Конспект логопедического занятия «Согласные глухие и звонкие, их дифференциация». Конспект занятия для слабослышащих детей первого года обучения по развитию речи на тему: «Посуда Конспекты для слабослышащих

В феврале 2010 года Президент Российской Федерации Д.А. Медведев утвердил национальную образовательную инициативу “Наша новая школа”, цель которой модернизация и развитие системы общего образования страны. Национальная образовательная инициатива предусматривает и модернизацию образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Трудно не согласиться с тем, что каждый ребёнок с ограниченными возможностями здоровья должен иметь право обучаться совместно со своими здоровыми сверстниками. Но не надо забывать и о том, что такое интегрированное (инклюзивное) образование должно быть качественным, должно отвечать особым образовательным потребностям данного ученика с ограниченными возможностями здоровья.

Во 2-д классе МБОУ СОШ № 49 обучается 24 учащихся, (11 мальчиков, 13 девочек). Среди них одна обучающаяся с нарушением слуха (диагноз - двухсторняя сенсоневральная тугоухость IV степени). Для девочки разработан индивидуальный образовательный маршрут, т.е. индивидуальная траектория образования в календарно-тематическом, поурочном планировании. Задача учителя – постараться найти индивидуальные формы обучения, позволяющие реализовать его актуальные коммуникативные возможности и преодолеть трудности в обучении и общении, возникающие на уроке и вне урока.

В деятельность учителя, работающего в условиях интегрированного обучения детей с нарушениями слуха, входит:

Диагностика уровня развития ребенка на основе изучения заключения ПМПК, характеристики из предшествующего ОУ, детских работ, бесед с родителями, наблюдений за ребенком, диагностики уровня знаний по предметам

Составление на основе диагностических данных индивидуального образовательного маршрута (составляется с перспективой не более чем на месяц)

Отслеживание динамики развития ребенка

  • регулярное изучение учащихся с целью выявления индивидуальных особенностей и определения направления коррекционно-развивающей работы;
  • фиксация динамики развития обучающихся с нарушениями слуха в диагностических документах (дневник наблюдений, характеристика);

Взаимодействие со специалистами и родителями:

  • изучение педагогом класса, специалистами условий семейного воспитания особого ребенка и, как результат, выработка конкретных рекомендаций для родителей;
  • знакомство специалистов с данными обследования и планом работы педагога, а педагога – с результатами диагностики и планами специалистов;
  • предоставление родителям в индивидуальном порядке данных о результатах диагностики, планах работы, динамике развития их детей с конкретными рекомендациями как со стороны учителя, так и специалистов;
  • проведение психолого-медико-педагогических консилиумов, педсоветов, семинаров по вопросам диагностики, коррекционного обучения, социальной адаптации данных детей, работе с родителями;
  • участие имеющихся узких специалистов ОУ (логопедов, психологов, социальных педагогов, врачей) в работе МО учителей, проведении родительских собраний;
  • ведение педагогической документации, обеспечивающей взаимосвязь в работе специалистов (тетради взаимосвязи логопеда, психолога, логопеда с педагогом, дневник наблюдений за учащимися, написание характеристик)
  • работа с родителями обычных детей, направленная на формирование толерантного отношения к особым детям и их семьям.

Охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья ребенка: предупреждение психофизических перегрузок. Эмоциональных срывов, профилактика детского травматизма через организацию физкультурно-оздоровительных перемен, динамического часа, физкультминуток на уроках, проведение занятий на свежем воздухе и др., создание климата психологического комфорта, обеспечение успешной учебной деятельности в её фронтальной и индивидуальной формах.

Реализация коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса через проведение уроков, индивидуальных и групповых коррекционных занятий, классных часов, праздников, экскурсий. Каждая из названных форм имеет свою структуру, методику.

В школе собраны и обобщены материалы, выявляющие особенности обучения детей с нарушениями слуха в коллективе сверстников. Разработан индивидуальный план педагогической (в том числе и коррекционной) работы со слабослышащим обучающимся, позволяющий построить наиболее оптимальный маршрут образовательной интеграции учащегося массовой школы, определяемый уровнем его речевого и психофизического развития.

В учебном процессе слабослышащему ученику иногда бывает трудно объяснить на словах некоторые явления, а компьютер – это уникальная машина, благодаря мультимедийным возможностям которой ученикам становится легче воспринимать окружающий мир и развиваться интеллектуально. Кроме этого, новые информационные технологии, позволяющие легко варьировать громкость, в частности актуализируя конкретные частоты аудиоматериалов, могут быть использованы для тренировки остаточного слуха и для развития речевых навыков. А это играет огромную роль в системе социальной адаптации слабослышащего ребенка.

Особую роль в педагогической деятельности, обращенной к слабослышащим детям, играют видеоматериалы. Они полезны при работе с учебным материалом, связанным с изучением различных процессов и явлений, сурдологическое описание которых затрудняется ограниченным словарным запасом детей. Важную обучающую функцию выполняют компьютерные модели и конструкторы, компьютерный лабораторный практикум.

На индивидуальных занятиях с особым ребёнком я использую готовые электронные материалы:

Игры для Тигры”. Компьютерная логопедическая программа “Игры для Тигры” предназначена для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Отличные рисунки, объемное изображение, звуковое сопровождение действий, познавательная направленность упражнений, игровая интерактивная форма подачи учебного материала и веселый ведущий Тигренок - все это делает программу привлекательной, способствует повышению мотивационной готовности детей к занятиям. Применение программы “Игры для Тигры” способствует индивидуализации и повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса. В программе более 50 упражнений, объединенных в четыре тематических блока, представляющих основные направления коррекционной работы: "Фонематика", "Просодика", "Лексика" и "Звукопроизношение". http://www.logopunkt.ru/images/ss3-b.jpg Основные принципы, положенные в основу построения программы “Игры для Тигры” :

системный и деятельностный подход к коррекции нарушений речевого развития;
игровая форма обучения;
интерактивность;
полисенсорное воздействие, при котором слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль, что позволяет задействовать сохранные анализаторы и способствует активизации компенсаторных механизмов;
дифференцированный подхода к обучению. Программа содержит различные по сложности или объему варианты заданий и имеет возможность индивидуальной настройки;
объективность. Программа позволяет зафиксировать начальные данные состояния корригируемой функции, ее состояние в процессе работы и конечные данные;
создание психолого-педагогических условий развития положительной мотивации у детей.

Ключевые достоинства:
- Методика опережающего обучения
- Красочная мультипликация и анимация
- Игры озвучены известными актерами
- Сказочные герои с яркими характерами

Мир за твоим окном” - первая в России специализированная компьютерная программа, предназначенная для развития и обучения детей старшего дошкольного возраста с различными нарушениями в развитии. Она удостоена государственной премии в области образования. Ее авторы - сотрудники Института Коррекционной Педагогики РАО (Е.Л. Гончарова, Т.К. Королевская, О.И. Кукушкина Программа “Мир за твоим окном” Программа состоит из пяти частей: “Времена года”; “Погода”, “Одежда”; “Рассказы о временах года”; “Календарь”, однако названия частей в основном меню отражают лишь тематический материал. У каждой части свои задачи в области развития и обучения.

