Корейцы. Откуда в России появились корейцы? Откуда произошли корейцы

11 мая профессор Ким Ук из сеульского университета Тангук доложил общественности о результатах своих генетических исследований, которые могут совершить революцию в представлениях о том, откуда пошли предки современных корейцев.

По его данным, ближайшими родственниками корейцев, по крайней мере, по материнской линии, являются ханьцы и японцы. Согласно же господствовавшим доныне гипотезам, базирующимся на лингвистических и археологических исследованиях, предки современных корейцев несколько тысяч лет назад мигрировали на Корейский полуостров из алтайско-монгольского региона. Иначе говоря, корейцы рассматриваются как исторические родственники монголов.

Профессор Ким Ук исследовал ДНК 185 корейцев и сравнил их с ДНК соседних народов. При этом он использовал ДНК, содержащиеся в митохондриях – клеточные структурах, снабжающих наш организм энергией. Митохондрии активно изучаются в современной генетике с целью выяснить происхождение различных этносов и пути их миграции по планете на протяжении длительных периодов – в сотни, тысячи и десятки тысяч лет. Другие молекулы ДНК – те, что содержатся в клеточных ядрах, при слиянии сперматозоида и яйцеклетки "перемешиваются", в результате чего ребенок получает наследственную информацию как от отца, так и от матери. Однако ДНК, содержащиеся в митохондриях яйцеклетки, в процессе оплодотворения не затрагиваются, а значит - долгое время передаются по материнской линии из поколения в поколение практически неизмененными. Именно это (а также происходящие в них временами мутации) и позволяет использовать митохондриальные ДНК, чтобы отследить происхождение и пути передвижения по планете целых народов. Наверное, многим доводилось видеть появившиеся в последнее время популярные статьи о некоей доисторической африканской Еве, от которой произошли все живущие сейчас на Земле люди. И хотя эти публикации носят порой несколько желтовато-сенсационный характер, они имеют отношение к вполне серьезным исследованиям как раз в области митохондриальных ДНК.

Результаты многолетней работы профессора Ким Ука говорят о том, что по материнской линии корейцы, во-первых, ближе всего к ханьцам (основной народности Китая) и к японцам – но никак не к монголам. Во-вторых, если верить данным профессора Кима, популярные в здешних краях разговоры о "чистоте корейской крови" не имеют под собой никаких оснований – корейский митохондриальный генофонд весьма пестр. Иначе говоря, современная корейская нация сформировалась в результате смешения целого ряда этнических групп.

Профессор Ким Ук особо отметил, что результаты генетических исследований вполне могут противоречить гипотезам лингвистов и археологов. Удивляться этому действительно не стоит. Например, один из доводов археологов в пользу того, что корейцы не родственны ханьцам, выглядит следующим образом: в древности предки корейцев пользовались бронзовыми мечами, форма которых отличается от современных им китайских мечей. Шаткость этого аргумента, на взгляд редактора "СВ", довольно очевидна. Можно представить себе массу причин, почему древние жители полуострова предпочитали мечи другой формы. Однако корейские ученые нередко исходят не из самих фактов, а из определенной линии партии и правительства, под которую нужные факты потом подгоняются. В настоящее время упомянутая линия состоит, в частности, в том, чтобы непременно доказать уникальность корейской культуры в сравнении с китайской и японской. Гипотеза об "алтайском" происхождении корейцев очень хорошо в данную струю ложится. Наверное, еще лучше было бы доказать внеземное происхождение корейской нации, но это уже будет как-то чересчур, хотя в Северной Корее, кажется, всё движется именно в таком направлении. В подобной ситуации труды профессора Ким Ука вполне могут помочь кое-кому вернуться из заоблачных сфер на грешную землю. К пестикам, тычинкам и прочей унылой матчасти.

Будем ждать реакции корейского научного мира на исследования профессора Кима и новых оживленных дискуссий.

"Сеульский вестник"

Корё сарам – так называют потомков переселившихся в Россию корейцев . Первая часть словосочетания отсылает к древнему названию государства, откуда они родом, вторая переводится как "человек". Более полутора веков назад корейцы стали частью нашей страны, обогатив пёструю палитру культур.

Бежавшие с родины

По итогам Всероссийской переписи 2010 года, корейцами себя назвали более 153 тысяч человек. Самые большие группы российских корейцев проживают на Дальнем Востоке – в Сахалинской области, Приморском и Хабаровском краях, на Юге и Северном Кавказе – в Ростовской области, Ставропольском крае, Кабардино-Балкарии и Краснодарском крае, а также в Москве и Петербурге.

Представители этноса не раз переселялись. С Дальним Востоком связана судьба выходцев из Северной Кореи, с Сахалином – Южной.

