Военно-морские силы Великобритании: состояние и перспективы развития. Униформа вмф великобритании второй мировой Состав вмс великобритании на год

Англия закончила Первую мировую войну с самым многочисленным флотом в мире, насчитывавшим 44 дредноута и линейных крейсера, 59 современных легких крейсеров, не считая трех десятков броненосцев, более сотни крейсеров возрастом старше 15 лет и свыше 400 эсминцев. Содержание подобной армады истощенной войной стране было не под силу, и в 1920 - 1921 гг. подавляющее большинство старых кораб­лей продали на слом.

Решения Вашингтонской, а затем и Лондонской конференций по ограничению роста морских вооружений, а также финансовые за­труднения сильно замедлили обновление материальной базы флота Великобритании в межвоенный период. На протяжении 1920-х гг. бюд­жетные ассигнования неуклонно снижались и достигли своего минимума в 1932 г., составив всего 50,5 млн фн. ст. (для сравнения: в 1922 г. на эти цели выделялось 65 млн). Едва заметный рост наметился лишь в середине 1930-х, и только в 1936 г. выделенных средств (около 81 млн фн. ст.) оказалось достаточно, чтобы приступить к постройке первых лин­коров, а кроме того, значительно увеличить число заказанных крейсеров, эсминцев и подводных лодок. Промышленный спад конца 1920-х - начала 1930-х гг. серьезно повлиял на возможности Англии проводить перевооружение ВМС. Часть верфей закрылась, некоторые пере­ориентировались на производство, не связанное с судостроением. С расширением военного заказа стала сказываться нехватка квалифи­цированного персонала как в цехах, так и в КБ. Финансовые ограничения сменились ограничениями производственного характера. Поэтому к началу Второй мировой войны большая часть все еще самого многочис­ленного в мире флота состояла из физически и морально устаревших кораблей, а большинство крупных единиц, заложенных перед войной, все еще находилось в постройке.

На момент вступления Англии во Вторую мировую войну основу бри­танских ВМС составлял Флот Метрополии, главной задачей которого было обеспечение господства на море, в прибрежных водах и на океанских торговых путях, ведущих к Британским о-вам. Флот Метропо­лии базировался на Скапа-Флоу и состоял из 5 ЛК ("Royal Sovereign", "Ramillies", "Royal Oak", "Nelson" и "Rodney"), 3 ЛКР ("Hood", "Renown" и "Repulse"), 2 AB ("Furious" и "Ark Royal"), 7 KP, 17 ЭМ и 22 ПЛ.

Для срыва попыток легких сил противника развернуть активные действия в южной части Северного моря из состава Флота Метрополии был выделен отряд в составе 2 КР и 8 ЭМ с базированием на Хамбер. Это соединение ("Силы Хамбера"), формально входя в состав Флота Метрополии, непосредственно подчинялось Адмиралтейству.

Оборону подходов к Ла-Маншу и Ирландскому морю с запада и при­крытие войсковых транспортов, идущих в порты Франции и обратно, обеспечивала базирующаяся на Портленд эскадра, получившая назва­ние "Силы Канала", в составе 2 ЛК ("Revenge" и "Resolution"), 2 АВ ("Courageous" и "Hermes"), 3 КР и 9 ЭМ.

Дозорную службу в Датских проливах несли 8 КР "Северного патруля".

Кроме того, в прибрежных водах Англии были развернуты четыре командования ВМС (Росайтское, Портсмутское, Морское и Западных под­ходов), обеспечивавшие местные оборонительные задачи, борьбу с ПЛ, траление. В состав росайтского (Росайт) входили 11 ЭМ и 4 шлюпа; портсмутского (Портсмут) - 6 ЭМ и 7 ПЛ; Норского (Дувр) - 8 ЭМ (в октябре 1939 г. на его базе было развернуто Дуврское командование); Западных подходов (Плимут и Портленд) - 25 ЭМ.

Вне Британских островов самым крупным соединением являлся Средиземноморский флот. По предвоенным оперативным планам он должен был обеспечивать господство в восточной части Средизем­ного моря (западная часть входила в зону ответственности союзной Франции) и базировался в основном на Мальту, но незадолго до начала войны был переведен в Александрию. В его составе насчитывалось 3 ЛК ("Warspite", "Barham" и "Malaya"), 1 АВ ("Glorious"), 7 КР, 32 ЭМ и 10 ПЛ. Кроме того, в Красное море накануне войны перевели 3 ЭМ для уси­ления обороны морских сообщений, проходящих вблизи итальянских морских баз в Восточной Африке.

Еще одним подразделением ВМС Великобритании были океанские командования. В их задачу входили поиск и уничтожение вражеских рей­деров и патрулирование в узловых районах судоходства, где ожидалось появление противника.

Северо-Атлантическое командование базировалось на Гибралтар (2 КР и 9 ЭМ); Южно-Атлантическое - на Фритаун (8 КР, 4 ЭМ, 2 ПЛ и 4 шлюпа); Американское и Вест-Индийское - на Бермуды (4 КР, 2 шлю­па); в китайских водах - на Сингапур и Гонконг (1 АВ ("Eagle"), 4 КР, 15ЭМ, 15ПЛ и 5 шлюпов); Ост-Индийское - на Тринкомали (3 КР, 1 ПЛ и 12 шлюпов).

В водах Австралии находились 6 КР, 5 ЭМ и 2 шлюпа австралийских ВМС, так же как и т.н. "Новозеландский дивизион", имевший в своем сос­таве 2 КР и 2 шлюпа. В прибрежных водах Канады - 6 канадских ЭМ. С началом войны австралийские и канадские корабли перешли под контроль британского Адмиралтейства.

В годы войны организация английского флота претерпела ряд сущест­венных изменений, в частности, летом 1940 г. в Гибралтаре было сформировано Соединение "Н" (ЛКР "Hood", ЛК "Resolution" и "Valiant", АВ "Ark Royal", 2 КР и 11 ЭМ), призванное заменить в Западном Среди­земноморье флот капитулировавшей Франции. С вступлением в войну Японии в Индийском океане на основе Ост-Индийского командования сформировали Восточный флот, в начале 1942 г. насчитывавший 5 ЛК ("Warspite", "Royal Sovereign", "Ramillies", "Revenge" и "Resolution"), 3 AB ("Formidable", "Indomitable" и "Hermes"), 7 КР и 11 ЭМ. В конце 1944 г. уже на его основе создали Тихоокеанский флот для наступления на Японию, в состав которого вошли все современные корабли английского флота, высвободившиеся после завершения войны в Европе.

Линейные корабли

Линейные корабли типа "King George V" - 5 единиц

  • Линейный корабль "King George V"
  • Линейный корабль "Prince of Wales"
  • Линейный корабль "Duke of York"
  • Линейный корабль "Anson"
  • Линейный корабль "Howe"

Линейные корабли типа "Nelson" - 2 единицы

  • Линейный корабль "Nelson"
  • Линейный корабль "Rodney"

Линейные корабли типа "Queen Elizabeth" - 5 единиц

  • Линейный корабль

Флот Ее Величества не только далек от образа «хозяина морей» времен Британской империи, но и не соответствует современным угрозам. В британском парламенте бьют тревогу: вскоре у ВМС останется «ничтожно мало» боевых кораблей. Действительно ли некогда сильнейший флот мира находится в плачевном состоянии?

Королевский флот Британии раскритиковали за кораблей. По словам главы британского парламентского комитета по вопросам обороны Джулиана Льюиса, минобороны рискует оставить страну с менее чем 19 эсминцами и фрегатами.

«Британия планирует строить авианосцы для своего флота – амбиции они не утратили, а денег, как всегда, не хватает»

Уменьшение этого числа хотя бы на одну единицу даже на небольшой период будет «абсолютно неприемлемым» и сделает Великобританию уязвимой к внешним угрозам, подчеркнул парламентарий, которого цитировала лондонская The Guardian . «Мы уведомляем министерство обороны, что они не должны позволить этому случиться», – подчеркнул Льюис.

Одну из угроз Лондон обозначает вполне недвусмысленно. В январе этого года контр-адмирал Джон Уил, командующий подводным флотом Ее Величества, заявил в комментарии The Daily Telegraph: «Факты говорят о том, что Россия строит подводные лодки нового класса. Это должно вызвать беспокойство в Великобритании и побудить к защите ее средств сдерживания». По словам британского адмирала, ядерные средства сдерживания необходимы для обеспечения безопасности королевства, они являются «страховкой» от угрозы, которой можно противостоять только таким путем.