“Кроссворды”.

  • Тренажер по математике в начальной школе.
  • “Маленький гений. Тренируем внимание”
  • “Тетрис. Математический тренажер”.

Составляю электронные приложения к урокам, коррекционным и внеклассным занятиям, интегрированным урокам, к отдельным темам уроков и занятий, праздничным мероприятиям.

Необходимо отметить, что использование ИКТ в образовательном процессе значительно влияет на формы и методы представления учебного материала, характер взаимодействия между обучаемым и педагогом и, соответственно, на методику проведения занятий в целом. Вместе с тем информационно-коммуникационные технологии не заменяют традиционные подходы к обучению, а значительно повышают их эффективность.

Совместная деятельность педагога, логопеда и психолога способствует постепенной успешной адаптации к школе детей с нарушенной слуховой функцией.

Литература

  1. “Мы вместе” Специальные компьютерные инструменты обучения детей с нарушениями слуха. Институт коррекционной педагогики РАО, Москва // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. -2009-03-16. - №1.
  2. http://logoped.far.ru/p48aa1.html
  3. http://softlus.ucoz.ru/load/igra_baba_jaga_uchitsja_chitat_igra_dlja_malyshej_dlja_obuchenija_chteniju/71-1-0-649
  4. Волкова Л.С. Логопедия (учебник) ООО “Гуманитарный центр Владос”, 2004. стр. 551-553
  5. Вренева Е.П. Использование компьютерных технологий в работе коррекционного педагога ДОУ// Коррекционная педагогика. - 2008 . - №4(28).
  6. Гилевич И.М., Тигранова Л.И. К проблеме интеграции (программа подготовки учителей массовых школ к работе с детьми с нарушениями слуха)// Дефектология, 1996. № 6. с.44-51
  7. Ефимов В.Ф. Использование информационно-коммуникативных технологий в начальном образовании // Начальная школа. - 2009. -№ 2.
  8. Малофеев Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития// Дефектология, 1997. с.3-15
  9. На пути к инклюзивной школе. Пособие для учителей. USAID, 2007
  10. Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (1-3 апреля 1998г.). СПб., 1998, 126с.
  11. Учебные проекты с использованием Мicrosoft Office: Методическое пособие для учителя. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 93с.
  12. Шипицына Л.М., Ресвейк К. Навстречу друг другу: пути интеграции. СПб., 1998. с.130
  13. Янн П.А. Воспитание и обучение глухого ребенка. М., Изд.центр “Академия”, 2003. стр.159-163

обучению произношению

Тема занятия: Автоматизация звука «М»

Цели занятия :

1.Автоматизировать звук –М- в слогах, в словах.


Коррекционные задачи :

Обучение произношению


Оборудование:

игрушки, картинки с на звук «М» предметы мебели, игрушки, кукла.


Словарь :

Структура занятия:

  1. Работа с картинками
  2. Работа с игрушками

Ход занятия.

Организационный

Момент

Деятельность

Учителя

Деятельность

Ученика

1.Организационый момент

Привет!

Как тебя зовут?

Какое сейчас время года?

Какое сегодня число?

Какой день недели?

Привет.

Меня зовут…

Моя фамилия…

Мне….лет

Весна

2.Фонетическая ритмика с проговариванием гласных звуков А,О,У,И. Звук -М- в прямых слогах и обратных слогах

МА-МА-МА

МО-МО-МО

АМ-АМ-АМ

ОМ-ОМ-ОМ

Собака АВ-АВ

Кошка МЯУ

Корову МУ-МУ

Кукла ЛЯ-ЛЯ

Слухо - зрительно.

Будем слушать.

Дай мяч

Дай стул

Дай куклу

Дай машину

Покажи

Вот мяч

Вот стул

На куклу

На машину

5.Подведение итогов

Что ты делал?

Ты занимался хорошо.

Умница!

Я говорил

Я слушал

Я играл

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального занятия в младшей группе для детей

с нарушением слуха по развитию слухового восприятия и

обучению произношению

Тема занятия: Автоматизация звука «Т»

Цели занятия :

1.Автоматизировать звук –Т- в слогах, в словах.

2.Упражнять в различении и воспроизведении знакомых слов (названия игрушек, предметов мебели).

3. Формирование и развитие у слабослышащих дошкольников навыков восприятия (на слухо - зрительной и слуховой основе) и воспроизведения устной речи.


Коррекционные задачи :

Развитие слухового восприятия

Тренировать слуховую память при восприятии и воспроизведении гласных звуков.

Учить различать слова и короткие фразы на слух и слухо-зрительно.

Обучение произношению

Поощрять речевую активность ребенка.

Развивать артикуляционный аппарат, формировать плавный выдох.

Учить подражать движениям фонетической ритмики при произнесении гласных звуков и автоматизации звука «м».

Учить произносить речевой материал в сопряженной, отраженной и самостоятельной речи.

Задачи комплексного развития детей

Развитие мелкой и общей моторики.

Формировать навык глобального чтения табличек.

Развитие тактильных ощущений

Задачи развития эмоционально-волевой сферы

Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умения проявлять свои чувства.

Развивать навыки взаимодействия ребенка с педагогом.


Оборудование: таблички с речевым материалом, наборное полотно,

игрушки, картинки с на звук «Т» предметы мебели, игрушки, кукла.


Словарь : говори громко, говори хорошо, кошка, собака, корова, кукла, машина

Структура занятия:

  1. Организационное начало занятия (приветствие, слуховая перекличка).
  2. Дыхательные и голосовые упражнения с элементами фонетической ритмики.
  3. Работа с картинками
  4. Работа с игрушками
  5. Организационное окончание занятия.

Ход занятия.

Организационный

Момент

Деятельность

Учителя

Деятельность

Ученика

1.Организационый момент

Привет!

Как тебя зовут?

Как твоя фамилия? Сколько тебе лет?

Какое сейчас время года?

Какое сегодня число?

Какой день недели?

Привет.

Меня зовут…

Моя фамилия…

Мне….лет

Весна

2.Фонетическая ритмика с проговариванием гласных звуков А,О,У,И. Звук -Т- в прямых слогах и обратных слогах

ТАтата

таТАта

татаТА

ТА_____

ТО-ТО-ТО

АТ-АТ-АТ

ОТ-ОТ-ОТ

Ребёнок проговаривает слоги с движениями фонетической ритмики.