У нас они появились во второй половине XIX века. На эмиграцию, грозившую на родине смертью, толкали голод, нехватка земель и стихийные бедствия. В 1860 году в результате Пекинского договора России отошла часть территории Южного Приморья. Образовалась российско-корейская граница по реке Туманган (Туманной). Уже тогда за ней жило более пяти тысяч корейцев, получивших российское гражданство.

Первые сведения об иммигрантах появились в 1854 году, когда разрешение на проживание у властей попросили 67 корейских крестьян, пересекших Туманган. Они основали в Уссурийском крае первое невоенное поселение Тизинхэ, жили в традиционных фанзах (крестьянский дом на каркасе из деревянных свай) и занимались земледелием. K 1867 году в Приморье было уже три корейских деревни с двумя тысячами поселенцев.

Усердные земледельцы

Посьетский (ныне Хасанский) район Приморья быстро стал центром притяжения корейцев. Российская власть переселению не препятствовала. Осваивать пустовавшие земли никто не хотел, а у новых жителей для этого имелись необходимые опыт и желание.

Корейцы сыграли ключевую роль в развитии сельского хозяйства на Дальнем Востоке. Они охотно принимали русское подданство (что облегчало получение земли), старались учить язык и крестились. По их инициативе на стыке трёх государств – России, Китая и Кореи – появился первый православный храм. Благодаря интеграции этнос, единственный из азиатских, смог органично вписаться в жизнь Дальнего Востока.

Поток переселенцев вырос в 1910 году после аннексии Кореи Японией: Россия пополнилась политэмигрантами. Через несколько лет Дальний Восток станет центром корейской культуры: треть населения Приморья составят корейцы.

Корейцы Сахалина

О корейцах упоминал посетивший остров в конце XIX века А.П. Чехов. Согласно переписи 1897 года, на Сахалине проживало 67 азиатов.

Корейские поселения стали расти после русско-японской войны, в результате которой Япония получила южную часть острова – Карафуто. Корейцев из южных провинций активно свозили сюда на тяжёлые работы на шахтах и рыбном промысле. Таким образом, к 1945 году, когда Южный Сахалин вошёл в состав СССР, здесь жило полсотни тысяч корейцев. О своих бывших "рабах" Япония благополучно забыла, но по документам сахалинские корейцы по-прежнему числились подданами Страны Восходящего Солнца: советское гражданство они стали принимать лишь после 1970 года.

Депортированы первыми

Корейцы первыми в СССР подверглись принудительному переселению по этническому признаку. Ещё с 1920-х годов разрабатывали меры по их отселению от границ оккупированной Кореи. В 1929 году удалось собрать 220 добровольцев, организовавших в Узбекистане и Казахстане рисоводческие колхозы. Идея перемещения в эти республики позже станет ключевой.

21 августа 1937 года постановлением Совнаркома СССР в целях пресечения японского шпионажа принято решение депортировать дальневосточных корейцев в Среднюю Азию. В Узбекистан и Казахстан отправились 172 тысячи человек, включая 1 187 жителей Северного Сахалина. В пути и в первое время жизни в районах непривычного климата умирало до 40 человек из тысячи. Некоторые историки считают, что положение корейцев было лучше, чем у других репрессированных народов, хотя они также подвергались дискриминации. В 1945 году им присвоили статус спецпереселенцев, во время войны с Японией отправляли на принудительные работы в "трудармию".

Реабилитация народа шла в несколько этапов. Однако некоторые негласные запреты существовали до распада СССР. В 1993 году Верховный Совет России признал корейцев жертвами политических репрессий. К тому времени на постсоветском пространстве проживало около полумиллиона представителей этого народа.

Третья волна адаптации

Корейцы хорошо интегрировались в российское общество. Многие исконные традиции в процессе социокультурной адаптации приобрели новый смысл, корейский язык подзабылся или забылся вовсе: например, выросшее в Средней Азии поколение считает родным русский язык. В 1950-х годах сняли ограничения на передвижение и службу в армии, корейцам разрешили жить за пределами Средней Азии. Они стали переселяться на Северный Кавказ и в страны Союза. Молодёжь активно пошла учиться, в том числе в столичные вузы. И к семидесятым годам среди корейцев было немало учёных, инженеров, врачей и юристов. При этом продолжали процветать корейские рисоводческие колхозы. В Приморье корейцы начали возвращаться с 1960-х годов. После распада СССР многие корейцы из республик Средней Азии переехали в Россию и Украину.

Борщ с паби и плов

Среди корейцев распространены такие фамилии, как Ким, Пак, Ли, Чхве, Чой, Цой. С недавних пор семьи стали малодетными. Придерживаются сложной системы верований и обрядов на основе традиционных корейских воззрений на природу, элементов конфуцианства, буддизма и христианства. Среди них немало православных.