Совсем недавно алармистские заявления звучали и с более высокого уровня. 29 октября госминистр британского минобороны Майк Пеннинг заявил: Москва могла направить корабельную группу ВМФ России, возглавляемую авианосцем «Адмирал Кузнецов», через Ла-Манш, . Несмотря на свой возраст, единственный авианосец России «Адмирал Кузнецов», прошедший вдоль берегов Великобритании, производит впечатление, в распоряжении же британских ВМС нет и такого корабля, констатировала тогда Sky News.

Что в наибольшей степени беспокоит Лондон?

Без «Гарпунов»

По словам главы комитета парламента по делам обороны Джулиана Льюиса, 13 кораблей королевского ВМФ будут списаны с военной службы в период с 2023 по 2035 год. Неясность планов о замене устаревающих кораблей к 2035 году все еще существует, подчеркивает The Guardian, цитируя парламентариев.

Фото

Напомним, в 2010 году в Великобритании о масштабных сокращениях военного бюджета и вооруженных сил – самых массовых со времени окончания холодной войны. Тогда планы скорого и решительного списания материальной части ударных сил флота вызвали критику в стране. Еще через пять лет Лондон заявил о : сообщалось, что к 2018 году британские вооруженные силы будут сокращены на 20% и это сокращение коснется элитных родов войск, королевского флота и ВВС.

Добавим, что совсем недавно, 15 ноября, британские СМИ сообщили, что королевство к тому же 2018 году намерено списать противокорабельные ракеты «Гарпун». Четкой программы по их замене пока нет, так что королевский флот в 2018 году рискует остаться и вовсе без ракет, способных атаковать корабли противника, предупредил британский военный портал IHS Jane"s 360 .

Перекройка и заморозка

Речь идет не о недавних инициативах кабинета Дэвида Кэмерона, перешедших «по наследству» к правительству Терезы Мэй. Налицо уже давно сложившаяся тенденция.

Еще в 2009 году из-за дефицита бюджета Великобритания начала отказываться от строительства новых масштабных объектов, в частности, денег не хватило на строительство авианосца «Принц Уэльский», вместо этого правительство решило «перекроить» его на корабль десантных сил. Заморожены были еще несколько проектов. Это позволило стране сэкономить миллиарды фунтов стерлингов.

Однако, как отмечали СМИ, даже те авианосцы, которых минула участь заморозки, рискуют остаться «обесточенным железным грузом». Из-за миллиардного дефицита финансирования оборонного комплекса мощности силовых кабелей на базе в Портсмуте, эксплуатируемые уже восемьдесят лет, не соответствуют мощностям корабля.

Между тем на строительство авианосцев нового поколения министерство обороны выделило 6 миллиардов фунтов стерлингов.

Министерство обороны рассчитывает частично смягчить проблему путем продажи в период до 2040 года 25% оборонных объектов, однако аудиторское бюро утверждает, что этих денег не хватит на покрытие галопирующих расходов.

НАТО поможет?

Сокращение вооружений не говорит о том, что британское правительство стало плохо заботиться о безопасности страны. В середине ноября министр обороны Великобритании Майкл Фэллон на встрече в Брюсселе призвал союзников по НАТО увеличить расходы на оборону после президентских выборов в США.

«Раньше американцы говорили, что продолжат вносить больше, чем другие члены НАТО. Если новая администрация скажет, что вам нужно быть настороже, это заставит задуматься», – подчеркнул Фэллон, которого цитировала The Telegraph . Он напомнил, что «Европа также сталкивается с большими задачами по безопасности».

Как отметил в комментарии газете ВЗГЛЯД первый зампред комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Франц Клинцевич, поскольку бюджет НАТО по-прежнему держится на взносах США, а остальные западные страны просто понимают, что есть страна, которая надежно обеспечивает интересы альянса, действует логика: «Можно получить политические дивиденды, не раздувая военный бюджет, а иногда и снижая его». «Сегодня они начали нагнетать эту истерию на фоне русофобии», – констатирует Клинцевич.

«Многие расслабились»

Британия всегда была морской державой, в то время как Россия длительное время находилась в состоянии «отсутствия всяких вооруженных сил», отмечает сенатор Клинцевич. В результате «многие расслабились: и Великобритания, и Германия, и Франция».

Лишь за последние 25 лет Россия перевооружилась, появились современные вооруженные силы, новые корабли, достойная боевая подготовка – так, за прошлый и нынешний год прошли около 3 тысяч учений, а раньше их были единицы, констатировал сенатор.

По сути, «Россия начала заниматься вооруженными силами так, как этого требуют планы учебно-боевой подготовки», заметил он. Однако многие заявили, что Россия начинает нагнетать мировую обстановку. При этом, чтобы провести захватническую войну, нужно слишком много условий: и вложение средств, и другая организационно-штатная форма вооруженных сил, их мобилизация, добавляет собеседник. Такие признаки разведка вскрывает в один момент, сразу становится понятно, что страна готовится к чему-то, рассказал Клинцевич.

На деле же Запад, особенно американцев, «больше всего возмутило, что Россия может позволить себе в нынешних условиях сказать «нет» и провести современную, высокотехнологичную операцию», отметил сенатор. Американцами уже задан тренд: надо повышать выделение средств на вооружение, а денег не хватает, сейчас кризис, добавляет собеседник.

«Самая лучшая и надежная вещь – это российская угроза, слабый флот, несовременная армия и что «нам надо защищаться!». Логика тех, кто представляет ВПК, военное лобби, понятна», – отметил сенатор. Скорее всего, они добьются успеха, получат деньги, добавил он. «Сегодня Россия – наиболее удобный инструмент для решения и внутриполитических, и геополитических задач, которые решают ведущие мировые державы. Эта тенденция сохранится», – резюмировал Клинцевич.

Амбиции при недостатке амуниции

Оценивать количество кораблей нужно исходя из задач, которые ставятся перед флотом, отметил газете ВЗГЛЯД военный эксперт, главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский. «Военно-политическое руководство Британии ставит большие задачи, включая присутствие в Тихоокеанском регионе и так далее. Конечно, для таких задач количество кораблей недостаточное», – подчеркнул эксперт.

Между тем «Британия планирует строить авианосцы для своего флота – амбиции они не утратили, а денег, как всегда, не хватает», констатировал собеседник. При этом на поддержку в боеспособном состоянии нынешних уже имеющихся кораблей денег тоже не хватает. Они вынуждены снимать со снабжения устаревшие системы вооружения, например, те же ракеты «Гарпун». А вооружение на смену им появится только после 2020 года, указал собеседник.

Для обслуживания, ремонта некоторых кораблей Британия вынуждена сейчас приглашать и французских специалистов, потому что с британским гражданством таких мало.

Однако «амбиции у них большие», подчеркнул Мураховский. Он напомнил, что операция в Ливии велась при поддержке и большом вкладе британского военно-морского флота. «Учитывая масштабы бюджета самой страны, надо как-то умерить свои военные амбиции и по одежке протягивать ножки», – резюмировал эксперт.

Достаточно для защиты от нелегалов и террористов

Капитан первого ранга запаса, председатель Общероссийского движения поддержки флота Михаил Ненашев, в свою очередь, полагает, что английский флот по-прежнему представляет в случае возникновения конфликта серьезную угрозу для России, особенно в районе срединной и северной Атлантики.

«У них есть порядка тридцати кораблей, чего полностью достаточно с учетом модернизации. Кроме того, в составе английского флота есть несколько атомных подводных лодок, в том числе вооруженных баллистическими ракетами, а также надводные силы, обладающие реальным потенциалом», – рассказал эксперт газете ВЗГЛЯД. По его мнению, вбросы о плачевном состоянии флота, появляющиеся в английской прессе, являются частью битвы за военный бюджет, ведущейся с парламентом и с английскими налогоплательщиками.

Также эксперт полагает, что, несмотря на то, что в Лондоне любят раздувать из мухи слона, как это было во время прохождения у границ Великобритании русской эскадры во главе с авианосцем «Адмирал Кузнецов», никто на них нападать не собирается. «Для защиты от террористов или нелегалов более чем достаточно тех сил, которыми Великобритания располагает», – пояснил он.

НА ПРОТЯЖЕНИИ всей истории Великобритании военно-морские силы являлись важным инструментом проведения ее внешней политики. Руко­водство страны постоянно предпринимало все меры для того, чтобы иметь сильный флот, которому всегда отводилась ведущая роль в достижении внеш­неполитических целей как в мирное, так и в военное время. Сейчас воен­но-политический курс Великобритании направлен на укрепление единства и повышение военной мощи Североатлантического союза как главного фак­тора европейской безопасности, на дальнейшее развитие всестороннего со­трудничества с США и ведущими государствами Западной Европы, обеспе­чение защиты британских интересов в различных регионах.

