Обозначь слова соответствующими цифрами 1 общеупотребительные. Что такое общеупотребительные слова в русском языке? Примеры общеупотребительных слов. Забытые общеупотребительные лексические единицы

Вариант № 2095947

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Ответами к заданиям 1—26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел).


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике. Объём сочинения — не менее 150 слов.


Версия для печати и копирования в MS Word

Укажите номера предложений, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Чтобы не казаться нелепым и смешным, следует правильно употреблять термины.

2) Правильность употребления слов из одного синонимического ряда обусловлена речевой ситуацией.

3) Необходимо верно использовать в своей речи известные выражения.

4) Принятые в медицине выражения: орган обоняния, верхние конечности и т.п. следует употреблять только в соответствующем контексте.

5) При выборе слов из одного синонимического ряда необходимо учитывать особенности речевой ситуации.


Ответ:

Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска во втором предложении? Выпишите это слово.

Например

В связи с этим

Наоборот


Ответ:

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СЛОВО. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СЛО́ВО , -а, мн. слова, слов, словам, ср.

1. Единица языка, служащая для наименования понятий, предметов, лиц, действий, состояний, признаков, связей, отношений, оценок. Знаменательные и служебные слова. Происхождение слов. С. в с. (о переводе, пересказе: буквально). Не нахожу слов или не хватает (нет) слов для чего-н. (не в состоянии выразить что-н. от волнения, возмущения). С. за с. (о постепенном развитии разговора, спора; разг.). В одно с. (употр. в случаях, когда двое или многие сказали одновременно одно и то же; разг.). Слова не добиться от кого-н. (трудно вызвать на разговор). Словом не обмолвился кто-н. (не произнёс ни слова, промолчал; разг.). Двух слов связать не может кто-н. (перен.: о том, кто не умеет понятно изложить свою мысль; разг. неод.).

2. ед. Речь, способность говорить. Дар слова.

3. обычно мн. Разговор, беседа, что-н. сказанное. Понять друг друга без слов. Рассказать в немногих словах. Спасибо на добром слове (за хорошие, добрые слова). Перейти от слов к делу. Передать что-н. на словах (устно). Взять свои слова обратно (отказаться от сказанного). Добр только на словах (на самом деле не добр). Со слов кого-н. (как сказал кто-н.). На слове и на слове ловить кого-н. (требовать исполнения обещанного, а также подмечать ошибку, несообразность в том, что сказано). Рассказать своими словами (не буквально, передавая только содержание). По словам кого-н. (как говорит или как выражается кто-н.). С. ранит, с. лечит (посл.).

4. ед. Публичное выступление, речь. Вступительное с. Заключительное с. докладчика. Последнее с. подсудимого.

5. Речь на какую-н. тему, повествование, рассказ (устар. и высок.). «С. о пользе стекла» Ломоносова. «С. о полку Игореве».

6. ед. Право, позволение говорить публично. Свобода слова. Взять с. (выступить перед собравшимися). Дать с. кому-н. Лишить кого-н. слова. Прошу слова (заявление о желании высказаться).

7. ед., с определением. Мнение, вывод (часто о достижениях в какой-н. области). Сказать своё веское с. С. за вами (вы должны высказать своё мнение, решить). Новое с. в технике. По последнему слову науки.

8. ед. То же, что обещание. Дать с. сделать что-н. Верить на с. Не сдержать слова. Взял с него с. молчать. Не давши слова крепись, а давши держись (посл.).

9. мн. Текст к музыкальному произведению. Романс на слова Пушкина.


Ответ:

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

гУсеница

прожИвший

предпрИняв

нет кремнЯ

безУдержный

Ответ:

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

ДЛИТЕЛЬНЫЙ кашель у ребёнка нередко является симптомом серьёзного заболевания.

В БОЛОТИСТОЙ почве содержится мало кислорода и питательных веществ, необходимых растениям.

Обширные территории Сибири и Дальнего Востока расположены в зоне ВЕЧНОЙ мерзлоты.

К негативным ЭКОЛОГИЧНЫМ факторам относятся химическое загрязнение воды и уничтожение зелёных насаждений.

Неясный свет, ЗЛОВЕЩИЙ и холодный, то утихал, то разгорался.