3 Показываю картинки (собака, кошка, корова)

Собака АВ-АВ

Кошка МЯУ

Корову МУ-МУ

Кукла ЛЯ-ЛЯ

Ребёнок имитируют движения со звукоподражанием – проговаривает слова (устно и читает по табличкам –послоговое чтение)

Педагог предлагает ребёнку кукольные предметы мебели, игрушки.

Слухо - зрительно.

Будем слушать.

Дай мяч

Дай стул

Дай куклу

Дай машину

Покажи

Ребёнок находит заданный предмет по чтению с губ –слухо-зрительно, потом на слух (за экраном):

Вот мяч

Вот стул

На куклу

На машину

5.Подведение итогов

Что ты делал?

Ты занимался хорошо.

Молодец!

Я говорил

Я слушал

Я играл

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального занятия в младшей группе для детей

с нарушением слуха по развитию слухового восприятия и

обучению произношению

Тема занятия: Весна. Автоматизация звуков Ц. Дифференциация звуков Р – Л.

Цели:

1.Вырабатывать умение различать текст по предложениям опознавать знакомый и незнакомый речевой материал по теме «Весна», различать неречевые звуки.

2. Автоматизировать звук Ц на материале слогов, слов, предложений.

Дифференцировать звуки Р- Л на материале, включающем эти звуки.

3. Развивать мышление, внимание, связанную речь, интерес к занятиям.

4. Эмоциональное развитие детей с нарушением слуха.
Коррекционные задачи :

Развитие слухового восприятия

Тренировать слуховую память детей при восприятии и воспроизведении гласных звуков.

Учить различать слова и короткие фразы на слух и слухо-зрительно.

Обучение произношению

Поощрять речевую активность

Развивать артикуляционный аппарат, формировать плавный выдох.

Учить детей подражать движениям фонетической ритмики при произнесении гласных звуков и автоматизации звука «ц».

Учить произносить речевой материал в сопряженной, отраженной и самостоятельной речи.

Формирование словарно го состава речи, которое заключается в планомерном развитии значений слов и словосочетаний, активизация различных речевых умений в условиях реальных ситуаций общения, развитие разно образных видов речевой деятельности (говорения, чтения, письма, слухо-зрительного восприятия, слушания)

Задачи комплексного развития ребенка

Развитие мелкой и общей моторики.

Формировать навык глобального чтения табличек.

Отработка и закрепление речевых умений, приобретенных на предыдущих и этих занятиях, уточнение значения слов и их связи с другими речевыми единицами, комбинирование различных речевых высказываний в зависимости от коммуникативных целей.

Задачи развития эмоционально-волевой сферы

Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умения проявлять свои чувства.

Развивать навыки взаимодействия ребенка с педагогом

Оборудование: таблички со слогами, словами, текстом;

Картинки с изображением птиц; макет по теме «Весна»,

Рассыпной текст,

Текст «Весна»

Пришла весна. Солнце светит. Снег тает. Бегут ручьи. Прилетели грачи. Они вьют гнезда. Артем, Алсу и Ваня пускают кораблики.

Словарь: гнездо, дом, грач, забор, куст, снег, береза, ручей, липа, проталинки, елка, кораблик, клен, ребята, скворечник . скворец, птенец, птица, перелётные птицы

Структура занятия:

  1. Организационное начало занятия (приветствие, слуховая перекличка).
  2. Дыхательные и голосовые упражнения с элементами фонетической ритмики.
  3. II Основная часть.
  4. Автоматизация звука «Ц» в слогах, словах, фразах.
  5. Дифференцировать звуки Р- Л
  6. Работа с рассказом
  7. Организационное окончание занятия.

Ход занятия.

Организационный

Момент

Деятельность

Учителя

Деятельность

Ученика

I Орг. Момент:

Привет!

[-Какое сегодня число?]

[- Какой сегодня день недели?]

[- Сколько дней в неделю ребята учатся в школе? ]

Привет

2,Фонетическая ритмика

Вдох

Выдох

С_______

Сна_____

Весна____

Пришла весна.

Солнце светит.

Снег тает.

Бегут ручьи.

Вдох

Выдох

С_______

Сна_____

Весна____

Пришла весна.

Солнце светит.

Снег тает.

Бегут ручьи.

II Основная часть.

  1. Будешь хорошо говорить звук Ц.

Какой звук будешь говорить?

Послушай и назови слоги:

[ ац ец иц ца ]

Что ты называл?

Послушай и назови слова:

[ Скворец, птенец, птица. ]

Поставь ударение в словах.

На который слог падает ударение?

(первый) слог.

Что ты называл?

Звук Ц.

Ац, ец, иц, ца

Я называл слоги.

Скворец, птенец, птица

Ударение падает на второй

Я называл слова.

2. Хорошо говори звуки Р – Л.

Послушай и повтори:

Что ты называл? -

Послушай названия птиц.

Разложи картинки на две группы: в одну группу - картинки,

в названии которых есть звук Р, в другую – картинки, в названии которых есть звук Л.

– нет звуков Р, Л.

Эта картинка лишняя?

[- Как называются птицы, которые прилетают к нам весной?]

Выбери перелётных птиц.

[- Как называются птицы, которые прилетают к нам зимой? ]

ара – ала, ла- ра, ер – ел, ре –ле, гра - гла

Я называл слоги.

«Р» Грач, жаворонок, скворец, снегирь,

«Л» соловей, ласточка дятел,

Да, лишняя.

Перелётные птицы.

Грач, жаворонок, скворец,

Зимующие птицы.

соловей, ласточка , кукушка.

3.Опознавание на слух

[- Будешь слушать рассказ. ]

Что ты будешь делать?

Называет что услышал.

О чём рассказ? - О весне.

Восприятие текста по предложениям.

Вот таблички. Расскажи рассказ по порядку.

(Помощь в предъявлении предложений на слух.)

Различение вопросов и фраз без табличек.

[- Какие птицы прилетели?]

[- Что вьют грачи? ]

[- Что делают дети весной? ]

[- Текут ручейки. ]

[ Светит солнце]

[ Тает снег.]

Восприятие слов и словосочетаний на голое ухо.

Светит, прилетели птицы, грач – грачи, дерево – на деревьях, пускают кораблики.

Я буду слушать рассказ.

Слушает, повторяет.

III Итог занятия.

Какие звуки ты говорил хорошо?

Что ты делал на занятии?

Я говорил звуки Ц,Р,Л.

Я говорил, слушал рассказ, слушал птиц.

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального занятия в младшей группе для детей

с нарушением слуха по развитию слухового восприятия и

обучению произношению

Тема: «Фрукты и овощи»

Цель:

Закрепление ранее пройденного материала;

Формирование и развитие у слабослышащих дошкольников навыков восприятия (на слухо - зрительной и слуховой основе) и воспроизведения устной речи.

Развивать слуховое восприятие детей с нарушенным слухом.

Коррекционные задачи :

Развитие слухового восприятия

Тренировать слуховую память при восприятии и воспроизведении гласных звуков.