Традиционная кухня за годы жизни в России сильно изменилась: появились блюда, не имеющих аналогов в Корее. Например, полюбившаяся россиянам морковча – морковь по-корейски. Салат появился во времена СССР как замена кимчхи – традиционного блюда из пекинской капусты с красным перцем. Корейцы предпочитают рыбу и свинину. Почти не используют животный жир. Любят острый перец, чеснок и кориандр. На свой манер они готовят некоторые блюда российской кухни. В борщ, например, добавляют варёный рис паби. В рационе российских корейцев сейчас также присутствуют блюда узбекской кухни: плов и манты.

Екатерина Курзенева

ТОМСК, 12 июн — РИА Новости. Российские корейцы, обучающиеся в школах и вузах Москвы, Тольятти, Ставрополя, Томска и Ташкента, написали сочинения о своей жизни в России. Они рассказали, на каком языке видят сны и что, с их точки зрения, портит имидж культурной страны.

В апреле Томский государственный педагогический университет (ТГПУ) объявил о старте всероссийского конкурса на лучшее сочинение на русском языке "Почему мое будущее связано с Россией". Конкурс посвящен 150-летию добровольного переселения корейцев в Россию, а его участниками стали корейцы, обучающиеся в РФ.

Конкурс приурочили к межнациональному форуму молодежи Сибири и Дальнего Востока "Вместе — мы сила", который проходит в эти дни в Томске.

Талантливые сестры

"Я, девочка с корейской фамилией и русской душой, горжусь, что живу в многонациональной России!" — пишет в своем сочинении московская девятиклассница Ди-Ён Дон. Она, как и многие другие участники конкурса, родилась не в России — в Узбекистане, и мечтает побывать в Корее.

Как рассказала девушка корреспонденту РИА Новости, ее мечта осуществится этим летом — школьница планирует съездить в гости к брату, который учится в столице Южной Кореи — Сеуле.

Родители девушки — педагоги по образованию — привезли дочь в Россию в 1998 году. Тогда Ди-Ён было всего восемь лет. Она рассказывает, что в ее роду по материнской линии много педагогов: деды и прадеды работали учителями. Сама школьница пока не знает, кем станет.

"Я учусь в девятом классе средней общеобразовательной школы №1086 с корейским компонентом обучения в Москве. В школе обучаются не только корейцы, но и русские, татары, армяне и другие. Атмосфера в школе дружелюбная", — пишет она в сочинении.

"Люблю слушать русские народные песни и романсы. Моя бабушка, Фрида Васильевна, знала много русских романсов и очень любила их исполнять. <…> Сейчас, живя в Москве, часто хожу в кино, театры, музеи, концерты. Нашему деду дают льготные билеты и бесплатные приглашения как реабилитированному от незаконных политических репрессий. Вот он и зовет нас по очереди на различные концерты и спектакли", — добавляет школьница.

Ди-Ён заняла третье место в своей возрастной категории (14-18 лет). В Томск на церемонию награждения она приехала вместе с двоюродной сестрой Марией Ли, которая участвовала в конкурсе в другой возрастной категории — 19-25 лет.

"150 лет вместе. Это много или мало? Безусловно, в историческом масштабе совсем мало, но для жизни отдельного человека это большая дата. Арифметический расчет одного поколения равняется 25 годам. Значит, шестое поколение этнических корейцев проживает в России. <…> В нашем роду я россиянка в пятом поколении", — пишет Мария Ли.

Ее прадед и дед значительное время прожили в Узбекистане, куда их переселили с Дальнего Востока в 1937 году. "Дед сейчас живет в городе Москве. Я считаю себя кореянкой, хотя для меня родной язык — русский. Имя дали русское. Отчество ношу тоже русское", — делится студентка Российского государственного университета туризма и сервиса.

"Простая российская кореянка"

В своих сочинениях школьники и студенты рассказали о мечтах и надеждах — они связывают свою жизнь с Россией и надеются, что в будущем не будут слышать фраз типа "Россия — для русских".

"В школу я пошла в Москве, где впервые столкнулась с проблемой: иногда на меня странно смотрели проходящие мимо люди. Хоть я была ребенком, но уже тогда поняла, что это из-за смуглой кожи и узкого разреза глаз. Тогда это была просто детская обида, я еще не знала важность и глобальность этой проблемы. Призываю всех быть толерантными друг к другу", — пишет ученица столичной школы Юлия Ким.

Корреспонденту РИА Новости корейская москвичка Ди-Ён Дон рассказала, что и в ее жизни случались неприятные события из-за национальности. "В школе — нет, там все спокойно. Это было в метро, на папу однажды там напали из-за национальности. Но, слава Богу, появилась полиция, все обошлось", — вспоминает она.

"Живя не первый год в Москве, я ощущаю некий дискомфорт, особенно, когда бываю в людных местах. Порой слышишь: "Понаехали тут!" — пишет Мария Ли.

Девушка уверена, что неприятности, в которые попадают мигранты в России, "портят имидж великой и культурной России".