Ответ:

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ПЯТИСТАМИ метрами

почетные ТИТУЛЫ

СЛАДЧАЙШИЙ

душистого ШАМПУНЯ

Ответ:

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

В) ошибка в построении предложения с однородными членами

Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Д) ошибка в построении предложения с косвенной речью

1) Те, кто бывал в Ялте, не мог не любоваться красотой набережной.

2) Многие биологические процессы, в том числе сердечно-сосудистые заболевания, протекают в ритме, который задаётся солнечным ветром.

3) В поэме «Руслане и Людмиле» А.С. Пушкин широко использует фольклорные мотивы.

4) После невкусного обеда, который принёс денщик из трактира, полковник сел писать донесение.

5) Не успевший подготовить ответ студент грустно сказал, что мне понадобится ещё немного времени.

6) Благодаря стараний опытного доктора больной быстро поправлялся.

7) Татьяна любила гадать и старинные предания.

8) Нынешние эскимосы в большинстве своём живут в домах европейского типа и почти не охотятся на морского зверя и оленей.

9) «Самая красивая женщина мира» - так называется выставка в Дрезденской галерее, посвящённая юбилею «Сикстинской Мадонны» Рафаэля.

А Б В Г Д

Ответ:

Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

г..ревать

превр..щение

м…кароны

м..кать (в чай)

Ответ:

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

ро..черк, не..гибаемый;

пр..интересный, пр..строить;

без..скусный, за..нтересованный;

поз..вчера, не..бозримый;

без..ядерный, п..едестал.

Ответ:

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

окле..вать

глянц..вый

проста..вать

доверч..вый

изнаш..вать

Ответ:

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Я.

трат..тся

присыпл..т

леле..щая

Ответ:

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Эти просторы навевают никогда (не)проходящее чувство грусти

Учащимся нужны (не)вызубренные, а осознанные правила.

Там (не)когда гулял и я.

Эта задача была (не)решена.

Путники поднимались по далеко (не)безопасной тропинке.

Ответ:

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(ОТ)ЧЕГО вы хотели отказаться? От права выбора или от ответственности за исход экспедиции? (ПО)ЧЕМУ вы так малодушны?

(НА)КОНЕЦ взошёл месяц, и эта ночь была ТАК(ЖЕ) великолепна, как та, которую Алексей запомнил навсегда.

Мне стало стыдно за свои слова, а ТАК(ЖЕ) ЗА(ТО), что я не оправдал надежд, которые возлагались на меня.

Главными для художников-импрессионистов стали свет, постоянно меняющийся (В)ТЕЧЕНИЕ дня, и воздух, в который КАК(БЫ) погружены предметы и фигуры людей.

Призвание поэта - творить для вечности, (ПО)ЭТОМУ он «сам свой высший суд», (ПО)СКОЛЬКУ лишь немногим дано оценить его творения.

Ответ:

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Цифры укажите в порядке возрастания.

За ночь на око(1)ом стекле выросли дикови(2)ые серебря(3)ые цветы, сквозь которые лился слабый утре(4)ий свет.

Ответ:

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Скрипка вызывала зубную боль и от ее звуков появлялось ощущение выбитого зуба.

2) Выбежишь за ворота и увидишь ослепительную и первозданную белизну.

3) Вечерами солнце купается в багровых туманах или сухо догорает костром на краю степи.

4) Сквозь шум волн до них долетали не то вздохи не то приглушённые крики.

5)Во время полёта можно вздремнуть или просто помечтать.

Ответ:

Слова (1) образованные от географических названий (2) довольно часто ставят перед говорящим и пишущим (3) вопросы (4) связанные с нормативным словоупотреблением.

Ответ:

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Однако (1) нездоровье природы заставляет сегодня говорить о катастрофическом состоянии флоры, фауны, почвы, воды. Видимо (2) лишь глобальный характер проблем, нерешённость которых угрожает самому существованию человечества, заставил осознать опасность (3) возможной (4) в будущем экологической катастрофы.

Ответ:

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Около деревьев (1) можно посадить луковичные растения (2) яркие пятна (3) которых (4) ранней весной создают ощущение праздника.

Ответ:

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Не бывает скучно в лесу (1) и (2) если вы взгрустнёте (3) повнимательнее взгляните на самую обыкновенную берёзу (4) которая встретится на вашем пути.

Ответ:

Прочитайте текст и выполните задания А7-А12.

Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?


