Динамика речи у детей средней логогруппы. Динамика речевого развития в дошкольном возрасте. Картинный материал к тестовым речевым картам

Когда речь ребёнка освобождается от опоры на воспринимаемую ситуацию, на жест или на действие, это является началом нового периода речевого развития - периода развития языка ребенка в процессе речевой практики, начинающегося примерно с двух с половиной лет и завершающегося к шести годам.

В этот период речевого развития ребенка в процессе речевой практики Е.И. Петанова выделяет три этапа развития его речи:

Первый этап развития речи ребенка, связанный с практическим обобщением языковых факторов: в возрасте от 2,5 до 4,5 лет ребенок не задумывается о морфологии и синтаксисе языка. Успехи в овладении языком связаны с практическим обобщением языковых факторов.

Эти практические обобщения не являются сознательными грамматическими понятиями, поскольку представляют собой «построение по образцу», то есть, основаны на воспроизведении ребенком уже известных ему слов. Основным «источником» новых слов являются взрослые. В своей речи ребенок начинает активно использовать слова, услышанные от взрослых. Но речь ребенка не является простым подражанием. Ребенок проявляет и творчество в формировании новых слов. Например, желая сказать «совсем маленький жираф», ребенок, точно так же как взрослые, строят неологизмы, говорит по аналогии «жирафлёночек».

Второй этап развития речи ребенка, связанный с формированием у него логического мышления: эта стадия развития речи ребенка начинается в возрасте 4-5 лет и характеризуется тем, что развитие его речи теперь тесно связано с формированием у него рассуждающего логического мышления.

Ребенок переходит от простых предложений, в большинстве случаев еще не связанных друг с другом, к сложноподчиненным предложениям. В формируемых ребенком фразах начинают дифференцироваться главные, придаточные и вводные предложения. Оформляются причинные, целевые, следственные и прочие связи в предложениях, из которых состоит речь ребенка.

С семантической стороны речь ребенка в этот период ее развития остается относительно бедной. Значения слов недостаточно точны - слишком сужены или чрезмерно широки.

Третий этап развития речи ребенка связанный с началом изучения языка: трудности предыдущего периода освоения речи ребенком преодолеваются лишь в ходе следующего, третьего этапа - развития речи в связи с изучением языка. Этот этап речевого развития начинается в конце дошкольного возраста, но его наиболее существенные черты отчетливо проявляются при изучении родного языка в школе.

М.П. Елагина выделяет три этапа овладения детьми активным словом, которое происходит в раннем возрасте и является начатом развития речи детей дошкольного возраста:

1. Всё внимание ребёнка и его активность направлены на предмет: «Дай-дай!» Ребёнок желает овладеть игрушкой. Сам взрослый, его слова не интересны для ребёнка. При удовлетворении потребности ребёнка он слов произносить не будет. Само предметное действие речи не стимулирует. Ребёнок может заниматься с игрушкой, не зная, как она называется.

2. Малыш переключается на взрослого и прислушивается к слову. Он смотрит на взрослого и указывает пальчиком на предмет, сопровождает лепетом. Назвать правильно не удается. Цель сказать что-то ставит перед ребенком взрослый. Потребность в общении с взрослым заставляет малыша принять эту цель и сказать нужное слово.

3. Малыш начинает смотреть на губы взрослого и прислушиваться к слову, которое он произносит. Пытается произнести слова. При удаче повторяет слова вновь и вновь. Чтобы ребенок сам, по своей инициативе начал говорить, у него должна быть потребность в общении с взрослыми и в каком-либо предмете.

И.Ю. Кулагина рассматривая развитие психических функций, отметила, что период детства сенситивен к усвоению речи, и выделила следующие этапы:

Первый этап (раннее детство 1-3года):

Автономная речь довольно быстро трансформируется и исчезает. Необычные по звучанию слова заменяются словами «взрослой» речи.

Осваивая родную речь, дети овладевают как фонетической, так и семантической её сторонами. Произнесение слов становится более правильным, ребенок постепенно перестает пользоваться искаженными словами и словами-обрывками. Этому способствует и то, что к 3 годам усваиваются все основные звуки языка. Самое важное изменение в речи ребенка - то, что слово приобретает для него предметное значение. С появлением предметных значений слов связаны первые обобщения.

