всех присутствующих в ряд и никому не пририсовал нимба над головой (как это любили делать другие художники).


Эскиз Тайной вечери


Интересные факты

Вот мы и дошли до самой интересной части статьи: секретов и особенностей, скрытых в произведении великого автора.


Иисус на фреске Тайная вечеря


1 . Как утверждают историки, сложнее всего Леонардо да Винчи далось написание двух персонажей: Иисуса и Иуды. Художник старался сделать их воплощением добра и зла, поэтому долго не мог найти подходящих моделей. Однажды итальянец увидел в церковном хоре юного певчего - настолько одухотворенного и чистого, что сомнений не осталось: вот он - прототип Иисуса для его «Тайной вечери». Но, несмотря на то, что образ Учителя был написан, Леонардо да Винчи еще долго корректировал его, считая недостаточно совершенным.

Последним ненаписанным персонажем на картине оставался Иуда. Художник часами бродил по самым злачным местам, выискивая среди опустившихся людей модель для написания. И вот почти через 3 года ему повезло. В канаве валялся абсолютно опустившийся тип в состоянии сильного алкогольного опьянения. Художник приказал привести его в мастерскую. Мужчина почти не держался на ногах и не соображал, куда он попал. Однако, уже после того, как образ Иуды был написан, пьяница подошел к картине и признался, что уже видел ее раньше. На недоумение автора человек ответил, что три года назад он был совсем другим, вел правильный образ жизни и пел в церковном хоре. Именно тогда к нему подошел какой-то художник с предложением написать с него Христа. Так, согласно мнению историков, Иисус и Иуда были списаны с одного и того же человека в разные периоды его жизни. Это еще раз подчеркивает тот факт, что добро и зло идут так близко, что иногда грань между ними неощутима.

Кстати, во время работы Леонардо да Винчи отвлекал настоятель монастыря, который постоянно торопил художника и утверждал, что тот должен сутками писать картину, а не стоять перед ней в раздумьях. Однажды живописец не выдержал и пообещал настоятелю списать с него Иуду, если тот не перестанет вмешиваться в творческий процесс.


Иисус и Мария Магдалина


2. Самым обсуждаемым секретом фрески является фигура ученика, расположившегося по правую руку от Христа. Считается, что это не кто иной, как Мария Магдалина и ее месторасположение указывает на тот факт, что она была не любовницей Иисуса, как это принято считать, а его законной женой. Этот факт подтверждает буква «М», которую образуют контуры тел пары. Якобы она означает слово «Matrimonio», которое в переводе означает «брак». Некоторые историки спорят с этим утверждением и настаивают, что на картине проглядывается подпись Леонардо да Винчи - буква «V». В пользу первого утверждения выступает упоминание о том, что Мария Магдалина омывала ноги Христу и вытирала их своими волосами. Согласно традициям, сделать это могла только законная жена. Более того, считается, что женщина на момент казни мужа была беременной и родила впоследствии дочь Сару, которая положила начало династии Меровингов.

3. Некоторые ученые утверждают, что необычное расположение учеников на картине не случайно. Дескать, Леонардо да Винчи разместил людей по… знакам зодиака. Согласно этой легенде, Иисус был козерогом, а его возлюбленная Мария Магдалина - девой.


Мария Магдалина


4. Нельзя не упомянуть тот факт, что во время бомбежки во время Второй мировой войны снаряд, попавший в здание церкви, разрушил почти все, кроме стены, на которой была изображена фреска. Хотя, сами люди не только не берегли произведение, но и поступали с ним поистине варварски. В 1500 году потоп в церкви нанес картине непоправимый ущерб. Но вместо того, чтобы отреставрировать шедевр, монахи в 1566 году проделали в стене с изображением «Тайной вечери» дверь, которая «отрезала» ноги персонажам. Чуть позже над головой Спасителя повесили миланский герб. А в конце 17 века из трапезной и вовсе сделали конюшню. И без того полуразрушенная фреска покрылась навозом, а французы соревновались друг с другом: кто попадет кирпичом в голову одного из апостолов. Однако были у «Тайной вечери» и поклонники. Французский король Франциск I настолько был впечатлен произведением, что всерьез задумывался над тем, как перевезти его к себе домой.