(1)... (2)Наиболее активен этот процесс в горах и на плоскогорьях в жарком и влажном климате. (3)Высокие горы энергично разрушаются внешними силами Земли: ветром, водой, суточными и сезонными колебаниями температуры и движущимися ледниками. (4)В результате образуется огромная масса обломков, которая постепенно перемещается по планете в направлении наиболее низких её участков. (5)При общем движении наиболее прочные, тяжёлые и инертные частицы накапливаются в низинах и излучинах рек. (6)... образуются россыпи золота, платины, олова, алмазов и вольфрама.

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов в порядке возрастания.

1) Предложения 10-11 раскрывают содержание предложения 9.

2) В предложении 24 перечислены происходящие друг за другом события.

3) В предложениях 26-28 представлено повествование.

4) Предложение 42 содержит описательный фрагмент.

5) Предложение 7 является рассуждением.


(1)Во время командировки я поскользнулся на обледеневшей лестнице и сильно повредил руку. (2)3апястье распухло, делать было нечего: пришлось идти на приём к хирургу. (3)Так я,

житель большого областного города, оказался в обычной районной больнице. (4) Врач почему-то не начинал приём, и около дверей в тесном коридорчике, освещенном чахлой лампочкой, было настоящее вавилонское столпотворение. (5)Кого тут только не было! (6)Пожилые женщины, лица которых раскраснелись от духоты, хмурые старики, старшеклассницы, визгливо кричащие, что пройдут вне очереди, потому что им всего-навсего нужно поставить штамп. (7) Грудные дети плакали на руках измученных ожиданием мам, которые устало их качали и в немой тоске смотрели на закрытую дверь кабинета.

(8)Время шло, а приём всё не начинался. (9)И терпение людей лопнуло. (10)Вначале послышался какой-то глухой ропот, который, будто спичка сухие ветки, поджёг общее недовольство. (11)Дети, как по сигналу, в один голос заплакали, и уже не ропот, а возмущённо-жалобный вой наполнил весь коридор.

(12)«Господи, зачем я здесь!» - думал я, глядя на этих людей. (13)Разбуженная в руке боль запылала с удвоенной силой, голова закружилась. (14)Ждать стало невмоготу, я решил действовать. (15)Твёрдым шагом я подошёл к окошечку регистратуры, тихо, но властно постучал в стекло. (16)Полная женщина взглянула на меня поверх очков, я жестом попросил её выйти в коридор. (17)Когда она вышла, я протянул ей талон к врачу и пятьдесят рублей.

- (18)Мне нужно срочно попасть на приём к хирургу. (19)Пожалуйста, устройте!

(20)Женщина молча взяла мой талон, деньги положила в карман халата.

- (21)Отойдите все от дверей, отойдите! - проворчала она и, пройдя сквозь толпу людей, будто нож сквозь студень, вошла в кабинет. (22)Через минуту она вышла и кивнула мне головой:

- (23)Сейчас вас вызовут!

(24)Плакали дети, лампочка, мигая от перепадов напряжения, разбрызгивала пучки жёлтенького света, запах чего-то несвежего и затхлого забивал лёгкие. (25)Вдруг в мои ноги уткнулся вырвавшийся из рук измученной мамы мальчик в синей кофточке. (26)Я погладил его пушистую головку, и малыш доверчивыми глазами посмотрел на меня. (27)Я улыбнулся. (28) Молодая мама усадила его на место.

- (29)Потерпи; маленький, потерпи, скоро мы пойдём! (ЗО)Инвалид уронил костыль и, беспомощно водя руками,пытался поднять его с пола. (31)Я закрыл глаза. (32)Дверь распахнулась, и медсестра звонко крикнула:

- (ЗЗ)Никитин, на приём!

(34)Люди закрутили головами, спрашивая, кто здесь Никитин. (35)Я, не шевелясь, стоял в стороне.

- (36)Никйтин кто? (37)Где он?

(38)Медсестра недоумённо пожала плечами и сказала:

- (39)Ну, тогда, кто первый по очереди, заходите!

(40)К двери бросилась молодая мама с ребёнком. (41)Я отошёл к окну. (42)Сыпал редкий снег, потемневшее небо, похожее на затянутую льдом реку, низко висело над землёй, и сквозь него летели голуби. (43)Из кабинета врача вышла молодая мама с малышом, тот посмотрел на меня и помахал мне перебинтованной ручкой.