Учить различать слова и короткие фразы на слух и слухо-зрительно.

Использование в работе остатков слуха с помощью речевых и неречевых звучаний

Обучение произношению

Поощрять речевую активность ребенка.

Развивать артикуляционный аппарат, формировать плавный выдох.

Учить произносить речевой материал в сопряженной, отраженной и самостоятельной речи.

Совершенствование произносительных навыков

Задачи комплексного развития детей

Развитие мелкой и общей моторики.

Формировать навык глобального чтения табличек.

Развитие тактильных ощущений

Задачи развития эмоционально-волевой сферы

Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умения проявлять свои чувства.

Развивать навыки взаимодействия детей друг с другом.

Оборудование: таблички, две корзины (сад и огород), волшебный сундучок, овощи и фрукты, маски овощей и фруктов, раскраски, цветные карандаши.

Структура занятия:

  1. Организационное начало занятия (приветствие, слуховая перекличка).
  2. Дыхательные и голосовые упражнения с элементами фонетической ритмики.
  3. Работа над темой
  4. Игра «Угадай: что там?»
  5. Раскрась овощ или фрукт.
  6. Организационное окончание занятия.

Ход занятия.

Организационный

Момент

Деятельность

Учителя

Деятельность

Ученика

1 Орг момент

Привет!

[- Как тебя зовут? ]

[- Как твоя фамилия ?]

[- Сколько тебе лет ?]

[- Какое сейчас время года ?]

[- Какое сегодня число ?]

[- Какой день недели ?]

Привет.

Меня зовут…

Моя фамилия…

Мне….лет

Весна

Фонетическая ритмика

А____________

О____________

У____________

И____________

Э____________

Та-Та-Та

ТаТаТа

То-То-То

ТоТоТо

Ту-Ту-Ту

ТуТуТу

Ребенок проговаривает слоги, слова и фразы с элементами фонетической ритмики

А____________

О____________

У____________

И____________

Э____________

Та-Та-Та

ТаТаТа

То-То-То

ТоТоТо

Ту-Ту-Ту

ТуТуТу

Тема «Фрукты-овощи»

Будем говорить

Педагог повторяет с ребенком названия овощей и фруктов.

Что это?

На доске две корзины: сад и огород;

Педагог предлагает ребёнку взять и положить овощи и фрукты (картинки) в корзины

«Положи»

Ребенок называет овощи и фрукты, нарисованные на картинке.

Ребенок читает таблички: фрукты, овощи

Игра «Угадай: что там?»

«Будем играть»

В сундучке овощи и фрукты:

«Угадай?» «Что там?»

Ребенок на ощупь определяют фрукт или овощ и называет его

Раскрась овощ и фрукт.

Будем раскрашивать

Попроси: «Дай, пожалуйста, бумагу»

Ребенок раскрашивает помидор и огурец

Ребенок дает отчёт о проделанной работе:

«Я раскрасил помидор красным»

«Я раскрасила огурец зелёным»

Заключительная часть.

Что ты делал?

Говорил

Играл

Танцевал

Раскрашивал

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального занятия в младшей группе для детей

с нарушением слуха по развитию слухового восприятия и

обучению произношению

Тема: «Различение звучаний барабана и гармошки. Долгое и краткое произнесение слогов»

Цели занятия :

Расширять представления ребенка о звучащих предметах,

Долгое и краткое произнесение слогов

Эмоциональное развитие детей с нарушением слуха.


Коррекционные задачи :

Развитие слухового восприятия

Тренировать слуховую память при восприятии и воспроизведении гласных звуков.

Учить различать слова и короткие фразы на слух и слухо-зрительно.

Научить ребенка различать на слух с индивидуальными слуховыми аппаратами звучания барабана и гармошки, соотнося определенное действие со звучание той или иной игрушки;

Обучение произношению

Поощрять речевую активность детей.

Развивать артикуляционный аппарат, формировать плавный выдох.

Учить произносить речевой материал в сопряженной, отраженной и самостоятельной речи.

Задачи комплексного развития детей

Развитие мелкой и общей моторики.

Формировать навык глобального чтения табличек.

Задачи развития эмоционально-волевой сферы

Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умения проявлять свои чувства.

Развивать навыки взаимодействия ребенка с педагогом.

Развивать слуховое восприятие, внимание, двигательную память, закреплять словарь по теме.


Оборудование: таблички с речевым материалом, наборное полотно,

игрушки, картинки с изображением животных, разноцветные ленточки на подставке, колокольчики (большой и маленький),

экраны (большой и маленький).

Методические приемы: сюрпризный момент, слухо-зрительное восприятие, различение на слух, выбор табличек, называние ребенком и/или сопряжено-отраженное проговаривание, фонетическая ритмика, дидактические игры «Что звучало?», «Солнышко и дождик».

Наглядный материал: картинки с изображением барабана, гармошки таблички, прикрепленные на шкафу вырезанные из картона солнышко и туча с дождем.

Словарь: будем заниматься, слушай, что звучало? барабан, гармошка, верно, неверно, солнышко, иди гулять, идет дождь, беги.

Структура занятия:

  1. Организационное начало занятия.
  2. Дыхательные и голосовые упражнения с элементами фонетической ритмики.
  3. Различение барабана и гармошки
  4. Дидактическая игра «Солнышко и дождик»
  5. Организационное окончание занятия.

Ход занятия.

Организационный

Момент

Деятельность

Учителя

Деятельность

Ученика

1 Организационный момент

- Педагог играет на бубне.

Педагог предъявляет табличку и проговаривает: «БУДЕМ ЗАНИМАТЬСЯ».

- Ребенок проговаривает вместе с педагогом: «Будем заниматься».

2,Фонетическая ритмика

ф_ф_ф_ф_ - произнести на выдохе.

А__ - развести руки в стороны, говорить долго.

ПА_ - то же движение, па – хлопнуть в ладоши перед грудью, сказать кратко.

О_ - поднять руки вверх, говорить долго.

ПО_ - то же, по – хлопнуть в ладоши над головой.

У_ - вытянуть руки вперед, говорить долго.

ПУ_ - то же, пу – хлопнуть в ладоши перед собой.

ПАПА – ударять кулачками влево-вправо на каждый слог, потом произнести плавно: «ПАПА».

МА_ - движение из «М» переходит в «А» (от щек в стороны)

МАМА – плавно погладить левой рукой правую.

Ребенок повторяет за педагогом движения, сопряжено-отраженного проговаривает.

3, Различение барабана и гармошки

Педагог привлекает внимание ребенка к большой красивой коробке и спрашивает, побуждая его повторить: «Что там?»

Педагог просит ребенка закрыть глаза и достает из коробки барабан, играет на нем.

Просит выбрать нужную табличку – БАРАБАН, вместе называют.

Педагог играет на барабане и предлагает тоже поиграть.