"От интеллигенции, общественных и государственных деятелей будет зависеть то, как я, простая российская кореянка, буду чувствовать в обществе. А ведь от морального самочувствия каждого гражданина зависит будущее огромной страны", — считает студентка.

Впрочем, отмечают молодые корейцы, все это не мешает им любить российские города, например Москву.

"Это город, в котором, безусловно, можно найти то, что ищешь. И образование, и работу. Здесь необычайно большой выбор университетов, институтов, академий, колледжей", — рассказывает ученица московской школы №1086 Анна Тигай.

Обретенная родина

Председатель жюри конкурса, преподаватель ТГПУ с 20-летним стажем Анна Курьянович рассказала РИА Новости, что все участники писали о русском языке как средстве единения нации.

"Ребята, всего 18 человек, писали, начиная о своей малой родине, где родились, писали, что долго прожили в РФ, как изнутри видят свое положение — корейский ребенок в условиях российского проживания. Кто-то писал о книгах, бабушках и дедушках. Все считают Россию своей родиной, исторической, генетической или приобретенной", — рассказала она.

"Пишут, что жили в Узбекистане, Таджикистане, в странах дальнего зарубежья, но хотят жить в России. Общая идейная тональность светлая, это тексты с хорошей верой в будущее. <…> О родине, о языке нельзя написать хорошо "по указке", если ты это не пропустил не только через свой мозг, но и через свои чувства", — подчеркнула председатель жюри.

Полиглоты в моде

Многие участники конкурса говорят, что знание русского и одновременно других языков им обязательно пригодится. Это не просто модно и престижно, а позволяет наладить межнациональные связи даже на уровне "школа-университет".

"Мечтаю овладеть китайским и испанским языками. Знание языков позволяет человеку знать многообразие культур и делает его высокообразованным в обществе. Мне очень комфортно дома, на работе, в институте. Дружу не только с корейцами, но и с русскими, евреями, армянами, узбеками и другими. Все они относятся ко мне хорошо и уважительно. Мне легко с ними общаться", — рассказала в сочинении Мария Ли.

Как пишет один из конкурсантов, пятиклассник из Москвы Чжу Сучжин, "чтобы передать красочность русского языка, приходится много трудиться, чтобы оживить на корейском языке все красноречие русского языка".

Дед мечтает съездить в Крым

Молодые российские корейцы особо отметили в своих сочинениях "чудеса" страны — природные памятники и заповедники. Рассказали, что используют любую возможность для путешествий по стране — выезжают на соревнования, на конкурсы, ездят с семьей.

"Мой дед обещал свозить в Звенигород, чтобы послушать трели соловья. Когда-то он служил в армии в тех краях и слышал это чудное пение, которое запомнил навсегда. <…> Дед мечтает съездить в Крым, который стал с этого года частью РФ, как это было 23 года назад. Обещает взять меня с собой на этот полуостров", — пишет Дон Ди-Ён.

Восхищаясь российскими просторами, конкурсанты вспоминают русских классиков литературы, цитируют стихи о природе, признаются в любви к березкам, лету в деревне. Все в традициях "загадочной русской души".

Вспоминают и известных корейцев, живших в России, например, Виктора Цоя. "Его слушают, поют и перепевают так же часто, как перечитывается "энциклопедия русской жизни XIX века" "Евгений Онегин". Творчество Виктора Цоя можно уверенно считать "энциклопедией русской жизни" 80-х годов ХХ века", — считает Анна Тигай.

Вижу сны на русском

"Так кто же я? Кореянка или русская, кого во мне больше? Как себя называть? С одной стороны, говорю и мыслю по-русски, сны вижу на русском. А с другой стороны, у меня фамилия корейская, разрез глаз восточный, обычаи и традиции в семье соблюдаются корейские, отчасти русские. Думаю, что будет правильно сказать, что я — российская кореянка", — пишет конкурсантка Мария Ли.

Она отмечает, что словосочетание "российские корейцы" твердо утвердилось в РФ после распада СССР. "Моих предков до третьего поколения, которые жили в России, называли просто "корейцы", а начиная с прадеда, называли "советскими корейцами" А нынче, кто проживает в РФ, — "российские корейцы", — пишет она.

Мария Ли стала победительницей конкурса в своей возрастной группе — от 19 до 25 лет. Среди школьников лучшей признали работу Вероники Ким из Томского гуманитарного лицея. Школьница вообразила, что берет интервью у своего любимого писателя Михаила Булгакова.

А так написал о России десятиклассник столичной школы Чжун Мин Джонг: "В мои 17 лет я представляю свою собственную жизнь как отдельную главу в истории — все с чего-то начинается и чем-то заканчивается. Я дитя двух культур, но начало мне дала моя Родина — Россия".

