С какими именами существительными совпадут глаголы выть. Тема урока: Как образуется повелительное наклонение глагола. Для многих глаголов характерно двойное управление

Цель: повышение интереса к изучению русского языка

Задачи :

  • прививать любовь и уважение к родному языку;
  • формировать познавательную активность;
  • развивать сообразительность;
  • расширять словарный запас.

Оборудование: доска оформлена плакатами с высказываниями о русском языке; карточки с заданиями, листы бумаги, ручки; атрибуты команд; грамоты, призы.

Жюри: учитель русского языка, старшеклассники.

Ход мероприятия

I. Разминка

1. Какая игла не тонет в воде? (рыба - игла)

2. Какое животное и какой корабль имеют одинаковое название? (броненосец)

3. Название какой птицы образовано от звукоподражательного междометия? (кукушка от “ку-ку”)

4. Что означает выражение “баюшки – баю” ? (Это выражение произошло то древне русского глагола баять, т.е. рассказывать.

Выражение “баюшки – баю” означает: “Я рассказываю сказочки”.)

5. Какие буквы в русской азбуке не обозначают никакого звука? (Ь и Ъ)

II. Конкурс “Имя существительное”

1. На доске написаны слова, составьте из них пословицы, запишите их, объясните знаки препинания. (Каждой команде - одна пословица)

Ученье, тьма, свет, неученье. Повторение, учение, мать.

2. Выпишите из данных пословиц имена существительные в три столбика: мужской род, женский род, средний род; имена существительные поставьте в начальную форму.

(Работают у доски по одному человеку от каждой команды. Представитель одной команды выписывает существительные мужского рода и женского рода, представитель другой команды - слова среднего рода)

3. Составьте словосочетания из имён существительных, которые записаны на доске для каждой команды.

  • 1 команда: путь, тюль, полотенце, простыня, молодость, повидло.
  • 2 команда: рояль, рельс, картофель, вестибюль, кофе, мозоль.

4. По значению назовите слово - имя существительное, употребляющееся только во мн. ч.

Праздник дня рождения; одна из детских игр; белая краска; 24 часа; предмет для резания бумаги; жидкость, которой пишем.

5. Свободные клеточки прямоугольника необходимо заполнить буквами так, чтобы в каждом горизонтальном ряду получилось нарицательное имя существительное в ед. ч. им.п.

К О Р
К О Р
К О Р
К О Р
К О Р

(Корона, корпус, корова, корень, корыто, король, корица, коралл, корвет, корсаж, кортеж, кортик...)

С Е А
С Е А
С Е А
С Е А
С Е А

(Свеча, слеза, смена, сцена, схема, суета, сфера.)

III. Конкурс “Глагол”.

1. В каком глаголе сто отрицаний? (сто - нет)

2. Расположите синонимы в порядке возрастания: хвалить, прославлять, одобрять.

3. С какой частью речи совпадут глаголы выть, лаять, покрыть, попугать, поцеловать, строить , если образовать от них повелительное наклонение ед. числа? (С именами существительными вой, лай, покрой, попугай, поцелуй, строй.)

4. Подобрать синонимы к глаголам.

  • Бояться (трусить...)
  • Бранить (ругать..)
  • Закрывать (запирать...)
  • Плакать (рыдать...)
  • Приглашать (звать...)
  • Найти (обрести...)
  • Покупать (приобретать...)
  • Работать (трудиться...)
  • Медлить (задерживаться...)
  • Спасти (выручить...)

5. Прочитайте, найдите глагол, который можно было бы поставить вместо цифры в первом предложении. Отнимая по одной букве от этого глагола, заполните и остальные пропуски.

Охотники (1) в лесу дерево и вскоре двинулись в путь. Передние (2) ветки, которые мешали идти. В пути охотники (3) двух гадюк, (4) их палками. “А гадюки ядовитые (5) нет?” - спросил молодой охотник. “Ты (6) это спрашиваешь?- укоризненно покачал головой старый охотник. - Пора бы (7) самому знать”.

(срубили, рубили, убили, били, или, ли, и.)

6.Участникам предлагается образовать отвлеченные существительные от слов, которые приведены ниже.

Слова для задания: кричать, плакать, реветь, двигать, стрелять, молчать, недоумевать, плавать, бегать; гордый, свежий, новый, добрый, терпеливый, умелый, стремительный, актуальный.

IV. Конкурс “Имя прилагательное”.

1. Название какой единственной в мире национальности является прилагательным, которое употребляется в роли существительного? (Русский)

2. Какие прилагательные можно образовать от числительного ДВА и существительных: глава, знак, лицо, нога, слог, смысл, ствол, стих, ведро, год, лето, месяц, мотор, неделя, акт, цвет, час, этаж.