Педагог снова привлекает внимание к коробке и спрашивает: «Что там?»

Педагог просит ребенка закрыть глаза и достает из коробки гармошку, играет на ней.

Педагог спрашивает: «Что это?»

Просит выбрать нужную табличку – ГАРМОШКА, вместе называют.

Педагог демонстрирует соответствующую картинку и закрепляет ее на доске с табличкой.

Педагог играет на гармошке и предлагает тоже поиграть.

Педагог прячет за мольбертом барабан и гармошку, побуждая повторить: «Барабан там. Гармошка там».

Предъявляет табличку: СЛУШАЙ.

За мольбертом в разной последовательности педагог играет то на барабане, то на гармошке.

В случае затруднений педагог демонстрирует игрушку, не прекращая игру на инструменте (слухо-зрительное восприятие).

Задает вопрос: «Что звучало?»

Ребенок, услышав звучание, открывает глаза, удивляется.

Это барабан.

Ребенок слухо-зрительно воспринимают звучание и имитируют игру на барабане (ударяют пальчик о пальчик), произносят тататата.

Ребенок проговаривает вместе с педагогом: «Что там?»

Услышав звучание гармошки, открывает глаза, удивляется.

Это гармошка.

Ребенок выбирает нужную табличку из 3-х.

Ребенок слухо-зрительно воспринимает звучание гармошки и хлопает в ладоши.

Барабан там.

Гармошка там.

Слушай.

Ребенок воспринимает звучания на слух и в ответ выполняет определенные движения: «игра на барабане» (+произнесение тататата ) или хлопанье.

Ребенок демонстрируют соответствующую картинку, прочитывает подпись.

4,Дидактическая игра «Солнышко и дождик»

Раздается стук в дверь. Педагог привлекает внимание к звуку: «Тук-тук. Кто там?»

«Приходит» кукла, здоровается.

Педагог обращает внимание на одежду куклы, говорит: «У куклы зонт. Кукла пойдет гулять».

Обращает внимание на прикрепленное на шкафу солнышко: «Вот солнышко. Погода хорошая. ИДИ ГУЛЯТЬ». Педагог играет на бубне.

Прекращение игры на бубне. Педагог обращает внимание на тучку с дождем, говорит: «Дождь». В это время воспитатель открывает зонт. Педагог опять играет в бубен, побуждая ребенка бежать к воспитателю.

Педагог демонстрирует табличку: «ИДЁТ ДОЖДЬ. Кап-кап-кап»

Зонт закрывают, и педагог говорит: «Дождя нет. Солнышко (убирает тучку ). ИДИ ГУЛЯТЬ». Звучит бубен.

Игра повторяется.

Тук-тук. Кто там?

Привет.

Кукла пойдет гулять.

Ребенок прочитывает табличку и под звуки бубна ходит по группе.

Остановка по сигналу.

Действия ребенка по сигналу (ходьба), а в случае затруднений с помощью педагога.

Ребенок прочитывает табличку, имитируют дождь: «Кап-кап-кап».

Иди гулять.

выполняет те же действия под звучание бубна.

Итог занятия

с нарушением слуха по развитию слухового восприятия и

обучению произношению

Тема: « Различение звучания барабана и бубна. Воспроизведение

звукоподражаний»

Цели занятия :

Формировать у ребенка потребность в устном общении.

Развивать слуховое восприятие ребенка с нарушенным слухом.

Расширять представления ребенка о звучащих игрушках.

Эмоциональное развитие ребенка с нарушением слуха.

Коррекционные задачи :

Развитие слухового восприятия

Различать звучание музыкальных игрушек (барабан-бубен) при выборе из 2-х с индивидуальным слуховым аппаратом;

Тренировать слуховую память ребенка при восприятии и воспроизведении гласных звуков.

Различать кол-во звучаний (один-много) ;

Обучение произношению

Поощрять речевую активность ребенка.

- Развивать артикуляционный аппарат, формировать плавный выдох.

- Учить произносить речевой материал в сопряженной, отраженной и самостоятельной речи.

Задачи комплексного развития детей

- Развитие мелкой и общей моторики.

- Формировать навык глобального чтения табличек.

Задачи развития эмоционально-волевой сферы

- Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умения проявлять свои чувства.

- Развивать навыки взаимодействия ребенка с педагогом.

- Воспитывать положительное отношение к занятию.

Оборудование:

  • музыкальные игрушки (барабан, бубен),
  • игрушки «собака» и «кошка»
  • картинки с изображениями муз. игрушек,
  • таблички с названиями муз. игрушек.

Словарь: привет, будем заниматься, будем слушать, будем говорить, делай так, собака, кошка, баран, бубен, возьми барабан, возьми бубен, играй, слушай, повернись, убери барабан, убери бубен, один, много, сколько?, занимались, слушали, говорили, хорошо, молодец, пока.

Структура занятия

I. Организационный момент.

II. Обучение произношению.

1) Фонетическая ритмика

2) Воспроизведение звукоподражаний

III. Развитие слухового восприятия.

1) Выработка условно-двигательной реакции на звук

2) Различение звучания музыкальных игрушек

IV. Подведение итогов.

Ход занятия.

Организационный

момент

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

I. Организационный момент.

Здравствуй, И.!

И., как зовут твою маму?

- Как зовут твоего папу?

-Будем заниматься.

-Здравствуйте.!

Мою маму зовут…

Моего папу зовут…

Будем заниматься

II. Обучение произношению.

1)Фонетическая ритмика

2)Воспроизведение звукоподражаний.

педагог показывает игрушку «собака»

педагог показывает «кошку»

Будем говорить

А___А___

О___О___

А___О___

А О

тук-тук-тук- Кто там?

-Привет

-тук-тук-тук - Кто там?

-Привет

ам-ам-ам

мяу-мяу

движения ам-ам-ам игрушкой мяу-мяу

Ребёнок выполняет движения и произносит звуки одновременно с педагогом

-собака

-Привет

-кошка

-Привет

Ребенок повторяет за педагогом

III. Развитие слухового восприятия

1) Выработка условно-двигательной реакции на звук.

2)Различение звучания музыкальных игрушек (барабан-бубен)

картинки с изображениями музыкальных игрушек.

За ширмой играю поочередно на барабане, на бубне, ребенок при узнавании звучания поднимает нужную картинку.

3) Различение кол-ва звучания барабана

Упражнение по выработке условно-двигательной реакции на звук барабана (слухо-зрительно)

Что это?

-Это барабан -та-та-та

-Что это?

-Это бубен – топ-топ

-Слушайте.

-Ту-Ту-Ту

Педагог играет на барабане 1 или несколько раз.

Сколько?

Ребенок проговаривает слоги и имитирует движения игры на музыкальных игрушках – показывает соответствующую картинку.

1 раз

много

IV. Подведение итогов занятия.

Что ты делал?