(основано на личных наблюдениях)

1. В Корее много красивых девушек. Ну т.е. для тех, кто способен оценить азиатский тип красоты, а тем более является любителем оной - есть где развернуться.

2. Чтобы чувствовать себя красивой - корейская девушка должна иметь белую кожу и большие глаза.

3. Чтобы иметь белую кожу, корейские девушки всячески избегают солнечных лучей, ходят по улицам покрытые слоем антизагарных кремов и под зонтиками. Также этой их слабостью активно пользуются маркетологи, предлагая линейки специальных отбеливающих кожу кремов.

4. Лучший подарок на выпускной для современной корейской школьницы - операция по расширению глаз или сужению носа.

5. Корейские девушки красят губы иначе - стирая, осветляя внешний контур губ (а не подчеркивая его, как делаем зачастую мы), и наносят яркую специальную помаду - тинт - на внутреннюю поверхность губ, что создает эффект такого милого детского сочного ротика. Я себя купила такую штучку, нравится)).

6. Поскольку я сутки провела в корейской женской бане, могу сказать следующее: Голые кореянки произвели на меня сильное впечатление. Большинство из них- подавляющее пожалуй- довольно стройные. А многие так и откровенно- богини. Даже те, что с не идеальными фигурами- не дряблые и не рыхлые, подтянутые, с хорошей кожей. Грудь кореянки- это вообще произведение искусства. Даже у женщин в возрасте - практически нет отвисших вытянутых грудей, практически у всех они очень аккуратные и с небольшими сосками.
Это наблюдение было подтверждено и другими людьми, бывавшими в корейских банях - сиськи кореянок практически любого возраста - как у наших 20-летних.

7. Единственный нюанс, непривычный современному европейцу- кореянки очень натюрэль в области бикини, не бреется почти никто.

8. У кореянок очень хорошая осанка. Думаю, это генетическое - из-за того, что веками азиаты спали на полу.

9. Как я поняла - черные от природы волосы - это тоже лоховство - поэтому и корейские юноши и корейские девушки волосы всячески тонируют и осветляют. Но до блонда - крайне редко - видимо, очень сложно убить натуральный черный азиатский пигмент.

10. Корейские средства по уходу за волосами и кожей - одни из лучших в мире. Даже те бесплатные шампуни, которые я пробовала в обычных отелях оказывали на волосы лучший эффект, чем здесь дорогущие профессиональные голдвеллы, лореали и прочая лабуда.

October 29th, 2013

Вячеслав Шипилов

Из всех наций и народностей, которые натурализовались в России, не обо всех можно сказать, когда именно они появились в Русском государстве. Но пришествие в Россию корейцев история обозначила с точностью до года и даже до месяца. И появились они, как говорится, в нужное время и в нужном месте.

ВСЕЛЕНИЕ ПО ФАКТУ

Раньше всех о появлении корейцев на территории России сообщил в своём докладе по инстанции поручик Василий Рязанов. Это и стало самой первой официальной информацией о данном неожиданном факте. В 1863-1866 годах Рязанов командовал 4-й ротой 3-го линейного батальона Восточной Сибири в посту Новгородский, ныне порт Посьет. Одновременно он был начальником самого поста, осуществляя здесь всю полноту военно-административной власти.
В сентябре 1864 года на основании донесения поручика Рязанова свою докладную записку составил исправляющий должность инспектора линейных батальонов Восточной Сибири полковник Фёдор Ольденбург. О появлении корейцев в русских пределах он известил военного губернатора Приморской области адмирала Петра Казакевича: «…командующий этой ротой мне доложил, что 14 семей в числе 65 душ обоего пола перешли из Кореи в январе месяце сего года в Приморскую область, построили фанзы в верстах 15 от поста Новгородского, успешно занимаются огородничеством, земледелием и обещают по своему трудолюбию быть вполне полезными хозяевами».
Так было основано первое невоенное поселение в Южно-Уссурийском крае с названием Тизинхе. Не прошло и года, как в долине реки Тизинхе (теперь река Виноградная) был снят первый урожай кукурузы, проса, ячменя, и овощей. При этом корейские крестьяне помогли русским военным сделать многопудовый запас гречневой крупы. «Греча в полном семени, провеяна и по сходной цене, чем довольны обе стороны», - сообщал интендантам в пост Владивосток поручик Рязанов.

Через год по соседству, в долине одноименной реки, появилась корейская деревня Янчихе. Сегодня это село Цуканово на берегу реки Цукановки. Вскоре по берегам Адими, Сидеми и Мангугая, переиначенных в 1972 году в Пойму, Нарву и Барабашевку, стали возникать всё новые и новые корейские поселения, их и на карту не успевали наносить... То же Адими «обросло» по реке Верхним Адими и Нижним Адими. И так по всем местным рекам, а то и без всякой к ним привязки. Прямо от российско-корейской границы «инородческие поселения» стали множиться, будто грибы после дождя. А лучше сказать - словно сосульки в нечаянную зимнюю оттепель, ведь корейцы рвались на российскую территорию в основном в зимнее время.