Важное место в достижении указанных целей отводится ВМС, которым присущи постоянная высокая боеготовность и способность в короткие сро­ки развертывать свои силы в назначенных районах Мирового океана. Счи­тается, что свобода мореплавания позволяет осуществлять передвижение и сосредоточение сил флота без нарушения международного морского права, фактически не давая противнику поводов для организации ответных дей­ствий. Это обстоятельство имеет немаловажное значение в условиях карди­нального изменения обстановки в Европе, когда требуются более гибкие формы использования вооруженных сил для реализации внешнеполити­ческих целей в интересующих английское руководство районах.

ВМС Великобритании, традиционно считающиеся главным видом воо­руженных сил, по численности и боевой мощи являются одними из самых крупных в Европе. Они подразделяются на флот, авиацию ВМС и морскую пехоту. Общее руководство ими осуществляет начальник штаба обороны, непосредственное - начальник штаба ВМС в звании адмирала (по англий­ской терминологии - первый морской лорд, фактически выполняющий функции командующего). Начальник штаба отвечает за разработку и реа­лизацию планов строительства, мобилизационного развертывания, боевого применения, оперативной и боевой подготовки, совершенствование орга­низационно-штатной структуры, подготовку и обучение личного состава. В британских военно-морских силах насчитывается 51 000 человек: во флоте - 44 000 (в том числе в авиации ВМС - 6000) и морской пехоте - 7000. Организационно они состоят из командований (военно-морского флота, военно-морского на территории Великобритании, авиации ВМС, морской пехоты, тыла, учебного) и Гибралтарского военно-морского района (BMP).

Командование военно-морского флота (штаб в г. Нортвуд) включает фло­тилию подводных лодок (две эскадры), флотилию надводных кораблей (две эскадры эсминцев УРО и четыре - фрегатов УРО), оперативную группу ВМС (легкие авианосцы, десантно-вертолетные корабли-доки) и флоти­лию минно-тральных сил (три эскадры тральщиков, одна - охраны рыбо­ловства и защиты нефтегазовых комплексов).

Военно-морское командование на территории Великобритании возглав­ляет командующий (г. Портсмут), который руководит деятельностью учеб­ных центров, следит за состоянием военно-морских, авиационных баз, пун­ктов базирования и береговых укреплений, за организацией и проведением испытаний техники и вооружения. Командование несет ответственность за подготовку личного состава, содержание в соответствующей степени моби­лизационной и боевой готовности морских резервных компонентов, под­держание благоприятного оперативного режима в территориальных водах и 200-мильной экономической зоне. Выполнение этих задач возложено на командующих тремя военно-морскими районами - Портсмутским, Пли­мутским, Шотландским и Североирландским. Кроме того, командованию подчинены вспомогательный флот, вспомогательная служба флота и резерв ВМС.

Командование авиации ВМС (г. Йовилтон) включает боевую авиацию (три эскадрильи истребителей-штурмовиков, семь - противолодочных вер­толетов, четыре - транспортно-десантных вертолетов) и вспомогательную (шесть эскадрилий).

В состав командования морской пехоты (г. Портсмут) входят силы морс­кой пехоты, группа подготовки, резерва и отрядов специального назначе­ния морской пехоты. Командование тыла отвечает за всестороннее снабже­ние кораблей и береговых частей, обеспечение регламентного обслужива­ния и ремонта техники, а также мобилизационного развертывания ВМС, а учебное (г. Портсмут) занимается вопросами комплектования экипажей кораблей и отработки ими задач боевой подготовки перед вводом судов в состав флота. Гибралтарский BMP возглавляет командующий, который отвечает за организацию обороны ВМБ в этом районе и важных участков по­бережья, поддержание благоприятного оперативного режима в зоне ответствен­ности.

В военное время военно-морские силы Великобритании имеют следую­щее предназначение: нанесение ракетно-ядерных ударов по территории про­тивника, участие в составе группировок объединенных ВМС НАТО в опе­рациях (боевых действиях) по завоеванию господства на море, защита оке­анских (морских) коммуникаций, оказание поддержки сухопутным войс­кам на приморских направлениях, проведения морских десантных опера­ций. В мирное время боевые корабли должны действовать в составе посто­янных соединений ВМС НАТО на Атлантике и в Средиземном море, а также постоянного соединения минно-тральных сил блока. В угрожаемый период большую часть ВМС Великобритании, выделяемых в ОВМС НАТО, предполагается использовать в составе ударного флота альянса на Атланти­ке, ОВМС НАТО в Восточной Атлантике и на Северо-Западном Европейс­ком ТВД. ударных и объединенных ВМС стран-союзниц на Южно-Евро­пейском ТВД.

Главной целью совершенствования ВМС Великобритании является значительное повышение боевых возможностей флота за счет качественного обновления всех компонентов. Основным направлени­ем стало наращивание боевых возмож­ностей ракетно-ядерных сил морского базирования. В частности, на их во­оружение начали поступать перспективная ракетная система морского ба­зирования «Трайдент-2» с большей дальностью действия и повышенной точностью стрельбы. Кроме того, проведена модернизация автомати­ческой системы боевого управления ПЛАРБ в районах боевого патрулиро­вания. Повышение скрытности и неуязвимости этих лодок в результате принятия на вооружение БР «Трайдент-2» позволит расширить зону их пат­рулирования. Более высокая скрытность будет обеспечена также благодаря увеличению глубины их погружения, оснащению современными ядерными энергетическими установками и использованию буксируемых антенн.


ПЛА «Трэнчанг» типа «Трафальгар»

В ходе совершенство­вания сил общего назна­чения большое внима­ние уделяется строи­тельству многоцелевых кораблей с повышенны­ми боевыми возможно­стями, способных ре­шать широкий круг за­дач, совершенствова­нию способов и средств управления, внедрению новых технических дос­тижений и научных от­крытий. Ядро сил фло­та составят подводные лодки и надводные ко­рабли, оснащенные со­временными ракетным оружием и электронны­ми средствами. Для ус­пешного взаимодействия с ВМС других стран НАТО английские корабли и самолеты оборудуются соответствующими системами связи и обмена информацией.

Важным направлением развития военно-морских сил Великобритании остается строительство атомных многоцелевых подводных лодок, а также усовершенствование ПЛА типа «Трафальгар». Большее водоизмещение позволит оснастить их новыми атомными энергетическими установками и перспективными гидроакустическими комплексами. Все эти ПЛА будут вооружены крылатыми ракетами морского базирования «Томахок» американского производства в обычном снаряжении, благодаря чему они смогут использоваться при проведении операций по уничтожению (раз­рушению) наземных объектов противника.

Большое внимание уделяется также совершенствованию надводных ко­раблей, в частности корректируются требования к ним с учетом перерасп­ределения значимости задач, решаемых в современных условиях. Это про­является прежде всего в изменении подхода к строительству авианесущих кораблей. Придавая важное значение применению их для противолодочной борьбы, командование ВМС Великобритании тем не менее считает возмож­ным использование их для борьбы с авиацией противника, особенно при обес­печении перебросок войск (сил) усиления на европейские театры военных действий.

Ударную мощь надводных сил флота по-прежнему составляют три легких авианосца типа «Инвинсибл»,которые прошли модерниза­цию с целью повышения эффективности средств ПВО и увеличения на 20 проц. численности самолетного (вертолетного) парка. В частности, был увеличен угол подъема трамплина, что позволило повысить взлет­ную массу самолетов «Си Харриер», а также были переоборудованы ангары для обеспечения базирования на авианосцах перспективных вертолетов ЕН-101 «Мерлин».

Легкий авианосец R05 «Илластриес» типа «Инвинсибл»

Учитывая возможность возникновения в современных условиях локаль­ных конфликтов и необходимости использования в них амфибийных сил, командование сохранило в составе ВМС десантные корабли для проведения десантных операций. В связи с этим будут продол­жены их строительство и модернизация. Так, в 1998 году флот пополнился новым десантным вертолетносцем «Оушн», который способен нести на борту эскадрилью вертолетов «Си Кинг» (до 12 единиц).

С вводом в боевой состав ВМС Вели­кобритании во второй половине 2002 года фрегата (ФР) УРО «Сент-Олбанс» завершается многолетняя программа строи­тельства крупной серии (16 единиц) фрегатов типа «Норфолк». Двенадцать из них построе­ны на судоверфи «Ярроу шипбилдинг» (г. Глазго), еще четыре на судоверфи «Сван Хантер»(г. Уоллсснд-он-Тайн). Поскольку вся серия названа в честь известных в исто­рии страны герцогов (см. таблицу), эти ко­рабли нередко в зарубежных публикациях встречаются как фрегаты типа «Дюк», а так­же как фрегаты проекта 21

Корабли, базирующиеся на ВМБ Портс­мут, входят в 4-ю. а базирующиеся на ВМБ Девонпорт - в 6-ю эскадру фрегатов.