- (44) Не подошёл ещё Никитин? (45) Ну, тогда следующий по очереди...

(По К. Акулинину)

Ответ:

Из предложений 1-3 выпишите просторечное слово.


(1)Житейские, бытовые наблюдения показывают, а научная психология подтверждает, что наиболее опасные, агрессивные, разрушительные люди - люди «комплексующие». (2)Слабаки. (3)Именно они, постоянно нуждаясь в компенсации своей недостаточности, плетут интриги, строят козни, исподтишка наносят удары.

(4)Большая сила, напротив, великодушна. (5)Я знал сверхсилача, который за всю свою долгую богатырскую жизнь никого не тронул пальцем, никому не желая зла. (6)Душевная сила и благородство идут рука об руку, и это объясняет, почему в наше время благородство стало снова востребованным, ценимым и настолько широко практикуемым, что подчас превращается чуть ли не в массовую профессию.

(7)В армиях спасения умный риск и истинное благородство неразделимы. (8)Ремесло спасения естественным образом фильтрует людей по их душевным качествам. (9)В результате долго в спасателях задерживаются только сильные люди, способные защитить слабого, попавшего в беду. (10)Так, желающим попасть на работу в отряд «Центроспас» недостаточно иметь за плечами безукоризненное военное или спортивное прошлое и владеть необходимым набором специальностей. (11)«Добро» медкомиссии ещё не является залогом успеха. (12)Почти тысяча правильно выбранных ответов психологического тестирования тоже не гарантирует кандидату места в штате элитного подразделения. (13)Новичку необходимо доказать будущим коллегам в процессе стажировки, что на него в любой ситуации можно положиться, что он проявляет доброту и терпимость, необходимые в их ежедневных миссиях.

(14)Чтобы справляться со своими обязанностями, человек должен обладать благородной душой, полной лучших качеств. (15)Но почему, даже обладая добродетельными качествами, человек совершает безнравственные поступки? (16)На подобный вопрос Конфуций ответил: «Все люди близки друг другу по своей природе, а расходятся между собой в ходе воспитания. (17)Человек может утрачивать благородные качества под влиянием дурного общения. (18)Поэтому, чтобы все члены общества выполняли свои гражданские обязанности и человеческие нормы, необходимо воспитывать человека в духе добродетели».

(19)Воспитание культуры, избавление от дурных манер и наклонностей нацелено против надменности, высокомерия, своеволия, злобы, зависти, чувства собственной неполноценности, недисциплинированности, излишней подозрительности, вероломства, лицемерия, двуличия, коварства, подлости и корысти. (20)Только избавившись от дурных манер и наклонностей, очистив собственную душу, изгнав из нее всё плохое, можно рассчитывать на быстрый прогресс и достижение совершенства в мастерстве. (21)Никому из людей недалёких, корыстолюбивых, жестоких, хитрых и скрытных в силу душевной ущербности никогда ещё не удавалось добиться сколь-нибудь значительных успехов, а если и удавалось, то торжество их длилось недолго. (22)В конце концов всё кончалось плачевно как для них самих, так и для окружающих.

(23)Благородный человек погибнет в окружении конкуренции и злобы? (24)Нет! (25)Именно он и победит. (26)Поскольку благородство зиждется на силе духа. (27) Чтобы побеждать в жизни, побеждать красиво и долговечно, прочно, основательно, надобно иметь высокую душу. (28)Хороший характер.

(29)Самое надёжное в нашем мире - это благородство духа. (30)Не по рождению, не по крови, а по уму и чести.

(По Б. Бим-Баду*)

*Борис Михайлович Бим-Бад (род. в 1941 г.) - академик РАО.

(1)Житейские, бытовые наблюдения показывают, а научная психология подтверждает, что наиболее опасные, агрессивные, разрушительные люди - люди «комплексующие».

(7)Слышишь, видишь, читаешь такое - и хочется снова и снова бить в набат, взывать, умолять, уговаривать: БЕРЕГИСЬ КАНЦЕЛЯРИТА!