Почему именно зимой?

Корейские простолюдины - «пхёнмины» - в полном смысле слова бежали из своей страны. Бежали от продолжавшихся несколько лет подряд неурожаев и голода. Бежали от безземелья и непосильного гнёта феодалов-«янбанов», от притеснения «вонов» - ненасытных и безжалостных чиновников. Если у корейских перебежчиков что и оставалось, так это только жизнь. И рисковали они в полной мере: или пан, или пропал, ведь попытки покинуть Корею карались смертной казнью. Именно так проявляла себя феодальная самоизоляция страны в эпоху династии Ли (1392-1910 годы). Когда Николай Пржевальский, путешествуя по Южно-Уссурийскому краю, сумел в октябре 1867 года посетить пограничный корейский город Кыген-Пу, то убедился в нешуточном преследовании самовольных эмигрантов. Начальник города «…по фамилии Юнь Хаб и в чине капитана …просил передать нашим властям, чтобы выдали обратно всех переселившихся к нам корейцев, и он тотчас же прикажет всем им отрезать головы».

От спасительной России отчаявшихся корейцев отделяла лишь пограничная река с удэгэйским названием Тумень-Ула. Сейчас она обозначена по-русски как река Туманная, а по-корейски - Туманган. Российско-корейская граница имела 16,4 версты (17,5 километра). Прямо по реке. Перекрыть такую границу по всей длине корейского берега сопредельным властям не составляло особого труда. В ширину Тумень-Ула была здесь от 70 до 95 саженей (150-200 метров), заметить можно было даже единственного пловца. Но корейские «пхёнмины» бежали в Россию не поодиночке, а целыми семьями, даже целыми деревнями: и женщины, и дети. Стариков тоже не бросали на произвол судьбы. При этом корейские перебежчики брали с собой все пожитки, всю хозяйственную утварь и домашнюю живность, гнали имевшуюся скотину. Как тут можно было быстро и незаметно переправиться через пограничную реку? Даже с учётом того, что река вполне оправдывала своё название насчёт туманов. Но где было взять неимоверное количество лодок, плотов, паромов и иных плавсредств? Поэтому корейские таборы могли брать реку только с ходу, то есть по льду! А при удачном побеге из Кореи зима давала затем время для подготовки к весеннему севу на новом месте.

БЫЛИ ВАШИ, СТАЛИ НАШИ

Царские власти не препятствовали приходу и расселению корейцев на совершенно свободных землях. Других землепашцев в Южно-Уссурийском крае просто не было. И корейские перебежчики оказались как нельзя кстати. Они и начали экономически осваивать Южное Приморье, как только пустынный край отошёл к России по Пекинскому трактату 1860 года. А русскому крестьянину оставался ещё год до отмены крепостного права да до трёх лет пешего пути, чтобы ступить на новые земли…

Первое русское поселение на территории Посьетского стана датируется 1867 годом. Речь идёт о селении Новокиевском, то есть о современном посёлке Краскино. Его основали отставные армейские и флотские нижние чины, вкладывая в название надежду на то, что Новокиевск превратится в «матерь городов русских» на тихоокеанской окраине России. А первыми жителями-переселенцами стали здесь воронежские, тамбовские и астраханские крестьяне. Им понадобилось немало времени, чтобы научиться совмещать опыт европейского земледелия с хозяйствованием в совершенно не знакомых природно-климатических условиях. Корейцам же достаточно было решиться на переход границы, чтобы стать свободными землепашцами под защитой русских военных.

Сами корейцы, будь то северные или южные, считают своё государство древнее Древнего Китая. Если истоки государственности Китая историческая наука находит в ХIХ-XVIII веках до нашей эры, то корейцы видят корни своего государства уже в глубине VI-V тысячелетий до н. э.! Если первая китайская династия Инь зародилась в бронзовом веке, то «основание корейского государства королём Тангуном» должно было произойти ещё в недрах каменного века, в эпоху позднего неолита. В принципе же Тангун является персонажем старинных корейских сказаний, оставаясь «сыном верховного небожителя и обращённой в женщину медведицы».

Что касается европейцев, они могли узнать о существовании Древнего Чосона, видимо, от китайцев. В частности, через венецианского купца и путешественника Марко Поло, который вернулся из Китая домой в 1295 году. Но по большому счёту, насколько известно, европейцы начали проникать в Корею только в конце XVIII века - в рясах миссионеров. Правда, попытки описания берегов Кореи делались несколько раньше, например французским мореплавателем Жаном Лаперузом в 1785-1788 годах. А Россию познакомил с Кореей глава православной миссии в Пекине отец Иакинф, в миру знаменитый востоковед и синолог Никита Бичурин. С 1806 по 1820 год - 14 лет подряд! - он изнутри изучал Китай и Северо-Восточную Азию. Познания о Корее и корейцах учёный черпал из китайских исторических и этнографических источников. Сам тоже имел встречи с «корёсцами», когда те, будучи вассалами Поднебесной, являлись к китайскому богдыхану с богатой ежегодной данью и подношениями.