Фреска Тайная вечеря


5. Не менее интересны размышления историков о еде, изображенной на столе. К примеру, возле Иуды Леонардо да Винчи изобразил опрокинутую солонку (которая во все времена считалась плохой приметой), а также пустую тарелку. Но самым большим предметом для споров до сих пор является рыба на картине. Современники до сих пор не могут сойтись во мнении, что нарисовано на фреске - сельдь или угорь. Ученые считают, что эта неоднозначность не случайна. Художник специально зашифровал в картине скрытый смысл. Дело в том, что по-итальянски «угорь» произносится как «аринга». Добавляем еще одну букву, получаем совсем другое слово - «арринга» (наставление). В то же время слово «сельдь» произносится в северной Италии как «ренга», что означает в переводе «тот, кто отрицает религию». Для атеиста художника ближе второе толкование.

Как видите, в одной-единственной картине скрыто множество тайн и недосказанностей, над раскрытием которых борется не одно поколение. Многие из них так и останутся неразгаданными. А современникам останется лишь строить догадки и повторять шедевр великого итальянца в красках, мраморе, песке, стараясь продлить жизнь фрески.

«Культурология»

Истинно великие произведения искусства можно бесконечно созерцать и бесконечно описывать. От этого они не теряют очарования, но могут утратить свое предназначение. Поиски все новых – тайных и явных – смыслов уводят исследователей от первоисточника тем дальше, чем больше проходит времени с момента его создания и чем соблазнительнее конъюнктурная подоплека его тщательного изучения.

Так произошло и с картиной «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, которая не нуждается в дополнительном представлении, тем более что ранее Blogoitaliano уже достаточно подробно .

Леонардо да Винчи - живописец, скульптор, музыкант, изобретатель...

Необходимость в еще одной статье, посвященной великой картине (а точнее, фреске), очевидна. Произведение столетиями вызывало и вызывает слишком много вопросов, которые требуют если не обстоятельного освещения, то хотя бы упоминания.

История создания: штрихи к портрету заказчика

Заказчиком фрески выступил миланский покровитель Леонардо, герцог Лодовико Сфорца – личность весьма неординарная, что было вполне в духе того времени. Сластолюбец, интриган, заговорщик, убийца – и искусный дипломат, вдохновенный строитель, любитель музыки и живописи.

Его личным другом был настоятель доминиканского монастыря Санта-Мария-делле-Грацие, домовой церковью семейства Сфорца – церковь при монастыре.

По большому счету роспись трапезной Санта-Мария-делле-Грацие, начавшаяся в 1494 году, была данью тщеславию герцога, а сама трапезная предназначалась не столько для братии, сколько для торжественных приемов.

Монастырь Санта-Мария-делле-Грацие в Милане

Только представьте: за главным столом восседает все семейство Сфорца, над ними – по католической традиции – распятие, а на противоположной стене, за таким же длинным итальянским столом – Христос и апостолы – та самая картина «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. Кто бы отказался вкусить даров земных в таком обществе?

Распятие тоже было не из простых, и именно с него начались работы по росписи трапезной. Это огромная сюжетная фреска, над которой трудился художник Донато Монторфано и которая сегодня считается единственным подписанным творением этого мастера.

Но и это еще не все. Изображения Лодовико, его отца Франческо Сфорца, его жены Беатрисы Д’Эсте и сына Массимилиано были размещены в нижней части фрески «Распятие». Они были написаны в 1497 г., уже после смерти супруги герцога, и их автором был уже не Монторфано, а Леонардо да Винчи.

Фреска "Распятие" Донато Монторфано

К сожалению, во время бомбардировки Милана в 1943 году пострадала именно нижняя часть фрески, и от этих изображений остались лишь 2 фрагмента. Полностью были разрушены и росписи боковых стен трапезной, и только стена, где находилась «Тайная вечеря», обложенная мешками с песком, уцелела полностью.

Тайная вечеря: сюжет и композиция

Сюжет Тайной вечери Христа с учениками был одним из самых популярных в средние века и Эпоху Возрождения. По обычаю, ее изображение иллюстрировало либо таинство Евхаристии (Святого Причастия, то есть превращения хлеба и вина в Тело и Кровь Христову), либо одновременно сразу 2 эпизода: слова Иисуса о том, что один из его учеников предаст Его, и причащение учеников.

Эти эпизоды вызывали наиболее острые теологические споры на протяжении средних веков, тем более что при сопоставлении текстов Евангелий было неясно, присутствовал ли Иуда при этом таинстве или нет.