Молодец!

Пока.

Я занимался

Я слушал

Я говорил

Пока.


Ирина Волосникова
Конспект индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произношения в 1 классе для слабослышащих детей

Конспект индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произношения в 1 классе слабослышащих.

Тема: Автоматизация звука «Э». Овощи, фрукты.

Закрепить умение правильно произносить звук [э] на различном речевом материале (слоги, слова, предложения);

Продолжать работу по формированию навыков самоконтроля;

Развивать слуховое восприятие на речевом материале по теме «Овощи, фрукты»;

Различать речевой материал разговорно- обиходного характера,

развивать слуховое внимание и память;

Учить слушать и выполнять задания, отвечать на вопросы, давать грамотные ответы;

Расширять и уточнять словарный запас; - развивать логическое мышление, память, воображение; - закреплять умения говорить достаточно внятно и выразительно, реализуя произносительные умения и навыки, используя в речи естественные невербальные средства коммуникации;

Оборудование: компьютер, предметные и сюжетные картинки, волшебный мешочек муляжами фруктов.

Ход занятия:

1. Оргмомент.

Здравствуй, Ира.

Здравствуйте, Ирина Викторовна!

Ты слышишь хорошо?

Да, хорошо.

В каком классе ты учишься? (Я учусь в первом классе).

Какой сегодня день недели? (Сегодня вторник).

Кто сегодня дежурный? (Сегодня дежурный Серёжа)

Какие звуки ты будешь говорить хорошо? (Я буду хорошо говорить звуки О, Э, П, С)

Сейчас ты будешь хорошо говорить звук [ э].

Формирование произношения.

2. Работа с таблицей:

Когда говорим звук Э, где язык? (Внизу, язык горкой.)

Какие губы? (Губы округлены).

3. Изолированное произнесение звука Э. (Слайд 1).

Послушай и повтори строчку (слайд 2).

Уп-эп-оп, оп-уп-эп, ип-эп-ап, эп-ап-эп.

4. Работа со слогами и словами.

Назови картинки (слайд 3).

Экскурсия, экскаватор, эскимо, этаж, экран, электричка.

Послушай и поставь в этих словах ударение. Прочитай.

А сейчас нужно составить словосочетания со словом это (слайд 4).

Задай вопрос к картинке и ответь на него: Кто это? Это девочка.

Что это? Это мяч. Кто это? Это бабочка. Что это? Это кукла.

Посмотри на картинку, это семья. (Вопросы предъявляются на слух)

Какая фамилия у семьи? (Эпиковы)

Как зовут маму? (Элля)

Как зовут собаку? (Собаку зовут Эльф)

Какое имя у сына? (Имя сына Эдик)

Какое имя у дочки? (Эмма. Дочку зовут Эмма)

Как зовут папу? (Эрик)

5. Составление предложений из слов.

А сейчас составь предложения со словами и прочитай:

Эмма купила эскимо.

Экскаватор роет яму.

Эдик и ребята идут на экскурсию.

Я живу на третьем этаже.

Молодец, говорила хорошо.

Развитие речевого слуха.

Весь речевой материал предлагается сразу на слух, при затруднении слухо-зрительно, а потом опять на слух.

Сейчас будешь слушать слова и предложения.

Какие овощи ты знаешь? (Огурец, лук, морковь, помидор, капуста, картофель)

Назови фрукты.

Перед ребёнком лежат картинки с разными фруктами: яблоко, груша, слива, персик, виноград, банан, апельсин, лимон.

Нарисуй виноград, картофель, огурец.

Напиши слово:апельсин,морковь.

Послушай и запомни: капуста, помидор, картофель.

Послушай и запомни: яблоко, слива, груша, банан, персик.

Где растут овощи? (Овощи растут в огороде.)

Где растут фрукты? (Фрукты растут в саду).

Какие фрукты ты любишь? (Я люблю яблоко, грушу, апельсин)

Ты любишь лук? (Я не люблю лук.)

Тебе нравится морковь? (Мне нравится морковь.)

Игра: «Волшебный мешочек».

В мешочке муляжи фруктов. Педагог за экраном произносит фразу: Дай грушу. Ребёнок на ощупь находит грушу и отдаёт её педагогу. Игра продолжается.

Послушай предложения (на слух) и покажи картинку:

Маша ест яблоко.

Никита любит вкусную грушу.

Ребята убирают капусту и картофель.

Папа режет лук.

Что ты делала на занятии, Ирина? (Я слушала слова, предложения, называла картинки, хорошо говорила звук «э».)

Молодец! Ты хорошо работала на занятии!

Публикации по теме:

Конспект фронтального занятия по формированию правильного произношения для детей с ОНР 5–6 лет Тема: Звук с". Путешествие в синюю страну. Программное содержание: 1. Упражнять в чётком произношении звука с" в слогах, словах, фразах,.

Конспект индивидуального занятия для ребенка по ФЭМП и развитию сенсорного восприятия «Посуда» Цель: обобщить умение детей различать и называть свойства предметов – цвет (красный, зеленый, желтый, размер (большой, поменьше, самый.

Конспект индивидуального занятия с ребенком раннего возраста, имеющим проблемы речевого развития Конспект коррекционно-развивающего занятия с ребенком раннего возраста,имеющего проблемы речевого развития. «Городские птицы» Цели занятия:.

Конспект индивидуального занятия для младших школьников с нарушением слуха «Дифференциация звуков Ц-С» Конспект индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и коррекции произношения для ребенка с нарушением слуха (НСТ 3 степени).

Конспект занятия по развитию речи и воспитанию правильного произношения в старшей группе для детей с ОВЗ Тема; Как мы помогали улитке (дифференциация звуков С-З) 1. Развитие артикуляционной моторики детей. Автоматизация и дифференциация звуков.

Конспект занятия по развитию речи во 2 классе «Дифференциация звуков С - Ш» Конспект занятия по развитию речи во 2 классе «Дифференциация звуков С - Ш» Цели: а) образовательные: - уточнить правильную артикуляцию.

Конспект логопедического занятия по формированию произношения у слабослышащих детей по теме:

«Дифференциация звуков и букв [ж] - [ш]».

Учитель логопед

МБОУ СОШ № 21 г. Ставрополя

Пучкина С.В.

Цель: Развитие внятной, членораздельной, выразительной устной речи.

Задачи:

  1. Закрепление навыков различения и чёткого произношения звуков [ж] - [ш] изолированно, в словах, предложениях.
  2. Развитие речевого дыхания, фонематического слуха, разговорной и связной речи.
  3. Формирование просодической стороны речи.
  4. Коррекция психических функций: памяти, внимания, логического мышления.
  5. Обеспечение здоровьесберегающего пространства: организация физминуток, дыхательная, пальчиковая гимнастика, самомассаж, психогимнастика, упражнения для профилактики близорукости.
  6. Обогащение словарного запаса.
  7. Развитие мелкой моторики.