3. От слова земля образуйте прилагательные и составьте с ними предложения. (земной, земляной, землистый, земельный)

4. Что нужно сделать с краткими прилагательными звонок и мелок, чтобы они превратились в существительные?

5. Замените прилагательные синонимами с приставками без- и бес- в следующих словосочетаниях:

  1. смелый человек (бесстрашный, безбоязненный),
  2. жестокий враг (безжалостный, беспощадный),
  3. огромное количество (бесчисленное, бессчётное),
  4. пустынная степь (безлюдная).

V. Конкурс “Синтаксис и пунктуация”.

Прочитайте стихи. Почему ваше чтение вызвало смех? Что затруднило понимание слов?

В реке там рыба на бугре
мычит корова в конуре
узоры инея в печурке
горят дрова в руках девчурки
нарядная там кукла в клетке
ручной щегол поет салфетки
там на столе лежат коньки
к зиме готовят там очки
лежат для бабушки тетрадки
всегда содержатся в порядке.

Участники объясняют исправления.

VI. Подведение итогов.

Жюри посчитывает баллы, объявляет команду победителя.

Награждает грамотой. Вручаются призы.


Тема урока: Как образуется повелительное наклонение глагола.

Цель: закрепить полученные знания по использованию форм повелительного наклонения в речи.

Задачи:

Учить различать формы наклонений глагола;

Развивать память, речь, словарный запас учащихся;

Воспитывать интерес к предмету.

Ход урока

I. Оргмомент

Сегодня на уроке мы с вами продолжим работу над темой: «Как образуется повелительное наклонение», будем учиться различать формы наклонений глагола.

^ II . Повторение изученного материала (презентация)

Что изучает синтаксис? (2 слайд)

Что изучает пунктуация? (3 слайд)

Что такое грамматическая основа предложения? (4 слайд)

Какое предложение называется простым? (5 слайд)

Какое предложение называется сложным? (6 слайд)

Какие виды сложных предложений вы знаете? (7 слайд)

Что вы можете сказать о следующих предложениях? (знаки препинания не расставлены) (8 слайд)

^ Звёзды меркнут и гаснут. (9 слайд)

Париж – столица Франции . (10 слайд)

Выпишите цифры, под которыми написаны словосочетания. (11 слайд)

^ 1) Закончить дело;

2) чудесный день;

3) Зима ходить;

4) Красный и синий;

5) Вдали от Родины;

6) Малыш улыбается;

7) В солнечный день.

1, 2, 5, 7 (12 слайд)

III. Работа по теме урока


  1. Выборочное списывание (презентация) (1 слайд)
- Выпишите из данных предложений только глаголы в форме повелительного наклонения. (2 слайд)

Новых друзей наживай , а старых не теряй .

Не учи рыбу плавать.

Не учи безделью, а учи рукоделью.

Береги честь смолоду, а платье снову.

Не спеши языком, торопись делом.

Не трать времени даром.

Живи своим умом, а честь расти трудом.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей. (3 слайд)

Правильные ответы (4 слайд)


  1. Работа по группам
Группа № 1

С какими существительными совпадут по написанию и произношению глаголы выть, лаять, нагонять, попугать, плакать , если им придать форму повелительного наклонения?

Группа № 2

Во что превратятся существительные бури, дроби, окуни, отруби, соли , если перенести в них ударение с первого слога на последний?


  1. ^ Информационная справка из истории слова (5 слайд)
Какое этикетное слово мы часто употребляем, если просим кого-нибудь о чём-то? Это слово - пожалуйста. Оказывается, «пожалуй» имело значение “награди меня своей милостью”. К именам властных, именитых людей добавлялось слово старый, в значении “почитаемый”, “уважаемый”. Слово старый повторялось постоянно, без всякого смысла, лишь бы выполнить долг вежливости. И так как на это слово не падало ударение, то оно произносилось неотчётливо. Из-за быстрого проговаривания от него остался только слог ста-. Вот от этих двух слов («пожалуй» и «старый»), существующих в древнерусском языке, и образовалось наше “волшебное слово” пожалуйста.

  1. Упражнение № 622
Работа по вариантам.

^ I вариант – записывает предложения с глаголами в форме повелительного наклонения.

II вариант – записывает предложения с глаголами в форме сослагательного наклонения.


  1. ^ Индивидуальные задания (работа по карточкам)
Составьте предложения с глаголами всех трёх наклонений.

Вернуться, отдать, переживать, печалиться, плакать, порадовать, выучить, вылить.