(8)Это - самая распространённая, самая злокачественная болезнь нашей речи. (9)Когда-то редкостный знаток русского языка и чудодей слова Корней Иванович Чуковский заклеймил её точным, убийственным названием. (10)Статья его так и называлась - «Канцелярит», и прозвучала она поистине как SOS. (ll)He решаюсь сказать, что то был глас вопиющего в пустыне: к счастью, есть рыцари, которые, не щадя сил, сражаются за честь Слова. (12)Но, увы, надо посмотреть правде в глаза: канцелярит не сдаётся, он наступает, ширится. (13)Это окаянный и зловредный недуг нашей речи. (14)Быстро разрастаются чужеродные, губительные клетки - постылые штампы, которые не несут ни мысли, ни чувства, ни на грош информации, а лишь забивают и угнетают живое, полезное ядро.

(15)Мы настолько отравлены канцеляритом, что порою начисто теряем чувство юмора. (16)И уже не в романе, а в жизни, в самой обыденной обстановке, человек вполне скромный всерьёз говорит другому: «Я выражаю вам благодарность».

(17)Помните, у Некрасова в Ледовитом океане лодка утлая плывёт и молодой пригожей Тане Ванька песенки поёт? (18)Хорошо поёт, собака,

Убедительно поёт...

(19)Да, объясняться в любви не только стихами, но и прозой надо убедительно, иначе Таня Ваньке не поверит.

(20)А меж тем в сотнях рассказов, романов, очерков, переводных и отечественных, разные люди по разным поводам разговаривают так, что кажется: вот-вот читатели отзовутся знаменитым громогласным «Не верю!» Константина Сергеевича Станиславского...

(21)В сотый раз спросим себя: кто же должен прививать людям вкус, чувство меры, бережное отношение к родному языку? (22)А заодно - и уважительное отношение к человеку, с которым разговариваешь?

(23)Кто, если не мы сами?!

(По Н. Галь*)

*Нoра Галь (настоящее имя Элеонора Гальперина; 1912-1991) - выдающийся литератор, переводчик английской и французской литературы на русский язык.

«Описывая качества, свойственные современным подросткам, автор текста использует такой приём, как (А)_____ (предложения 4-5), и синтаксическое средство выразительности − (Б)_____ (предложения 17, 22). Для характеристики молодого поколения используются лексические средства: (В)_____ («просто так» в предложении 4) и (Г)_____ («установка», «потребности», «потребление» и др.)».

Список терминов:

1) риторическое обращение

2) общественно-политическая лексика

3) синонимы

4) парцелляция

5) ряды однородных членов

6) цитирование

7) фразеологизм

8) гипербола

9) анафора

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г

(1)Нынешние подростки, рождённые в начале девяностых годов XX века, - первое поколение, выросшее в «обществе потребления». (2)У большинства из них, несмотря на юный возраст, уже существует личностная установка, соответствующая слогану: «Бери от жизни всё». (З)Всё взять, всё иметь, всё успеть. (4)Десяти-пятнадцатилетние активны, но не умеют делать что-либо просто так. (5)По велению души. (6)Они во многом хитрее и практичнее взрослых и искренне убеждены, что взрослые существуют лишь для удовлетворения их потребностей. (7)Всё возрастающих. (8)Дети хотят быстрее вырасти. (9)Почему спешат? (10)Чтоб свободно распоряжаться деньгами. (11)Как заработать, пока не знают, не задумываются.

(12)Сейчас воспитывают сверстники, телевидение, улица. (13)Российские психологи считают, что самая большая проблема заключается в том, что и сами взрослые нацелены на потребление. (14)Однако не всё так плохо. (15)В целом молодёжь очень разношёрстная, а болезненные перекосы имеют объективную основу: свойственные подростковому возрасту кризисы совпали с кризисом ценностных ориентации в стране.

(16)У современной молодёжи немало и положительных ориентиров. (17)Она жаждет учиться, делать карьеру и для этого готова много работать, тогда как юноши и девушки эпохи застоя ждали, что им всё даст государство.

(18)Тенденция к самореализации - знаковое направление для сегодняшнего юного поколения. (19)А повышенное внимание подростков к определённым товарам, стилю жизни было и будет, так как это входит в круг ценностей, которыми надо обладать, чтобы вписаться в среду сверстников. (20)Надо быть как все.

(21)Что же наиболее значимо в жизни, по мнению самих подростков? (22)На первом месте у них - хорошая работа, карьера и образование. (23)Подростки осознают: чтобы в будущем хорошо жить, надо приложить к этому собственные усилия. (24)Многие старшеклассники хотят получить высшее образование, и в рейтинге профессий нет ни бандитов, ни киллеров, что наблюдалось ещё десять лет назад. (25)Для достижения своих целей они готовы отложить женитьбу или замужество до того времени, когда

(диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы)

11 .Повторите изученное в 5-м классе.