Оборудование: карточки с артикуляционной гимнастикой, предметные картинки, сюжетные картинки, зеркало, вата, буквы «ж» и «ш», ручки, карандаши, карточки с текстом.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Психогимнастика.

Доброе утро! Настал новый чудесный день. Сейчас я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь мне. Как хорошо, что мы сегодня здесь с вами. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы! Мы все здоровы! Пожалуйста, сделайте глубокий вдох через нос. Представьте, что вы вдыхаете в себя свежесть, доброту, красоту сегодняшнего дня! Теперь выдохните. Вдохните ещё раз и выдохните. И последний раз вдох и выдох. Молодцы! Давайте ещё раз улыбнемся друг другу и начнем наше занятие.

II. Основная часть.

1. Проверка слуха (за экраном).

Как ты слышишь?

Будем заниматься?

Сейчас осень?

Почему ты так решил?

Какой месяц?

Какое время суток?

Послушай и повтори: сентябрь, октябрь, декабрь – осенние месяцы.

Правильно?

Назови правильно осенние месяцы.

Какое сегодня число?

Запиши его в тетрадь.

  1. Сообщение темы занятия.

Какой звук повторяется в этих предложениях?

Вышивает Даша мишку, Маша вышивает мышку. (Звук Ш).

Два жука летят, жужжат: Нужен дождик для ужат. (Звук Ж)

Сегодня мы изучаем два звука Ж и Ш.

3. Сравнение звуков Ж и Ш по артикуляции /перед зеркалом/.

Произнесение ряда слогов на одном выдохе:

Ша-шо-шу-ши-ше (выдох).

Аш-ош-уш-иш-еш (выдох).

Жа-жу-же-жи-жо (выдох).

Упражнение «Забей мяч в ворота» (задуть ватный шарик в ворота).

5. Пальчиковая гимнастика.

Самомассаж (с карандашом, грецкими орехами).

« Этот пальчик», «Колечки», «Прогулка», «Цепочки».

6. Артикуляционная гимнастика.

Я буду показывать картинки, а ты выполняй упражнения (логопед показывает ученику схематические изображения артикуляционных упражнений, ученик выполняет. В случае затруднения логопед сам показывает упражнение).

«Заборчик» - «Хоботок», «Лопаточка» - «Иголочка», «Качели», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Маляр».

7. Развитие фонематического слуха.

Сейчас мы будем работать над звуками [ ш ] , [ ж ].

Я буду называть слова с этими звуками. Если услышите «ж» или «ш» - покажите соответствующую букву:

Каштан, жёлудь, живот, шкаф, шелест, ножницы, мышка, кукушка, солнышко, важный, жук, жилет, камыши, мороженое, лужа, каша.

Слушай внимательно, повторяй за мной:

Жа – ша – ша

Ша – жа – жа

Жа – ша – жа

Шо – жо – шо

Жо – жо – шо

Шо – шо – жо

Жи – жи – ши

Ши – жи – ши

Жи – ши – жи

Беседа по картинкам УЖИ – УШИ:

Что здесь нарисовано?

Это очень похожие слова, а чем они различаются? (Изменился только один звук, а получилось новое слово).

Уж – обычно не ядовитая змея. Змея – пресмыкающееся с длинным извивающимся телом, часто с ядовитыми железами в пасти.

Уши – органы слуха.

Придумаем предложения с этими словами.

А у меня получились вот такие предложения:

В кустах спрятались ужи.

Даша под душем моет уши.

(читаем вслух, читаем про себя и запоминаем). Записать предложение по памяти. Подчеркнуть буквы, которые обозначают звук Ж или Ш. Проверка.

Повтори за мной и покажи соответствующую картинку:

Жар – шар, машет – мажет, наживка – нашивка, тужить – тушить, Луша – лужа.

Придумай и запиши в тетрадь предложения с каждой парой слов.

  1. Физминутка.

Игра с мячом «Замени Ж на Ш».

жест шить

жаль шалить

жила шитьё

ужи Саша

жалость скошу

жутко широк

  1. Развитие фонематического восприятия.

Цифровой ряд.

Я буду показывать картинки, а вы букву «ж» или «ш» и цифру, соответствующую месту звука в слове:

Груша, мышка, жук, мороженое, пиджак, джинсы, кошка, медвежонок, лягушка, афиша.

  1. Дифференциация звуков [ ш ] , [ ж ] на письме /доска/.

Вставьте пропущенные буквы:

…уба, ве…алка, кру…ево, е…ата, …орох, …урнал.

У лисы пу…истый хвост. Ды…и све…им воздухом. У …оры ду…истые ланды…и.

  1. Коррекция зрения. Упражнение с использованием зрительных ориентиров.
  2. Составление предложений по серии картинок /за экраном/.

Какое наступило время года?

Что делает мальчик?

Кого он увидел в лесу?

Почему мальчик испугался?

  1. Выразительное чтение стихотворения учеником /индивидуальная карточка/:

Мишка лапу занозил-

Наступил на шишку.

Обозлился, погрозил:

«Ты узнаешь мишку!»

Шишку в сучья закопал,

Поплясал на сучьях,

Поскользнулся и упал

У норы барсучьей.

Вышел заспанный барсук,

Заворчал на мишку.

Мишка струсил, влез на сук,

Притаился мышкой.

14. Работа над диалогом /текст на доске/.

– Будем работать над диалогом. Сначала я прочитаю.

– Мама, можно я пойду в сад?

– Можно, Женя. Что ты будешь делать в саду?

– Я буду собирать листья, каштаны, желуди.

– На улице грязь, надень сапоги.

– Я надену сапоги.

Беседа.

– О чём разговаривали мама и мальчик?

– Как зовут мальчика? Что он будет делать в саду? Почему надо надеть сапоги?

Чтение по ролям.

Самостоятельное чтение.

– А теперь ты прочитай и за маму, и за Женю.

Воспроизведение диалога без написанного текста.

– Говори за маму и за Женю самостоятельно, своими словами.

  1. Итог занятия.

Рефлексия. Какие звуки мы сегодня различали? У тебя были ошибки? Молодец, ты справился со всеми заданиями. Но мы ещё поработаем над звуками «ж»-«ш» на следующем занятии. До свидания.


Занятия по формированию произношения у слабослышащих детей по теме:

«Дифференциация звуков и букв [ж] - [ш]. Работа над речевым дыханием, голосом и логическим ударением»

Учитель логопед

МБОУ СОШ № 21 г. Ставрополя

Цель: Развитие внятной, членораздельной, выразительной устной речи.

Задачи:

1. Закрепить навыки различения и чёткого произношения звуков [ж] - [ш] изолированно, в словах, предложениях.

2. Развитие речевого дыхания, фонема тического слуха, разговорной и связной речи.

3. Формирование просодической стороны речи.