Как наиболее современные и многочис­ленные боевые корабли фрегаты типа «Норфолк» в настоящее время составляют основу надводных сил британского флота, представленных эсминцами и фрегатами. История их создания и освоения весьма по­казательна. Во-первых, кораблестроите­лям благодаря повышению производитель­ности труда и сокращению сроков строи­тельства удалось существенно снизить зат­раты на постройку: если головной корабль обошелся в 135,5 млн фунтов стерлингов, то стоимость последующих в этой серии фрегатов уменьшилась с 96 млн до 60 млн фунтов стерлингов (89 млн долларов). При этом корабли в полной мере соответствуют критерию «стоимость/эффективность». Во-вторых (и это самое главное), за 12 лет. про­шедших между завершением строительства головного и последнего фрегата, в силу значи­тельных изменений в военно-политической ситуации в мире и в стратегических приори­тетах и взглядах военного руководства Вели­кобритании претерпели изменения предназ-

качение и роль британских ВМС в целом и фрегатов в частности. Когда фрегат «Сент-Олбанс» будет введен в состав босго-товых сил, ему предстоит выполнять совсем не те задачи, которые были поставлены перед разработчиками проекта корабля.

Если в период «холодной войны» ВМС Ве­ликобритании ориентировались главным обра-юм на противолодочные действия в Атланти­ческом океане, то теперь они предназначаются для проецирования морской мощи в экспеди­ционных операциях объединенных вооружен­ных сил в любых районах мира. Соответствую­щим образом фрегаты, спроектированные как противолодочные корабли для действий про­тив советских подводных лодок на рубеже Ис­ландия - Фарерские о-ва, в современных усло­виях применяются для выполнения расширен­ного круга задач и по сути становятся многоце­левыми. В 2000 - 2001 годах они совершали плавания и несли боевую службу в акваториях Атлантического океана, Средиземного и Адри­атического морей, у западного побережья Аф­рики, в Персидском заливе, в дальневосточных морях и в Карибском море. Известны случаи, когда фрегаты типа «Норфолк» действовали в составе американской и французской авианос­ных ударных групп или входили в состав кора­бельных соединений НАТО.

Еще одна особенность данного проекта состоит в том. что на стадиях разработки, строительства и в ходе эксплуатации кораб­лей внедрялись различные новые техничес­кие разработки, причем не только с целью повышения боевых возможностей самих фрегатов, но и для отработки и подтверж­дения концепций и технологий, которые предполагается применять в проектах пер­спективных кораблей, в частности эсмин­цев типа «Д"эринт».

Название корабля

Бортовой номер

Судоверфь

Год начала строительства

Год ввода в строй

приписки

«Норфолк»

Девонпорт

«Арджил»

«Ланкастер»

Портсмут

«Марлборо»

«Сван Хантер»

«Айрон Дюк»

«Монмаут»

Девонпорт

«Монтроуз»

«Вестминстер»

«Сван Хантер»

Портсмут

«Нортамберленд»

Девонпорт

«Ричмонд»

Портсмут

«Сомерсет»

Девонпорт

«Графтон»

Портсмут

«Сатерленд»

Девонпорт

Портсмут

«Портленд»

Девонпорт

«Сент-Олбанс»

Численность экипажа 180 человек. Фре­гаты более ранней постройки (типа «Линдер» или проект 22) при водоизмещении 2 900 т укомплектовывались экипажами, насчиты­вавшими 260 человек. Тенденция сокращения экипажей надводных кораблей сохранится и в будущем.

Наличие в составе главной энергетичес­кой установки (ГЭУ) корабля электродви­гателей, обеспечивающих малошумный ход. и их успешное применение рассматри­вается британскими кораблестроителями как фактор, подтверждающий перспектив­ность концепции электродвижения.

Опыт оснащения этих кораблей автоматизированной системой соевого управления (АСБУ) и планомерного наращивания ее воз­можностей также намечено учитывать при строительстве кораблей других классов.

Проект корабля начал претерпевать из­менения уже на стадии его разработки. Тактико-техническим заданием предусмат­ривалось создание недорогого корабля с легким вооружением, способного в течение 30-40 сут осуществлять наблюдение на противолодочном рубеже, используя ГАС с протяженной буксируемой антенной. Од­нако с учетом того обстоятельства, что этот рубеж находился в пределах досягае­мости авиации советского ВМФ, было при­знано необходимым оснастить фрегаты зе­нитным ракетным комплексом. Изучение опыта боевых действий британских кораб­лей в фолклендском конфликте привело к решению включить в состав вооружения фрегатов артустановку среднего калибра, противокорабельные ракеты и вертолет корабельного базирования. В результате наряду с противолодочными возможностя­ми фрегаты способны бороться с надвод­ными кораблями, оказывать огневую под­держку силам, действующим на берегу, осуществлять самооборону и оборону на­ходящихся рядом кораблей и судов от средств воздушного нападения противни­ка. Достаточно высокие мореходные каче­ства этих фрегатов позволили существенно (с одного до пяти с половиной месяцев, как, например, при патрулировании в Юж­ной Атлантике) увеличить длительность плавания при условии периодического по­полнения запасов с транспортов снабже­ния или при заходах в иностранные порты.

Снижение «угрозы» со стороны подвод­ных лодок в 90-х годах привело к решению не устанавливать на последних семи фрега­тах гидроакустическую станцию (ГАС) 2031Z с буксируемой антенной, хотя именно наличие ГАС предопределило в свое время высокие требования к снижению уровня шумности корабля. Для удовлетворения этих требований ГЭУ скомпонована по схе­ме CODLAG, предусматривающей комби­нированное использование газовых турбин, дизель-генераторов и электродвигателей.

Малошумная и экономичная скорость хода (до 16 уз) обеспечивается в том случае, когда греб­ные валы приводятся во вращение элетродви-гателями, а наибольшая (28 уз) достигается при использовании двух газовых турбин. Дополнительно (в интересах снижения акус­тической сигнатуры) основное оборудование установки размешено на амортизированных платформах и окружено звукоизолирующими выгородками. Дизель-генераторы расположе­ны на 5 м выше ватерлинии. Укороченные ли­нии валов, скошенные лопасти гребных вин­тов, оптимизированные обводы корпуса, при­менение системы пузырьковой завесы, нали­чие системы контроля вибрации механизмов -все это способствует достижению низкого уровня шумности в режиме патрулирования.


Проектом предусмотрены меры по сниже­нию радиолокационной и инфракрасной за-метности фрегата. Как утверждаю т западные эксперты, эффективная поверхность рассея­ния (ЭПР) кораблей этой серии составляет около 20 проц. ЭПР близкого по размерениям эсминца проекта 42 благодаря наклону верти­кальных поверхностей на 7°, тщательному подбору формы надстроек, широкому приме­нению радиопоглощающих материалов. Для снижения ИК-сигнатуры в дымовых трубах установлена система охлаждения продуктов горения перед выбросом их в атмосферу.

В связи с недостаточными возможностями существовавшей к моменту начала строи­тельства фрегатов автоматизированной сис­темы боевого управления (АСБУ) CACS-4 руководство ВМС приняло сомнительное на первый взгляд, но впоследствии признанное дальновидным решение дождаться создания новой АСБУ SSCS, включающей из 12 автома­тизированных рабочих мест. Поэтому первые семь кораблей были переданы флогу без АСБУ. Оснащение строящихся и построенных фрега­тов этой системой началось в 1994 году. В тече­ние нескольких лет поэтапно совершенствова­лось программное обеспечение. В конечном счете проведение работ позволило объединить все средства освещения обстановки с система­ми корабельного оружия, а также со средства­ми внутрикорабельной и внешней связи.

На первых девяти кораблях в качестве ос­новного средства освещения подводной об­становки применяется низкочастотная ГАС 2031Z с буксируемой протяженной антенной. Фирма «Кинетик» разработала для этой стан­ции дополнительный блок обработки сигна­лов, позволяющий оператору оптимизировать выбор частотных интервалов и формат окта­вы. Носовая среднечастотная ГАС 2050 рабо­тает как в активном, так и в пассивном режи­ме и помимо обнаружения и сопровождения подводных лодок способна обнаруживать ата­кующие торпеды противника.

Торпедное вооружение фрегатов представ­лено двумя 324-мм двухтрубными тор­педными аппаратами, расположенными по-бортно в носовой части вертолетного ангара.