Именно поэтому (и, конечно, из-за предательства) его фигура зрительно дистанцировалась от всех остальных фигур. Иуда мог сидеть по другую сторону длинного стола, над его головой мог быть черный, а не золотой нимб, его одежды контрастировали с одеждами Спасителя и Апостолов.

В центре композиции картины Леонардо да Винчи – фигура Христа

Леонардо был первым художником, изобразившим Иуду вместе со всеми остальными учениками Христа, хотя ранние эскизы свидетельствуют, что первоначально он не собирался нарушать традиционные композиционные принципы.

Однако впоследствии все-таки отказался от этого замысла, пожелав создать изображение в соответствии с пропорциями «золотого сечения», то есть так, как воспринимает зримое человеческий глаз.

В центре композиции картины Леонардо да Винчи – фигура Христа, будто залитая светом из центрального окна и своей формой напоминающая устремленный ввысь треугольник – символ Святой Троицы. За окнами – пейзаж, в котором угадывается ландшафт местности близ озера Комо, что в 40 км от Милана.

Апостолы размещены группами по трое, но, помимо фигуры Иисуса, над головой которого сходятся все линии перспективы, взор зрителя мимолетно скользит по очертаниям еще одного треугольника, где и проходит золотое сечение – между Спасителем и Иоанном – и также устремляется ввысь в религиозном экстазе, уже потом останавливаясь на сидящих слева от Христа.

«… и один из вас предаст Меня»

Вместе с тем да Винчи не отказался от другой традиции, согласно которой предавший Христа не должен был встречаться взглядом со зрителем.

Иуда на фреске Леонардо резко откинулся назад, попутно уронив солонку (классический недобрый знак) и сжимая в руке кошелек (указание на предательство, а также, по тексту Евангелия от Иоанна, на то, что он был казначеем общины).

Другой рукой он тянется за хлебом, согласно Евангелию от Луки, где на это имеется прямое указание («… рука предающего Меня со Мною за столом»), при том, что остальным ученикам после слов Спасителя о предательстве явно не до трапезы. На зрителей они тоже не смотрят, и это лишний раз подчеркивает: вечеря и в самом деле тайная, скрытая от чужих глаз.

Сцена последнего ужина Христа со своими учениками

Не отступает Леонардо и от другой традиции – одновременного изображения 2-х последовательных эпизодов, объединенных в 1 сцене. Причащение иллюстрируется почти буквально: правая рука Христа протянута к хлебу, из запястья левой тугой струей бьет кровь. В связи с этим у зрителя возникает двойственное впечатление от представленной сцены.

Часть Апостолов явно возмущена словами Иисуса о предательстве, часть – выражает вполне естественную человеческую (!) реакцию на внезапное появление раны. Причем изумление вызывает не сама кровь (в XV в. вид крови никого бы не испугал), а именно чудо ее появления, что характерно для религиозного мировосприятия.

Мастерски изобразив и изумление, и негодование, Леонардо, в отличие от более ранних художников, действительно сумел объединить 2 эпизода в одной сцене Тайной вечери.

Первые эскизы Тайной вечери находятся в Венецианской Академии

В какой-то степени художнику при помощи изобразительного искусства удалось разрешить и застарелый теологический спор о присутствии/отсутствии Иуды при таинстве.

Но есть на фреске еще один элемент, усиливающий незаметно для современного зрителя общее впечатление от картины, как от проникнутого истинной религиозностью произведения.

Рыба на столе – это еще один евхаристический символ, отсылающий зрителя к 3-му (снова цифра 3) эпизоду о насыщении народа в пустыне хлебами и рыбами, а также раннехристианский сакральный знак Иисуса и веры в Спасителя.

Где и как посмотреть фреску

Как мы уже писали выше, на BlogoItaliano есть , посвященная знаменитой фреске. В ней мы подробно остановились и на самом что ни на есть прикладном вопросе – где и как можно лицезреть Тайную вечерю .

Отправляясь в Милан и желая увидеть этот шедевр Леонардо да Винчи, примите во внимание, что билеты для осмотра фрески очень желательно покупать заблаговременно. Дело в том, что ежедневно в трапезную монастыря Санта-Мария-делле-Грацие может попасть искусственно ограниченное количество посетителей.

А поскольку билеты на просмотр Тайной вечери можно приобрести через интернет (на этом сайте), это создает естественные сложности с покупкой «день в день»: все доступные квоты попросту выкупаются заранее. Нередки случаи, когда билетов в кассе не остается даже за 2 месяца до предполагаемой даты визита в Милан.

Вверх