  • Все слова языка образуют его словарный состав, или лексику.
  • То, что обозначает слово, есть еголексическое значение.
  • Слова, имеющие несколько лексических значений, называются многозначными . Слова, имеющие одно лексическое значение, называются однозначными.
  • Слова, помимо прямого значения, могут иметь переносное значение.
  • Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению, называются омонимами.
  • Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи.
  • Антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.

12 .Тестовая проверка изученного в 5 классе.

1.В каком словаре можно получить справку о лексическом значении слова?

а) орфографическом;

б) толковом;

в) фразеологическом;

г) орфоэпическом.

2.Все ли слова имеют лексическое значение? Свой ответ аргументируйте.

а) все слова;

б) нет, не все слова.

3.В каком ряду все слова являются однозначными?

а) шампиньон, земляника, рояль, дружба, тротуар;

б) перо, хвост, ядро, борт, ножка;

в) зерно, стрелка, блюдо, нос, труба.

4.В каком ряду все имена существительные в составе словосочетаний употреблены в

переносном значении?

а) глубина озера, глубина ответа, глубина ума;

б) шёпот листвы, шёпот звёзд, шёпот ручья;

в) крыло птицы, крыло самолёта, крыло дома.

5.В каком ряду обе пары слов являются лексическими омонимами?

а) лук(огородное растение)–лук (оружие для метания стрел), наряд(одежда) –наряд

(документ)

б) мой (отец) – мой (тарелки), рейд (набег) – рейд (водное пространство).

6.С какой целью синонимы используются в речи?

а) для более конкретного, детального описания предмета, явления, действия;

б) для более яркой и разносторонней характеристики предмета, качества, действия;

в) чтобы избежать ненужных повторений одного и того же слова;

г) во всех указанных целях.

7.В каком ряду все слова не имеют антонимов?

а) мир, сегодня, зима,

б) дом, стол, синий;

в) правда, просторный, белый;

г) любовь, веселье, краснеть.

· Основу лексики русского литературного языка составляют общеупотребительные слова, т.е. слова, понятные всем носителям русского языка. Общеупотребительные слова используются независимо от стиля речи (вода, земля, зима, книга, домашний, наш, читать и т.д .)

13 .Спишите. Подчеркните общеупотребительные слова.

Деревни не видно, но я её слышу теперь: сквозь загадочный рокот до меня прорываются собачий лай, крик петуха, шлёпанье по доске пральников, звонкие бабьи голоса. (Ф.Каманин.)

Все ли слова были понятны в предложении?

Для справки: пральник – валёк для стирки белья на речке.

· Люди живут в разных географических условиях: одни в лесной местности, другие - в степной; кто-то живёт на равнине, а кто-то - в горах. Это наложило отпечаток на их жизнь, быт. Поэтому в разных местностях встречаются слова, которые понятны жителям той или иной местности.

  • Диалектизмами называются слова, которые употребляются жителями одной местности.

Например, дежа (квашня, заторник, кадка) - бочка, в которой квасят и меся тесто на

хлебы; баять (гутарить)- говорить; векша- белка; чулан (клеть)- кладовка; кочет - петух.

Некоторые диалектные слова известны в нескольких говорах, но употребляются в разных

значениях. Слово бурак на южных территориях означает свёкла, а на севере – берестяной

сосуд. Значение диалектных слов можно узнать в толковом словаре русского языка, при

них даётся пометка обл. (т.е.областное).Существуют специальные диалектные словари, или

словари русских народных говоров.

14 . Прочитайте текст. Сколько слов у крестьянки для названия щавеля? Являются ли данные слова признаком неисчерпаемого богатства русского языка? В каких случаях писатели обращаются к диалектизмам?

Мы подошли с учительницей к дому бабки Трунихи, чтобы поговорить с её внучкой, не сыграет ли она роль в пьесе. Бабка появилась на крыльце с курицей, браня её за какую-то оплошность.

Где Люба? – спросил я.

По батожья ушла.

Ну, по столбцы.

Ну, по петушки.
- По что? По что?

По стебени.

Не понимаю вас.