Основным источником данных о воздуш­ной обстановке считается радиолокацион­ная станция 996 с рабочим диапазоном 2 -4 ГГц. В этой РИС применена многолуче­вая фазированная антенная решетка, вра­щающаяся на топе фок-мачты со скорос­тью 30 об/мин и сопряженная со станцией распознавания «свой - чужой». Предусмат­риваются три метода обзора: нормальный круговой с регистрацией объектов, обнару­женных на дальностях свыше 115 км; опти­мизированный для обнаружения низколе­тящих объектов в условиях естественных или искусственных помех; дальнего обзо­ра, при котором излучаемая энергия кон­центрируется в нижнем луче для увеличе­ния дальности действия. Кроме того, на ко­раблях имеются следующие РЛС: навига­ционная 1007 (9 ГГц), обнаружения воз­душных и надводных целей 1008 (2-4 ГГц), две станции 911 управления стрельбой ЗУР с антенными постами на носовой и кормовой надстройках, а также система радиоэлектрон­ной борьбы UAF или UAT (рабочий диапазон 0,5-18 ГГц).

Для борьбы с воздушным противником фрегаты оснащены зенитным ракетным ком­плексом GWS26, в состав которого входит 32-зарядная установка вертикального пуска ЗУР «Си Вулф» с боевой частью массой 14 кг и дальностью стрельбы 6 км. Как считают британские специалисты, проводимая в настоящее время модернизация комплекса позволит сохранить его на воо­ружении до 2020 года.

Противокорабельный ракетный комп­лекс GWS60 включает систему управления стрельбой и две четырехзарядные пусковые установки ракет «Гарпун» с БЧ массой 227 кг и дальностью стрельбы около 130 км.

Артустановка Mk8 среднего калибра (114мм) предназначена для поражения морских и наземных целей на дальности до 22 - 23 км и воздушных - до 6 км. Ее скорострельность 25 выстр./мин, масса снаряда 21 кг. В 2001 году фрегат «Нор­фолк» стал первым кораблем, на котором была выполнена модернизация артуста-новки: гидравлические приводы заменены электрическими, общая масса уменьшена на 4 т, сокращен объем подпалубного по­мещения, снижена отражательная способ­ность башни (рис. 3).

Близится к завершению разработка сна­ряда с увеличенной до 29 км дальностью стрельбы. Система управления огнем (СУО) GSA 8В состоит из вычислителя, пульта оператора и оптоэлектронного дальномер-ного поста, расположенного на фок-мачте. Этот полностью стабилизированный пост массой 227 кг, имеющий сферическую кон­струкцию и включающий в себя ТВ-камеру, лазерный дальномер и тепловизор (8 -12 мкм), обеспечивает точность наведения не хуже 3 м на дальности 10 км при состоя­нии моря 5 баллов. Кроме того, работа СУО обеспечивается двумя визирами, установ­ленными на спонсонах кормовой надстрой­ки. (Данные от визиров могут использовать­ся для целеуказания ЗУР «Си Вулф».) Артил­лерийское вооруже! ше включает также две од­ноствольные 30-мм артустановки DS ЗОВ. Их скорострельность 650 выстр./мин, дальность стрельбы по воздушной цели 3 км, по надвод­ной - 10км. готовый к стрельбе боезапас 160 выстр.

На корабле имеются четыре шестистволь­ные 130-мм пусковые установки, предназ­наченные для выстреливания дипольных от­ражателей и инфракрасных ложных целей, а также устройства для выставления надув­ных дипольных отражателей.

Боевые возможности корабля существен­но дополняются благодаря постоянному базированию на нем вертолета «Линкс» (рис. 4), который может применяться для по­ражения подводных лодок торпедами «Стинг-рей» или глубинными бомбами Mkl. При действиях против легких кораблей и катеров вертолет несет ракеты «Си Скьюа».

В середине 2002 года на вооружение фре­гата «Марлборо» поступает новый верто­лет - «Мерлин». В состав его бортового ра­диоэлектронного оборудования входят: РЛС «Блю Кестрел» с большой дальностью действия, опускаемый гидролокатор, ра-диогидроакустические буи. система обработ­ки акустической информации, аппаратура передачи данных «Линк-11». Максималь ная взлетная масса машины 14 600 кг (у «Линкс» - менее 5 000 кг). «Мерлин» спосо­бен взлетать с палубы фрегата при состоя­нии моря шесть баллов. Этот вертолет зна­чительно расширит как противолодочные, так и противокорабельные возможности фрегата. Кроме того, он может применять­ся для переброски 20 человек с личным ору­жием.

С завершением строительства всей серии работы по переоснащению фрегатов и при­способлению их к новым оперативным по­требностям не закончатся. В этих целях в течение предстоящих нескольких лет наме­чено осуществить ряд мероприятий. В час­тности, еще не менее пяти кораблей полу­чат вертолеты «Мерлин». С 2006 года вмес­то гидроакустической станции 2031Z ко­рабли во время планово-предупредитель­ных ремонтов будут оснащаться новой ак­тивно-пассивной ГАС 2087. Эта станция, разрабатываемая для повышения возмож­ностей по обнаружению малошумных под­водных лодок не только в океанских, но и в прибрежных водах, объединяет низкочас­тотный (500 Гц) гидролокатор переменной глубины погружения и пассивную буксиру­емую протяженную антенну (рабочая час­тота 100 Гц). Гидролокатор и протяженная антенна могут буксироваться на различ­ных, оптимальных для излучения и приема сигналов глубинах. Контракт на разработ­ку и изготовление первых шести комплек­тов выдан фирме «Талес».

Другой программой предусматривается оснащение фрегатов разрабатываемой сис­темой противоторпедной защиты SSTD. Во второй половине текущего десятилетия предполагается устанавливать на фрегатах аппаратуру американской автоматизиро­ванной системы управления силами и сред­ствами ПВО соединения СЕС (Cooperative Engagement Capability).

Фрегаты типа «Норфолк» создавались с расчетом на 18-летний срок службы. В связи с этим уже в настоящее время проводятся ис­следования относительно целесообразности планирования их капитального ремонта для продления срока службы или разработки проекта перспективного фрегата.

Проектные авианосцы CVF


ВМФ Великобритании ведет переговоры с крупнейшими судостроителями на производство двух авианосцев нового поколения для своего флота. Один из них водоизмещением 35000т, другой 40000т. Каждый корабль предположительно должен быть расчитан на 40 самолетов. Авианосцы должны вступись в строй в период с 2012 до 2015 года. Для получения энергии было решено использовать ядерные реакторы. Исходя из габаритных показателий кораблей и мощности силовой установки, расчетная автономная дальность плавания составит около 8000 миль. В состав авиагруппы по расчету входят 40 единиц летательной техники, из них 30 многоцелевых истребителей, 6 верлотетов и 4 самолета разведчика.

Водоизмещение: 30000-40000 т

Длина - н.д.; Ширина - н.д.;Осадка - н.д.

Силовая установка тип: ядерный реактор

Количество валов: 4

Мощность: 280000 л.с.

Скорость: более 30 узл

Скорость: н.д.

Дальность плавания: 8000 миль

Вооружение

40 единиц летательной техники (возможно размещение 50)

Команда:700 чел

Эсминцы типа 45


Королевский военно-морской флот Великобритании заказал 12 эсминцев Типа 45, чтобы заменить имим эсминцы Типа 42, которые были приняты на вооружение начиная с 1978. Эти двенадцать новых эсминцев должны войти в строй к 2014 году. Основной подрядчик королевского флота компания BAE SYSTEMS.

Главная задача эсминцев Типа 45 - противовоздушная оборона. Для этого корабли оснащены радарами большого радиуса действия, высокоточными самонаводящимися ракетами и системой одновременного управления и слежения за ракетами.

В систему вооружения эсминца входят крылатые ракеты Aster 15 и Aster 30. Ракеты этой серии оснащены бортовым компьютером и активным устройством самонаведения. Ракета несет боеголовку в 15кг, радиус поражени - более 80 км. Главная 127мм пушка расположена в носовой части корабля, четыре 30мм пушки - по бортам. На корме монтируется посадочная палуба для одного вертолета EH 101 Merlin.

Тактико-технические характеристики

Водоизмещение: 6500 т;

Длина - 152, м; Ширина - 18 м;

Тип силовой установки - газотурбинная

Мощность: 50 Мвт

Скорость: 30 узл.

Дальность плавания: более 5000 миль

Вооружение

  • ракетные пусковые установки
  • 1 127мм пушка
  • 4 30мм пулемета
  • 1 вертолет
  • радар

Атомные подводные лодки класса "Вэнгард"


Субмарины класса "Вэнгард" - самые большие подводные лодки находящиеся на вооружении военно-морского флота Великобритании. Первая лодка из класса, "Вэнгард" встала в сторой в 1993 году, "Victorious" - в 1995году, "Viligiant" в 1996, а "Vengeance" в 1999 году.