Прямое соприкосновение русских с Кореей состоялось в ходе кругосветной экспедиции адмирала Евфимия Путятина на фрегате «Паллада». В апреле-мае 1854 года экспедиция картографировала восточные берега Кореи, начиная с островов Комундо на юге и кончая устьем реки Тумень-Ула на севере. Вот какими увидел корейцев писатель Иван Гончаров, который состоял секретарём при Путятине. В путевых очерках «Фрегат «Паллада» сообщается, что корейцы «и простой, и непростой народ - все были одеты в белые бумажные или травяные широкие халаты… кроме того, на всех надето было что-то вроде шаровар из тех же материй… Рослый здоровый народ, атлеты с грубыми смугло-красными лицами и руками: без всякой изнеженности в манерах, без изысканности и вкрадчивости, как японцы, без робости, как ликейцы… Славные солдаты вышли бы из них, а они заражены китайской учёностью и пишут стихи».

Спустя ровно десять лет русская военная администрация Южно-Уссурийского края нашла в лице корейских переселенцев чрезвычайно ценных государственных крестьян. Они обладали достаточным опытом возделывания земли в сыром муссонном климате среди сопок и по морскому побережью. Тем более что корейцы приходили со своим рабочим скотом и с необходимым набором сельскохозяйственных орудий. Таким образом, удавалось быстро и без особого напряжения для казны получить готовых, усердных земледельцев. Они давали возможность на месте решать проблемы продовольственно-фуражного снабжения армейских и флотских частей. А одновременно с обеспечением российских войск мясом и крупами, сеном и овсом корейцы исправно участвовали в строительстве и содержании дорог, в предоставлении гужевого транспорта для казённых нужд, то есть исполняли, как тогда было принято, дорожную и подводную повинность.

Через три года после первых донесений о перебежчиках была проведена первая перепись «русского» корейского населения. В отчёте чиновника особых поручений при военном губернаторе Приморской области Фёдора Буссе от 6 марта 1867 года значилось, что по рекам Тизинхе, Сидеми и Мангугай проживало 143 семьи в составе 750 душ, в том числе 419 мужского и 331 женского пола, включая детей. Они имели в своём хозяйстве 11 лошадей и 166 голов крупного рогатого скота в тягле. В среднем корейская семья состояла из пяти душ. Плюс 42 семьи из 134 человек, которые были вновь прибывшими и не успевшими найти себе место для поселения6.

И ВОЗДВИГЛИ ХРАМ

Корейцы, выбиравшие Россию, основательно укоренялись на русской земле. Они охотно принимали подданство «белого царя». Исключительно по собственной инициативе корейцы построили в Тизинхе первый на стыке границ трёх государств - России, Кореи и Китая - православный храм. Сначала Свято-Иннокентьевская церковь была деревянной, а затем - из кирпича местного обжига. Обезглавленный в пору борьбы с религией храм и по сей день служит Российскому государству на одной из пограничных застав. А в богоприимные годы православный крест успел вознестись также на церковных куполах в Нижней Янчихе, Адими и Заречье, в Усть-Сидеми и Усть-Мангугайском. И по всему Посьетскому стану поплыл над сопками «малиновый звон». Под его сенью продолжали возникать новые поселения с корейскими названиями в русском произношении: Тальми, Ансан, Дюнсой, Намдон, Ходувай…

При построенных корейцами храмах, как заведено было тогда в России, начинали действовать церковно-приходские школы. В одноклассных школах с 3-годичным обучением занятия проводились или на корейском языке, или на русском и корейском одновременно. В двухклассных школах с 5-летним курсом ученики осваивали грамоту только по-русски. Мальчики и девочки посещали школы раздельно. В течение первого десятилетия 1900-х годов священники Тизинхинской Свято-Иннокентьевской церкви, Посьетской Петропавловской и Адиминской Николо-Александровской Фёдор Пак, Роман Ким и Василий Лян добились поголовной грамотности детей в окормляемых приходах.

На полуострове Краббе корейцы поставили церковь в честь апостолов Петра и Павла по случаю пребывания в Посьете в апреле 1873 года великого князя Алексея Романова. А в мае 1891 года на фрегате «Память Азова» прибыл в Посьет наследник Российского престола Николай Романов. Во Владивостоке и в Посьете он снова ступил на землю «государева Отечества», завершив после Японии свою зарубежную «кругосветку»

На берегу бухты Новгородская цесаревича встречали не только войска в парадном построении. Празднично одетых местных жителей пришло ещё больше. Но большинство тех людей были в невиданных для столичного глаза ханбоках - национальной одежде корейцев. При всей протокольной сдержанности Его Высочество не стал скрывать своего интереса к «подданным инородцам». Цесаревич имел весьма тёплый разговор с корейскими сельскими старостами, их потом пригласили в свиту, сопровождавшую высокого гостя по Посьету и окрестностям.