  1. Тестирование
1) Глаголы в форме повелительного наклонения обозначают действия,

а) которые происходили, происходят или будут происходить;

б) к которым говорящий побуждает своих собеседников;

в) которые могут происходить при определённых условиях.

2) Глаголы в форме повелительного наклонения изменяются

а) по временам, числам, лицам или родам;

б) по числам и родам;

в) по числам.

3) Какие глаголы употреблены в форме повелительного наклонения?

а) отрежете

б) отрежьте

в) напишите

г) напишете

д) продаёте

е) продайте

4) глаголы читаю, напишу, рисовал какого наклонения?

а) изъявительного,

б) сослагательного,

в) повелительного.

5) В каких глаголах пишется ь?

а) не эконом…те

б) не удержит…ся

в) поклониш…ся

г) намаж…те

6. В каких предложениях допущена ошибка в написании глагола? Исправьте их.

а) Вы бродете по ярмарочным рядам.

б) Проходити, налетайти, мои куклы покупайте!

в) Отрежте мне кусочек пирога.

г) Заплатите за товар, будет у меня навар.

IV. Итог урока (6 слайд)

V. Домашнее задание

Занятие 30.

Научный стиль.

ОТКЛАДЫВАЙ БЕЗДЕЛЬЕ, НО НЕ ОТКЛАДЫВАЙ ДЕЛО

А) Объясни, от каких различных глаголов могут быть образованы слова:

Вожу _________________________________________________________

Лажу _________________________________________________________

Лечу __________________________________________________________

Б) С какими именами существительными совпадут глаголы выть, лаять, покрыть, попугать, если их произносить как приказ?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПО НИТКЕ ДОЙДЁШЬ И ДО КЛУБКА

Задание № 1. На предыдущих занятиях мы познакомились с разговорным стилем нашей речи, который чаще всего встречается в устной речи. А сегодня поговорим об основном стиле письменной речи – книжном. Из самого названия этого стиля нетрудно догадаться, где он встречается. Книжный стиль, как и разговорный, имеет несколько разновидностей: научный, официально-деловой, газетно-публицистический. Попробуй объяснить эти названия и догадаться, где можно найти данные разновидности книжного стиля.

Сегодня темой нашего разговора будет научный стиль речи.

Научный стиль используется в области науки и техники. К научной относятся статьи в научных журналах, научно- справочная, энциклопедическая, учебная литература и так далее. В научных произведениях информация излагается точно и сжато. Задача научного произведения – доказательство определенных фактов, точное изложение научных проблем.

Научный стиль относится к письменно-книжному типу речи. Но иногда он может использоваться в устной речи в виде докладов, сообщений, лекций. В нём используются сочетания: при помощи, в результате, в течение. Применяются научные и технические термины: извлечь корень, радиус, вектор. Отдельные части научного высказывания соединяются между собой словами: так, таким образом, итак, кроме того, вот почему и другими.

Задание № 2. Прочитай эти тексты. Определи, какой из них является научным и докажи свой выбор.

…Когда абрикосовое дерево расцвело, оно стало удивительно нарядным. Все его веточки, унизанные розово-белыми цветами,выглядели невесомыми, воздушными. Подуй ветер – и не станет нарядного дерева: сорвёт и унесёт он его весенний наряд за тридевять земель, как срывает и уносит белые шары одуванчиков.

Вскоре цветы дали завязь. Это были маленькие абрикосинки, на вкус горьковато-кислые. Завязь облепила все веточки, отчего отяжелело дерево.

Зелёные абрикосы с утра до вечера глядели на солнце, и сами становились похожими на маленькие кусочки солнца. Среди зелени золотом отсвечивали бесчисленные плоды.

Тогда все жильцы, от мала до велика, вышли на сбор абрикосов.

М. Усов

Кто такой нарвал?

Нарвал (Mоnоdоn mоnосеrоs ) – очень интересная разновидность китов. Многие из нас думают, что все киты одинаковы, но в действительности это не так. Сельдяной кит, гренландский кит, горбатый кит, южный гладкий кит – это далеко не полный перечень всех представителей семейства китов.

Так, у некоторых китов имеются зубы, они охотятся на рыб. Примером тому могут служить кашалоты – огромные тупорылые киты, отличающиеся большими размерами, громадной головой, свирепым нравом и острыми зубами. Кашалоты иногда достигают 20 метров в длину.

У нарвала тоже есть зубы. Эти киты обитают в холодных водах и имеют одну отличительную черту – у самцов на левой стороне ротового отверстия словно сабля, выпирает вперёд длинный острый рог.

Вверх