"Вэнгард" может нести 16 ракет Trident,Tridet II или D5 - все они являются стратегическими баллистическими ракетами. Каждая ракета несет до 12 независимых боеголовок (MVIR) каждая по 100 - 120 килотонн. Дальность полета ракет - более 11,000 км при сверхзвуковой скорости. Вес - 65 тонн.

В носовой части субмарины размещаются четыре 533 мм торпедных аппаратами. В арсенале находятся торпеды с управлением по проводам с боеголовкой 134 кг и активным и пассивным самонаведением. Дальность поражения - 13 км с активными и 29 км с пассивным самонаведением.

Тактико-технические характеристики

Водоизмещение - 16000 т

Длина:149.9 м

Ширина:12.8 м Высота:н.д.

Силовая установка Тип: ядерный реактор

Количество валов:н.д.

Мощность: н.д.

Скорость: 25 узл.

Дальность плавания: н.д.

Вооружение

  • ракеты
  • торпеды
  • сонар

Команда: 135 чел

Балтийская Государственная Академия

рыбопромыслового флота

Военно-морская кафедра

Судоводительский факультет

Реферат

« Характеристики ВМС Великобритании»

Выполнил:

Проверил:

Калининград 2004

Роль и место британских ВМС в общей структуре НАТО определяют:
- возможность осуществления политики "ядерного устрашения" (наличие в их составе стратегических ядерных сил);
- островное положение Соединенного Королевства и ключевая позиция как "морских ворот" Европы;
- уязвимость страны от нападения с моря (от вторжения и ударов с моря по метрополии и зависимым территориям);
- наличие удаленных заморских территорий;
- ключевая роль в группировках НАТО в Восточной Атлантике, зоне пролива Ла-Манш и Северном море;
- главная роль в сотрудничестве с США, стабилизация трансатлантических отношений и значимость в обеспечении лидерства в ЗЕС в сфере безопасности;
- привлечение ВМС к выполнению международных обязательств;
- необходимость защиты морских и океанских коммуникаций, экономической деятельности на море и др.

В соответствии с руководящими документами на военно-морские силы страны возложены следующие задачи:
- ядерное устрашение и сдерживание;
- нанесение ударов по ключевым объектам противника, разгром его военно-морских сил;
- высадка морских десантов;
- оборона совместно с сухопутными войсками и ВВС побережья страны и отражение ударов с моря и воздуха;
- контроль обстановки в назначенных зонах - морской (океанской) и прибрежной;
- защита морских коммуникаций и районов нефте- и газодобычи;
- сопровождение национальных торговых и рыболовецких судов;
- ведение морской разведки;
- переброска войск (сил).

Общее руководство ВМС осуществляет министр обороны через начальника штаба обороны и адмиралтейский комитет Совета обороны страны, непосредственное - начальник штаба ВМС (Лондон). Военно-морские силы состоят из флота, авиации ВМС и морской пехоты. Организационно ВМС включают командование флота и военно-морское командование в метрополии.
Структура ВМС Великобритании

Командование флота (командующий находится в г. Нортвуд, штаб - в Портсмут); (командующий флотом одновременно является командующим командованием ОВМС НАТО "Север"). Административное руководство деятельностью флота командующий осуществляет через своего заместителя - начальника штаба флота, оперативное - через командующего морскими операциями объединенного оперативного штаба (ООШ).

Командующему морскими операциями (по административной организации им является комендант морской пехоты) подчиняются командующие морскими и амфибийными силами, которые через соответствующие отделы ООШ осуществляют руководство силами и средствами, выделяемыми для проведения самостоятельных или совместных операций. В состав командования флота включены:
- Портсмутская флотилия разнородных сил (ГВМБ Портсмут), в состав которой входят: легкий авианосец "Илластриес", эскадренные миноносцы УРО пр. 42 и 45, фрегаты УРО пр. 23, танко-десантные корабли и вспомогательные суда, а также три дивизиона - тральщиков, патрульных кораблей и патрульных катеров;
- Девонпортская флотилия разнородных сил (ВМБ Девонпорт) - многоцелевые атомные подводные лодки типа "Трафальгар", фрегаты УРО пр. 22 и 23, десантный вертолетоносец "Оушен", десантно-вертолетные корабли-доки, вспомогательные суда;
- Фаслейнская флотилия разнородных сил (ВМБ Фаслейн) - ПЛАРБ типа "Вэнгард", ПЛА типа "Эстьют", дивизион тральщиков.

Авиация флота включает 14 вертолетных эскадрилий: одну - боевых вертолетов, шесть - противолодочных, три - вертолетов ДРЛО, одну - поисково-спасательная и три - транспортные.

Руководство морской пехотой (штаб в Портсмут) осуществляет комендант МП. В ее состав входят: бригада морской пехоты, отряд специального назначения ВМС, отряд десантно-высадочных средств, отряд по защите объектов ВМС, учебный центр общей подготовки, учебный центр амфибийной подготовки, учебно-испытательный центр. Общая численность личного состава регулярных сил МП около 7 500 военнослужащих, резерва - 1000 человек.

Военно-морское командование в метрополии (Портсмут) несет ответственность за следующие вопросы: комплектование военно-морских сил; подготовка и обучение личного состава, функционирование учебных центров; организация повседневной деятельности ВМС, согласование их действий с другими видами ВС; поддержание резервных компонентов в соответствующей степени боевой и мобилизационной готовности; медицинское и финансовое обеспечение ВМС; охрана береговых объектов; организация взаимодействия с другими военными и гражданскими службами по вопросам планирования и обеспечение защиты военно-морских баз и портов.

На вооружении военно-морских сил состоят: боевые корабли - 64 (в том числе четыре ПЛАРБ, три из которых - боеготовые, семь ПЛА); боевые катера - 20; вспомогательные суда - 19; боевые самолеты - 24, противолодочные вертолеты - 81. Кроме того, в резерве находится 10 боевых кораблей (включая три ПЛА).

Боевые корабли военно-морских сил Великобритании входят на ротационной основе в состав постоянных соединений объединенных ВМС НАТО, в том числе постоянных групп №1 ОВМС НАТО и №1 минно-тральных сил ОВМС НАТО. Постоянные группы ВМС имеются также в Персидском заливе и Аравийском море.

Система базирования ВМС на территории Великобритании включает три основные ВМБ - Портсмут (главная), Девон порт и Фаслсйн, и пункты базирования - Портленд, Холи-Лох, Лондондерри, Дартмут. Важную роль в этой системе играет сеть морских портов (до 120 крупных и средних портов). Свыше 40 из них общего назначения в состоянии обеспечить маневренное и рассредоточенное базирование кораблей основных классов. На заморских территориях имеются военно-морские базы - Гибралтар (Средиземное море), Порт-Стэнли (Южная Атлантика) и на о. Кипр (Средиземное море). ВМБ и ПБ обладают достаточными возможностями для обеспечения судоремонта и МТО флота, в том числе в интересах ОВМС НАТО. Авиация ВМС базируется на двух основных АвБ: Йолвилтон и Калдроуз. Морская пехота дислоцируется в Портсмут, Плимут, Пул, Арброут и Девонпорт.

Британские корабли задействуются во всех силовых акциях, предпринимаемых США, а также во всех мероприятиях, проводимых под эгидой ООН и других организаций. В частности, для участия в миротворческой операции в рамках регионального конфликта предусматривается выделение от ВМС страны до восьми боевых кораблей; в операции вторжения в составе МНС (по типу операций в зоне Персидского залива) - до 14 и в крупномасштабной операции вторжения в рамках национальных ВС с введением частичной мобилизации -до 45 боевых кораблей.

ВМС Великобритании сохраняют одно из ведущих мест в мире как по количественному составу и сбалансированности, так и по степени боеготовности и уровню оперативных возможностей. В их составе имеются практически все компоненты и классы кораблей, необходимые для решения всего спектра задач, и по своим возможностям они занимают второе место после ВМС США. Силы флота способны в рамках национальных ВС (вне НАТО) осуществлять весь спектр наступательных и оборонительных действий, включая завоевание господства на море, нанесение ударов по морским и береговым целям противника, проведение морских десантных операций и др.