4. Коррекция психических функций: памяти, внимания, логического мышления.

5. Обеспечение здоровьесберегающего пространства: организация физминуток, дыхательная, пальчиковая гимнастика, самомассаж, психогимнастика, упражнения для профилактики близорукости .

6. Обогащение словарного запаса.

7. Развитие мелкой моторики.

Оборудование: карточки с артикуляционной гимнастикой, предметные картинки, сюжетные картинки, зеркало, вата, буквы «ж» и «ш», ручки, карандаши, карточки с текстом.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Психогимнастика.

Доброе утро! Настал новый чудесный день. Сейчас я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь мне. Как хорошо, что мы сегодня здесь с вами. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы! Мы все здоровы! Пожалуйста, сделайте глубокий вдох через нос. Представьте, что вы вдыхаете в себя свежесть, доброту, красоту сегодняшнего дня! Теперь выдохните. Вдохните ещё раз и выдохните. И последний раз вдох и выдох. Молодцы! Давайте ещё раз улыбнемся друг другу и начнем наше занятие.

II . Основная часть.

1. Проверка слуха (за экраном).

Как ты слышишь?

Будем заниматься?

Сейчас осень?

Почему ты так решил?

Какой месяц?

Какое время суток?

Послушай и повтори: сентябрь, октябрь, декабрь – осенние месяцы.

Правильно?

Назови правильно осенние месяцы.

Какое сегодня число?

Запиши его в тетрадь.

2. Сообщение темы занятия.

Какой звук повторяется в этих предложениях?

Вышивает Даша мишку, Маша вышивает мышку. (Звук Ш).

Два жука летят, жужжат: Нужен дождик для ужат. (Звук Ж)

Сегодня мы изучаем два звука Ж и Ш.

3. Сравнение звуков Ж и Ш по артикуляции /перед зеркалом/.

Произнесение ряда слогов на одном выдохе:

Ша-шо-шу-ши-ше (выдох).

Аш-ош-уш-иш-еш (выдох).

Жа-жу-же-жи-жо (выдох).

Упражнение «Забей мяч в ворота» (задуть ватный шарик в ворота).

5. Пальчиковая гимнастика.

Самомассаж (с карандашом, грецкими орехами).

«Этот пальчик», «Колечки», «Прогулка», «Цепочки».

6. Артикуляционная гимнастика.

Я буду показывать картинки, а ты выполняй упражнения (показывает ученику схематические изображения артикуляционных упражнений, ученик выполняет. В случае затруднения учитель сам показывает упражнение).

«Заборчик» - «Хоботок», «Лопаточка» - «Иголочка», «Качели», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Маляр».

7. Развитие фонематического слуха.

Сейчас мы будем работать над звуками [ш], [ж].

Я буду называть слова с этими звуками. Если услышите «ж» или «ш» - покажите соответствующую букву:

- Каштан, жёлудь, живот, шкаф, шелест, ножницы, мышка, кукушка, солнышко, важный, жук, жилет, камыши, мороженое, лужа, каша.

Слушай внимательно, повторяй за мной:

Жа – ша – ша

Ша – жа – жа

Жа – ша – жа

Шо – жо – шо

Жо – жо – шо

Шо – шо – жо

Жи – жи – ши

Ши – жи – ши

Жи – ши – жи

Беседа по картинкам УЖИ – УШИ:

Что здесь нарисовано?

Это очень похожие слова, а чем они различаются? (Изменился только один звук, а получилось новое слово).

Уж – обычно не ядовитая змея. Змея – пресмыкающееся с длинным извивающимся телом, часто с ядовитыми железами в пасти.

Уши – органы слуха.

Придумаем предложения с этими словами.

А у меня получились вот такие предложения:

В кустах спрятались ужи.

Даша под душем моет уши.

(читаем вслух, читаем про себя и запоминаем). Записать предложение по памяти. Подчеркнуть буквы, которые обозначают звук Ж или Ш. Проверка.

Повтори за мной и покажи соответствующую картинку:

Жар – шар, машет – мажет, наживка – нашивка, тужить – тушить, Луша – лужа.

Придумай и запиши в тетрадь предложения с каждой парой слов.

8. Физминутка.

Игра с мячом «Замени Ж на Ш».

жест шить

жаль шалить

жила шитьё

ужи Саша

жалость скошу

жутко широк

9. Развитие фонематического восприятия.

Цифровой ряд.

Я буду показывать картинки, а вы букву «ж» или «ш» и цифру, соответствующую месту звука в слове:

Груша, мышка, жук, мороженое, пиджак, джинсы, кошка, медвежонок, лягушка, афиша.

10. Дифференциация звуков [ ш ] , [ ж ] на письме /доска/.

Вставьте пропущенные буквы:

…уба, ве…алка, кру…ево, е…ата, …орох, …урнал.

У лисы пу…истый хвост. Ды…и све…им воздухом. У …оры ду…истые ланды…и.

11. Коррекция зрения. Упражнение с использованием зрительных ориентиров.

12. Составление предложений по серии картинок /за экраном/.

Какое наступило время года?

Что делает мальчик?

Кого он увидел в лесу?

Почему мальчик испугался?

13. Выразительное чтение стихотворения учеником /индивидуальная карточка/:

Мишка лапу занозил-

Наступил на шишку.

Обозлился, погрозил:

«Ты узнаешь мишку!»

Шишку в сучья закопал,

Поплясал на сучьях,

Поскользнулся и упал

У норы барсучьей.

Вышел заспанный барсук,

Заворчал на мишку.

Мишка струсил, влез на сук,

Притаился мышкой.

14. Работа над диалогом /текст на доске/.

– Будем работать над диалогом. Сначала я прочитаю.

– Мама, можно я пойду в сад?

– Можно, Женя. Что ты будешь делать в саду?

– Я буду собирать листья, каштаны, желуди.

– На улице грязь, надень сапоги.

– Я надену сапоги.

– О чём разговаривали мама и мальчик?

– Как зовут мальчика? Что он будет делать в саду? Почему надо надеть сапоги?

Самостоятельное чтение.

– А теперь ты прочитай и за маму, и за Женю.

Воспроизведение диалога без написанного текста.

– Говори за маму и за Женю самостоятельно, своими словами.

III. Итог занятия.

Рефлексия. Какие звуки мы сегодня различали? У тебя были ошибки? Молодец, ты справился со всеми заданиями. Но мы ещё поработаем над звуками «ж»-«ш» на следующем занятии. До свидания.

Мишка лапу занозил-

Наступил на шишку.

Обозлился, погрозил:

«Ты узнаешь мишку!»

Шишку в сучья закопал,

Поплясал на сучьях,

Поскользнулся и упал

У норы барсучьей.

Вышел заспанный барсук,

Заворчал на мишку.

Мишка струсил, влез на сук,

Притаился мышкой.

Вверх