А., батюшки, какой ты бестолковый. По щавель! (В.Боков.)

· Со словами ограниченного употребления мы сталкиваемся, не только беседуя с жителями

той или иной местности. Представьте себе, что вы слушаете разговор маляров, красящих в

доме двери, рамы. Вам понятно всё, о чём они говорят, но вот один просит другого: « На

эту комнату нам не хватит левкаса, приготовь его ». В каждой профессии, помимо

общеупотребительных, используются слова специальные. Поэтому слово левкас ,

означающее смесь алебастра или мела с клеем, употребляемую для грунтовки дерева под

масляную краску, знакомо уже не всем. Оно бытует в речи маляров, художников.

· Слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии, называютсяпрофессиональными (специальными).

Профессиональные слова разъясняются в особых словарях-справочниках, в энциклопедиях.

Наиболее употребительные профессиональные слова даются в толковых словарях. При них

ставится пометка спец. (специальное); другие пометки указывают, с какими специальностя-

ми связаны слова, например: техн.- техническое, морск.- морское.

· Слова или словосочетания, которые называют специальные понятия науки, искусства, техники и т.п., называются терминами.

15 .Определите, к каким наукам относятся приведённые термины, и сгруппируйте их.

Падеж, вирус, синус, стоматолог, квадрат, вычитание, былина, местоимение, эпитет, воспаление, уравнение, глагол, олицетворение, лексика, фонендоскоп, лирика, катет, сказуемое, астма.

16 .Запишите слова, обозначающие профессии, которые включают латинские элементы радио-, кино-, теле-, фото-. Например, радио – радиокомментатор .

17 .Представьте, что вы художник. Письменно расскажите о том, как вы будете создавать картину. Используйте следующие словосочетания.

Рисовать пейзаж, акварельные краски, несколько эскизов, цветовая гамма, палитра и кисти, наметить композицию будущей картины, яркий колорит, гуашь.

· Ограниченными по употреблению являются также слова, используемые в речи отдельных социальных групп, например студентов, воров, стиляг. В их речи, наряду с общеупотребительными, мы встречаем слова особые, например: хвост - несданный экзамен; автомат - зачёт, поставленный преподавателем без специального собеседования; домашка - письменное домашнее задание и т.п. Такие слова называются жаргонизмами, или арготизмами.

· Жаргонизмы (арготизмы) – это слова, употребляемые в разговорной речи людей определённой социальной группы.

18 .Прочитайте отрывок из школьной юморески. Укажите в тексте жаргонные слова и выражения, попробуйте перевести этот диалог на общепринятый русский язык.

Испуганный и взъерошенный Димка выскочил из класса.

Его окружили, засыпая вопросами:

Завалил? Что там? Рассказывай.

Димка облегчённо вздохнул и сказал:

Замётано!

Но ребята не унимались.

Что делает Сам?

Режет всех подряд…

А Русалка?

Ну, а ассистент?

Этот? Засыпает.

А как же ты?

Я немного секу, но и то чуть не схлопотал пару.

А Васька?

Плавает на шпорах…

  • Общеупотребительные слова – это слова, известные всему народу.

  • Например: вода, земля, небо, птица, добро, любовь, говорить, думать, писать, зелёный .

  • Необщеупотребительные слова – это слова, которые знают и используют в своей речи не все.

  • Например: бурак(свёкла), кочет(петух), инъекция(укол).


Профессионализмы – слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии.

  • Анестезия(спец.)- обезболивание. (Местная анестезия.)

  • Гамма – последовательный ряд музыкальных звуков.(Разыгрывать гаммы на рояле.)

  • Матрица(техн.) – металлическая форма, в которой делаются углубления для отливки типографских букв.(Изготовить матрицы.)


Диалектизмы – это слова, употребляемые только жителями той или иной местности

  • Мочажина(обл.) – заболоченное топкое место; болотце без кочек.

  • Шаньга (обл.) – ватрушка, простая лепёшка.

  • Вестимо(обл.) – конечно, разумеется.

  • Мшара(обл.) – болото, поросшее мхом и кустарником.

  • Городьба(обл.) – деревянная ограда, забор.


Архаизмы(устаревшие слова) – слова, вышедшие из активного употребления.

  • Благоволение(устар.) – доброжелательность, благосклонность.

  • Ввечеру, вечор(устар.) – вчера, вечером.