Слабыми сторонами ВМС страны являются:
- необходимость привлечения судов гражданского флота для тылового обеспечения и перебросок сил морем, требующая приобретения судов типа "ро-ро";
- низкая "эффективность системы ПВО ВМС при высоком уровне воздушной угрозы без поддержки авиации наземного базирования (ВВС) при проведении самостоятельных операциях на большом удалении от баз:
- несоответствие минно-тральных сил потребностям минной войны в случае массированных постановок мин в прибрежных районах для гарантированной защиты морских коммуникаций;
- низкая обеспеченность системами и средствами космического базирования (разведки, связи, целеуказания и др.) в случае боевого применения ВМС в удаленных районах без опоры на средства США и НАТО при осуществлении противоракетной обороны, применения высокоточного оружия большой дальности (КРМБ "Томахок"), стратегических ядерных средств системы "Трай-дент-2" и др.

Сильными сторонами ВМС Великобритании являются:
- возможность развертывать в любом районе мира разнородные силы, которые могут действовать длительное время совместно с включенными в их состав подразделениями других видов ВС и проводить операции оперативно-такгического уровня;
- способность обеспечить устрашение противника с использованием всего спектра средств стратегических, оперативно-тактических ядерных средств и средств общего назначения;
- наличие существенного потенциала для воздействия по берегу;
- наличие достаточного количества высокоэффективных средств противолодочной обороны;
- возможность интеграции в объединенные структуры благодаря наличию совместимых систем управления, разведки, тылового и других видов обеспечения;
- высокая степень свободы маневра силами флота практически по всему периметру границ страны, возможность ведения блокадных и других действий с массированным использованием минного оружия, привлечения авиации берегового базирования, а также организации противолодочных и других оборонительных зон и рубежей;
- наличие высокоразвитой системы базирования, в том числе на заморских территориях.

Достаточно эффективному использованию ВМС в рамках ОВМС НАТО способствуют географические особенности Восточной Атлантики и Северо-Западного Европейского ТВД, позволяющие планировать блокадные действия и организовывать противолодочные и другие оборонительные рубежи.

Перспективы развития ВМС. Строительство британских военно-морских сил осуществляется в соответствии с "Программой развития вооруженных сил на период до 2015 года". Согласно ей продолжается строительство четырех (из семи) ПЛА нового поколения типа "Эстьют", которые заменят атомные подводные лодки типа "Свифтшур". 27 августа 2010 года в боевой состав ВМС введена головная ПЛА - "Эстьют". Ввод в боевой состав второй ПЛА - "Эм-буш" - ожидается в 2011 году. Третья и четвертая ("Артфал" и "Одэйшес") находятся на различных стадиях строительства. Кроме того, принято решение о строительстве пятого и шестого корпусов данного типа.

В 2010 году в боевой состав национальных ВМС введен головной эсминец УРО типа "Дэринг" нового проекта - 45, а к 2014-му флот должен получить Великобритании еще пять подобных кораблей, которые постепенно заменят устаревшие эсминцы.

Для замены фрегатов проектов 22 и 23 планируется построить до 20 ФР нового поколения. Разработку концепции перспективного фрегата УРО в рамках программы "Надводный боевой корабль будущего" (FSC - Future surface combatant) ведет компания "БАэ систем*". Ввод головного корабля в боевой состав ожидается к 2018 году.

В качестве одного из направлений повышения ударных возможностей флота командование ВМС рассматривает вопрос об оснащении многоцелевых атомных подводных лодок крылатыми ракетами морского базирования (КРМБ) "Томахок" Block 4 американского производства.

Министерство обороны страны первоначально подписало контракт на постройку двух перспективных авианосцев (водоизмещение около 60 тыс. т, длина до 285 м) с неядерной энергетической установкой, в которой примут участие военно-промышленные фирмы Великобритании и Франции (для последней предполагается построить также один авианосец). Общая стоимость контракта составляет около 12 млрд долларов. Ввод первого корабля ("Куин Елизабет"), намеченный на 2014 год, и второго ("Принс оф Уэльс") - на 2016-й, перенесен на два года.

Исходя из этого, командование британских ВМС на два года (до 2012) продлило срок службы легкого авианосца "Инвинсибл", а авианосцев "Илластриес" и "Арк Ройял" - до 2014-го и 2017-го соответственно. Но весной 2011 года, по сообщению английских средств массовой информации, командование ВМС приняло решение отказаться от строительства авианосца "Принс оф Уэльс", что позволит сэкономить почти 8,2 млрд фунтов стерлингов. На принятие такого решения повлияла не столько стоимость самого корабля, сколько дороговизна палубных истребителей F-35 (создаваемых по программе JSF - Joint Strike Fighter), которые планировалось разместить на авианосце. Согласно контракту ВМС страны уже не могут отказаться от постройки корабля. Однако военные приняли решение превратить его в десантный корабль, где будут размещаться только вертолеты.

Кроме того, сократится и число истребителей F-35, которые поступят на вооружение военно-воздушных сил Великобритании - вместо 138 самолетов они получат лишь 50. Это позволит сэкономить более 7,6 млрд фунтов стерлингов. По данным английских СМИ, стоимость каждого истребителя приближается к 90 млн фунтов стерлингов, и в дальнейшем она может быть увеличена.

Помимо этого, Великобритании не придется строить новый вертолетоносец, предназначенный для замены корабля "Оушн". Последний планируется вывести из боевого состава ВМС в 2018 году и заменить его авианосцем "Принс оф Уэльс", что позволит сэкономить еще 600 млн фунтов стерлингов.

Амфибийные возможности флота предполагается повысить за счет строительства транспортно-десантных кораблей типа "Бэй" (четыре единицы) для замены устаревших танкодесантных кораблей "Сэр Бидайвер". В целях повышения боевых возможностей противолодочных сил ВМС Великобритании продолжается модернизация фрегатов УРО проекта 23. Она предусматривает оснащение их тяжелыми вертолетами "Мерлин" НМ Mk.l и установку нового гидроакустического комплекса.

В рамках программы MARS (морская система тылового обеспечения ВС в удаленных районах) предполагается построить от восьми до 11 вспомогательных судов.

Продолжаются оценочно-проектные работы по созданию нового госпитального судна. Согласно замыслу разработчиков, новый корабль будет иметь на борту до восьми операционных блоков и около 200 коек - для оказания всесторонней медицинской помощи раненым, в том числе пораженным ОМП. Ввод госпитального судна в состав флота для замены судна "Аргус" намечен на 2012 год.

По заказу министерства обороны Великобритании военной промышленностью разрабатывается новый вертолет боевого обеспечения для морской пехоты в рамках программы SABR. Он должен поступить на вооружение в ближайшие годы и заменить "Си Кинг" НС.4.

В целом ВМС Великобритании к 2025 году сохранят превосходство над всеми западноевропейскими странами по широкому спектру показателей, в том числе по водоизмещению флота, оснащенности средствами ПВО, ведению борьбы с надводным противником, организации противолодочной и противоминной обороны и другим.
Разработка и реализация планов Великобритании по совершенствованию ВМС позволят им в прогнозируемый период эффективно решать разнообразные задачи в составе группировок ОВМС НАТО (ЕС, ООН), в том числе многонациональных миротворческих сил.

Задолго до того как император Петр «прорубил окно» в Балтику и заложил основы российского морского флота, «владычица морей» Англия уже веками правила на волнах по всему земному шару. Предпосылками этого были как особенное, островное расположение Великобритании, так и геополитическая необходимость в борьбе с могущественными европейскими державами - Испанией, Францией, Португалией.

Начало

Первыми серьезными кораблями Британии можно считать триремы и диремы Римской империи, которая к вопросу кораблестроения подходила так же серьезно, как и ко всему остальному - ее парусно-гребные суда были вершиной технологий того времени. После ухода римлян и образования на территории Британских островов множества различных королевств корабли англичан ощутимо потеряли во всех компонентах - тоннаже, технологичности и количестве.

Побудительным толчком к появлению более совершенных кораблей стали набеги скандинавов - свирепые викинги на быстрых и маневренных драккарах совершали опустошительные набеги на прибрежные церкви и города. Постройка многочисленного сторожевого флота позволила британцам существенно снизить потери от вторжений.

Следующий этап в становлении военного флота Британии - вторжение Вильгельма Завоевателя и образование унитарного государства, Англии. С этого времени и стоит говорить о появлении английского флота.

Английский королевский флот

Официальную же историю Королевского флота Англии стоит начать с Генриха VII, который увеличил британский флот с 5 до 30 кораблей. До конца 16 века англичане на море особых лавров не сыскали, но после победы над испанской "Непобедимой армадой" и серии других викторий ситуация с военно-морским отрывом от европейских флагманов (Испании и Франции) стала выравниваться.