НИ ТЕСНОТЫ, НИ ОБИДЫ

Посьетский, а ныне Хасанский район Приморья сразу превратился для корейских перебежчиков в основное место заселения. А под угрозой японских пушек в 1871 году очередная волна беженцев из Страны утренней свежести переполнила российское приграничье с Кореей. И властям Южно-Уссурийского края пришлось расселять корейцев за пределами Посьетского участка. Корейцы начали натурализовываться среди казаков и переселенцев из Центральной России, Белоруссии, Украины, Польши и Финляндии. Деревянный корейский плуг в ярме с красно-бурой скотиной стал вспарывать целину по долинам рек Суйфун (Раздольная) и Уссури, в Сучанской (Партизанская) и Приханкайской долинах и далее по Амуру. Где бы ни селились корейцы, отношения с россиянами европейского происхождения, как отмечает сегодня профессор Пусанского университета Ли Че Хёк, «протекали на фоне толерантности и способности к ведению диалога». Собственно, так оно и было, учитывая весьма широкую межкультурную коммуникацию при освоении Дальнего Востока и Приморья.

В 1871 году правительство решает перенести главный тихоокеанский порт России из устья Амура (Николаевск) в бухту Золотой Рог (Владивосток). Назначенному начальником порта Владивосток контр-адмиралу Александру Кроуну для устройства порта «…предоставлено было право… найма рабочих из китайцев и корейцев»8. Появившиеся во Владивостоке корейцы «… для приискания себе заработков, занимают места… устраивая себе для жилья землянки». А к 1893 году во Владивостоке возникает целый квартал для выходцев из Кореи. В топонимике города квартал носил название Корейской слободы (на месте современной улицы Хабаровской). В кратком историческом очерке, изданном в 1910 году к 50-летию Владивостока, его первый летописец Николай Матвеев отмечал под 1893 годом: «в корейском обществе насчитывалось уже 2816 человек, в том числе женщин 86 и 50 человек детей. Домохозяев корейцев в городе было 29. Собиралось в год разных налогов около 9 тысяч рублей… У корейцев существовал даже свой суд… свой общественный старшина и другие должностные лица, состоящие на жалованьи»10. И далее, в 1898 году, «составлен приговор» об открытии в городе русско-корейской школы с ассигнованием 3 тысяч рублей.

В последующие десятилетия число российских и советских корейцев на Дальнем Востоке стабильно росло. Их прибавление шло за счёт новых перебежчиков и естественного прироста. Корейская диаспора расселилась по всему Приморью и распространилась по Приамурью, вплоть до Забайкалья. Свои корейские общины имели все дальневосточные города, начиная с региональных «столиц» - Владивостока и Хабаровска.

Лишь дважды наблюдалось некоторое снижение численности корейцев на Дальнем Востоке. Первый спад в этой динамике произошёл в 1916 году в связи с Первой мировой войной. Став союзником Японии по Антанте, Россия вынуждена была блокировать стихийную иммиграцию из аннексированной японцами Кореи. Ну а в 1929-1937 годах корейцы побежали от «сплошной коллективизации» и от «решения национального вопроса», предпочитая занятые японцами Корею и Маньчжурию стране побеждающего социализма. «Пиковое» в 1929 году 180-тысячное корейское население Дальнего Востока сократилось к 1937 году до 172 тысяч. А осенью 1937 года корейцы в принудительном порядке были поголовно выселены с Д альнего Востока в Среднюю Азию. Но это тема для отдельного разговора.

В год 140-летия появления в России «чосон сарам» - людей Страны утренней свежести - был объявлен общероссийский национально-культурный фестиваль корейцев. На протяжении 2004 года фестиваль проходил во Владивостоке, в Хабаровске, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге, Москве. В городах поменьше - Уссурийске, Находке, Батайске, где живут сегодня российские корейцы, тоже прошли свои торжества. Затем фестиваль плавно перерос в мероприятия 2005 года, связанные с 60-летним юбилеем освобождения Кореи от японских оккупантов советскими войсками в 1945 году. Начало торжествам положило открытие мемориального камня в долине реки Виноградной, где появилась когда-то первая корейская деревня на русской земле, - Тизинхе. С её первых жителей и «пошла» почти полумиллионная диаспора нынешних российских корейцев. И везде корейцев знают как трудолюбивых, упорных и уверенных в себе оптимистов.

Источник - Российский исторический журнал РОДИНА

Вверх