  • Гиль(устар.) – вздор, чепуха.

  • Горница(устар.) – комната в верхнем этаже.

  • Житница(устар.) – амбар, помещение для хлеба, зерна.


Неологизмы - новые слова, возникающие в языке.

  • Саммит – встреча глав государств.

  • Ноутбук – переносной компьютер.

  • Портфолио – папка.

  • Рейтинг – численный показатель

  • популярности.

  • Тинейджер – девушка или юноша, обычно от 14 до 18 лет.


Жаргонизмы –это слова, употребляемые представителями определённой социальной или возрастной среды.

  • Чиф – на морском жаргоне «старший помощник».

  • Пришить – в воровском жаргоне «убить».

  • Не гони – на языке подростков «не выдумывай».

  • Компас – на морском жаргоне «компас».

  • Тусоваться – на языке молодёжи «весело проводить время».


Эмоционально окрашенные слова – слова, выражающие отношение к предметам, признакам, действиям.

  • Урок в 6 классе по теме "Общеупотребительные слова. Термины".

    Цель: 1) Прививать умение и навыки правильно и аргументированию отвечать на вопросы, подбирать слова определенной лексической группы и видеть их роль в текстах.

    2) Развивать речь учащихся, умение обобщать, делать выводы, расширять их лексический кругозор.

    Ход урока: І - работа в группах, индивидуальная

    1) Проверка домашнего задания. Прямое и переносное значение слова упр 9 стр 30. Прочитать, озаглавить текст.

    2) Творческий диктант (записать значения слова).

    ІІ. Составить кластер на тему: «Осень»

    Назвать прямое и переносное знание слова написанное на кластере.

    ІІІ. Новая тема:

    Общеупотребительные слова. Термины. В русском языке есть много слов, которыми пользуются все люди, говорящие на данном языке. (черный, белый, дерево, поле, хлеб, воздух, вода) - это слова общеупотребительные.

    Но виды деятельности людей разнообразные: они учат, лечат, создают машины, одежду, и слова, которые употребляются в коллективе объединенные одной специальностью называются профессиональными: у музыкантов- гамма, аккорд, вокал, у столяров - стамеска, зубило. Каждая специальность располагают своими профессиональными словами, и всё же слова которые они употребляют называют общеупотребительными словами среди профессиональной лексики. Особую группу составляют термины. Они обозначают научные понятия.Терминология - всего лишь язык, который только поначалу кажется чуждым, но привыкнув, привяжетесь.Первые помощники в понимании терминов терминологические словари. Они бывают одноязычные, двуязычные, многоязычные. Распространенные двуязычные терминологические языки.

    Приведем пример: знаете ли вы значение стул. (да) (предмет мебели).

    А тул - нет такого слова, значит слово должно означать предмет, действие, признак, смысл.

    IV. Упражнение для закрепления.

    Упражнение 5 Стр 34.

    Выписать термины и понятия связанные с лингвистической наукой.

    1) Математика Грамматика

    Квадрат Спряжение

    Прямоугольник словообразование

    Вычитание корень слова

    Гипотеза

    V. Игра «Угадай-ка» (разминка)

    Ответы: Да, нет

    1) Листопад - появление на деревьях осенних листьев (да, нет (падение листьев))

    2) Дождь - Атмосферные осадки в виде водяных капель (да. нет)

    3) Роща - большой еловый лес (да, нет) (небольшой смешанный лес).

    4) Паутина - сеть из тонких клейких нитей. (да, нет)

    5) Осинник - гриб который растет под осиной. (да, нет) (осиновый лес)

    VI. Продолжить работу о терминах.

    Словарная работа.

    VII. Разгадать многозначность слов, отразить в рисунках.

    а) шляпка - …. (гвоздя, гриба, девочки)

    б) дремлет- …. (река, девочка)

    в) золотая - …. (цепочка, рожь, руки)

    г) Иголка -…. (ежа, хвойная)

    VIII. О каком явлении говорится в стихотворении «Что делают часы?»

    «Говорят: часы спешат

    Говорят: часы стоят

    Говорят: часы идут

    Мы смотрели с Мишкой вместе

    А часы стоят на месте » (в стихотворении говорится такое явление как прямое и переносное)

    IX. Работа по карточкам.

    X. Конкурс загадок, пословиц.

Вверх