Корсары и пираты - две стороны одной медали

В истории ВМФ Великобритании особой и неоднозначной строкой стоит отметить деятельность знаменитых английских корсаров, самыми знаменитыми из которых являлись и Генри Морган. Несмотря на свою откровенно разбойничью "основную деятельность", первый из них был посвящен в рыцари и разбил испанцев, а второй добавил английской короне еще один бриллиант - Карибский архипелаг.

Военно-морской флот Великобритании

Официальная история ВМФ Великобритании (есть разночтения, связанные с наличием флотов Англии и Шотландии до 1707 года, когда произошло их объединение) начинается в середине 17-го века. С этого времени англичане стали одерживать все меньше и меньше поражений в морских сражениях, постепенно завоевывая славу самой сильной военно-морской державы. Пик английского превосходства на волнах приходится на Наполеоновские войны. Они же стали минутой славы для парусных кораблей, достигнувших к этому моменту своего технологического потолка.

Окончание наполеоновских войн вознесло Королевский ВМФ Великобритании на пьедестал сильнейшего флота в мире. В 19 веке британцы первыми стали менять дерево и паруса на железо и пар. Несмотря на то что ВМФ Великобритании практически не участвовал в крупных сражениях, считалась очень престижной, а внимание к поддержанию мощи и боеготовности военно-морских сил было первоочередным. О серьезности отношения англичан к своему преимуществу в мировом океане говорит тот факт, что негласная доктрина предписывала поддерживать следующее соотношение сил: ВМФ Великобритании должны были быть сильнее, чем любые два военно-морских флота, вместе взятые.

Первая мировая: Большой флот против флота Открытого моря

ВМФ Великобритании в Первой мировой войне проявили себя не так ярко, как можно было предполагать перед ее началом: Большой флот, основной задачей которого был разгром германского флота Открытого моря, со своей задачей не справился - его потери были значительно больше, чем у немцев. Несмотря на это, кораблестроительные мощности Великобритании были настолько велики, что свое преимущество она сохранила, вынудив Германию отказаться от тактики больших сражений и перейти к рейдерской тактике с использованием мобильных соединений подводных лодок.

К этому же времени относится создание двух, без преувеличения, эпохальных военных кораблей, ставших родоначальниками целых направлений в кораблестроении. Первым был HMS Dreadnought - линкор нового типа с мощнейшим вооружением и паротурбинной установкой, позволяющей ему развивать фантастическую по тем временам 21-узловую скорость. Вторым стал HMS Ark Royal - авианосец, прослуживший ВМФ Великобритании до 1944 года.

Несмотря на все потери Первой мировой, к ее окончанию Великобритания имела на балансе огромный флот, повисший на дырявом бюджете тяжким бременем. Поэтому Вашингтонское соглашение 1922 года, ограничивающее плавсостав определенным количеством в каждом из классов кораблей, стало для островитян настоящим спасением.

Вторая мировая: работа над ошибками

Королевский военно-морской флот Великобритании на начало Второй мировой располагал двадцатью двумя крупнотоннажными и авианосцами), 66 кораблями крейсерского класса, почти двумя сотнями эсминцев и шестью десятками подводных лодок, не считая строящихся. Эти силы превышали имеющиеся в расположении Германии и ее союзников в несколько раз, что позволяло англичанам надеяться на благоприятный для себя исход морских сражений.

Немцы же, прекрасно понимая превосходство британцев, не стали ввязываться в прямые столкновения с могучими эскадрами союзников, а занялись партизанской войной. Особую роль в этом сыграли подводные лодки, которых Третий рейх наклепал чуть ли не тысячу!

Карл Дениц, "подводный Гудериан ", разработал тактику "волчьей стаи", предполагавшую нападение на конвои и атаки по типу "укусил - отскочил". И первое время летучие отряды немецких подводных лодок приводили британцев в состояние шока - дебют военных действий в Северной Атлантике был отмечен ошеломляющим количеством потерь как в торговом, так и в военном флоте Великобритании.

Дополнительным благоприятным фактором для Германии стал тот факт, что базы ВМФ Великобритании на 1941 году значительно потеряли в числе и качестве - поражение Франции, захват Бельгии и Голландии нанесли чувствительный удар по планам островитян. Ну а Германия получила возможность эффективно использовать малые подлодки с небольшим временем автономного плавания.

Ситуацию удалось переломить за счет расшифровки кодов немецких подводников, создания новой системы конвоев, постройки достаточного количество специализированных конвойных кораблей, а также воздушной поддержки. Дальнейшие успехи Великобритании на море были связаны как с огромными кораблестроительными мощностями (англичане строили корабли быстрее, чем немцы их топили), так и с успехами союзников на суше. Выход Италии из войны лишил Германию ее средиземноморских военных баз, и битва за Атлантику была выиграна.

Фолкленды: конфликт интересов

В послевоенный период корабли ВМФ Великобритании всерьез отметились в с Аргентиной. Несмотря на неофициальный характер конфликта, потери островитян составили несколько сотен человек, несколько кораблей и десяток истребителей. Разумеется, на порядок превосходящая в морской силе Британия без особого труда добилась восстановления контроля на Фолклендами.

Холодная война

Основная же гонка вооружений состоялась не со старыми противниками - Японией или Германией, а с недавним союзником по блоку - Советским Союзом. "Холодная война" могла в любой момент стать горячей, и поэтому ВМФ Великобритании по-прежнему находился в высокой боеготовности. Размещение военно-морских баз, разработка и введение в строй новых кораблей, в том числе и подлодок с ядерным вооружением - все это британцы совершали уже в ранге второго номера. Основное противостояние развернулось между двумя титанами - Советским Союзом и США.

Военный флот Великобритании сегодня

На сегодняшний день он считается крупнейшим в Старом Свете и входит (на ротационной основе) в соединения ВМФ НАТО. Авианосцы и ракетные крейсеры с возможностью несения ядерных боеголовок являются основной ударной силой ВМФ его на настоящее время: 64 корабля, из которых 12 представляют собой подводные лодки, 2 авианосца, 6 миноносцев, 13 кораблей класса "фрегат", три десантных, 16 минных тральщиков, и двадцать сторожевиков и патрульных катеров. Еще один вспомогательный корабль, "Форт Джордж", считается военным довольно условно.

Флагманом является авианосец "Булварк" - многофункциональный корабль, выполняющий не только задачи по базированию палубных самолетов, но и десантные функции (транспортировка до 250 морских пехотинцев и десантной техники). "Булварк" был построен в 2001-м, а в строй введен в 2005 году.

Основной надводной силой являются фрегаты серии "Норфолк", названные по именам английских герцогов, а подводной - ПЛАРБы серии "Вэнгард", оснащенные ядерными ракетами. Базируется флот в Плимуте, Клайде и Портсмуте, причем плимутская база Девонпорт выступает в этой роли с 1588 года! В то время в ней укрывались корабли, поджидающие ту самую испанскую "Непобедимую армаду". Она же является единственной, на которой ремонтируют суда с ядерными движками.

Утилизация кораблей ВМФ Великобритании класса ПЛАРБ (атомных подводных лодок) не производится - нет у островитян такой технологической возможности. Поэтому отработавшие свой эксплуатационный срок субмарины просто консервируются до лучших времен.

Проход русского ракетного крейсера у территориальных вод Великобритании в 2013 году поверг в шок не только обывателей, но и военно-морской флот страны. ВМФ России у берегов Великобритании! Несмотря на статус морской державы, англичане не без труда нашли корабль, сопоставимый по классу и способный выдвинуться навстречу русскому крейсеру.

Британцам принадлежит первенство в создании двух на долгие годы изменивших лицо морских сражений: дредноута - мощного и быстрого военного судна, превосходящее своих соперников как в маневренности, так и в мощности залпа, а также авианосца - корабля, который на сегодняшний день является основной силой ВМФ всех крупных стран.

Напоследок

Что изменилось в английском флоте со времен римского владычества и до наших дней? ВМФ Великобритании проделал путь от утлых суденышек саксонских ярлов к надежным фрегатам и мощнейшим "мановарам" времен Дрейка и Моргана. И далее, уже на пике могущества, был на море первым во всем. Две мировые войны поколебали владычество Pax Britannika, а за ним и его морского флота.

На сегодняшний день ВМФ Великобритании по тоннажу находится на 6-м месте, уступая Индии, Японии, Китаю, России и США, причем американцам "островитяне" проигрывают почти в 10 раз! Кто бы мог подумать, что бывшая колония спустя пару веков будет снисходительно поглядывать на бывшую метрополию?

И тем не менее британский военный флот - это не только пушки, авианосцы, ракеты и подводные лодки. Это - история. История великих побед и сокрушительных поражений, героических поступков и человеческих трагедий... "Славься, Британия, владычица морей!"

Вверх