В раннем возрасте быстро растет пассивный словарь - количество понимаемых слов. К 2 годам ребенок понимает почти все слова, которые произносит взрослый, называя окружающие его предметы. К этому времени он начинает понимать объяснения взрослого относительно совместных действий. В 2-3 года возникает понимание речи-рассказа. Легче понимаются рассказы, касающиеся окружающих ребенка вещей и явлений.

Интенсивно развивается и активная речь: растет активный словарь, появляются первые фразы, первые вопросы, обращенные к взрослым. К 3 годам активный словарь достигает 1500 слов. Предложения первоначально, примерно в 1.5 года, состоят из 2-3 слов. К 3 годам усваиваются основные грамматические формы и основные синтаксические конструкции родного языка.

Второй этап (дошкольное детство 3-7лет):

К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучению чтению и письму.

ь Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. Но у них еще сохраняются и предшествующие способы восприятия звуков, благодаря чему они узнают неправильно произнесенные детские слова. Позже формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков, ребёнок перестаёт узнавать неверно сказанные слова, он и слышит, и говорит правильно. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития.

ь Интенсивно растёт словарный состав речи. Велики индивидуальные различия: у одних детей словарный запас оказывается больше, у других - меньше, что зависит от условий их жизни, от того, как и сколько с ними общаются близкие взрослые.

ь Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются закономерности морфологического порядка (строения слова) и синтаксического (построение фразы). Ребенок 3-5 лет творчески осваивает языковую действительность. Он верно улавливает значение «взрослых» слов, хотя и применяет их иногда своеобразно, чувствует связь между изменением слова, отдельных его частей и изменением его смысла.

ь В конце дошкольного возраста ребенок переходит к контекстной речи. Он может пересказать прочитанный рассказ или сказку, описать картину, понятно для окружающих передать свои впечатления об увиденном.

В дошкольном возрасте ребенок овладевает всеми формами устной речи, присущими взрослым. У него появляются развернутые сообщения - монолога, рассказы. В общении со сверстниками развивается диалогическая речь, включающая указания, опенку, согласование игровых действий.

А.В. Захарова установила, что на протяжении дошкольного возраста значительно увеличивается количество отношений, выражаемых каждым падежом.

Прогресс заключается в том, что в речи при помощи падежных форм выражаются все новые виды объективных отношений разнообразными способами. У старших дошкольников временные отношения, например, начинают выражаться формами родительного и дательного падежа.

Падежные формы в этом возрасте образуются целиком по одному из типов склонения. Они уже целиком ориентируются на окончания в именительном падеже и в зависимости от того, как они его произносят, производят формы - по первому или по второму типу. Если безударное окончание воспринималось и произносилось ими как «а», они употребляли во всех падежах окончания I склонения. Если же они принимали окончания на редуцированное «о», то они воспроизводили во всех падежах окончания II склонения.

Таким образом, к началу школьного возраста у ребенка совершенно отчетливо выражена ориентировка на звуковую форму существительных, что способствует усвоению морфологической системы родного языка.

Ребенок сам к себе начинает предъявлять требования и пытается следовать им при построении предложений. В младшем дошкольном возрасте у ребенка возникает потребность объяснить сверстнику содержание предстоящей игры. Объяснительный тип связанной речи имеет существенное значение для формирования коллективных взаимоотношений детей .

Особенностью общения дошкольника со сверстником, в отличие от общений с взрослыми, заключается в том, что контакты со сверстниками более ярко эмоционально насыщены. Разговаривая со сверстниками, ребенок использует общепринятые высказывания и способы поведения. Дети при разговоре чувствуют себя более раскованно; используются инициативные высказывания.

Ребенку значительно важно высказаться самому, чем выслушивать другого. Нередко беседы с ровесниками не получается, т.к. каждый говорит о своем, не слушая другого. В 4-5 лет у детей появляется потребность в общении, это связано с тем, что развивается дидактическая игра .

А.Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей:

1-й - подготовительный - до одного года;

2-й - преддошкольный этап первоначального овладения языком - до 3 лет;

3-й - дошкольный - до 7 лет;

4-й - школьный.

Остановимся подробно на характеристике этих этапов.

Первый этап -- подготовительный (с момента рождения ребенка до одного года). С момента рождения у ребенка появляются голосовые реакции: крик и плач. Правда, они еще очень далеки от звуков человеческой речи. Однако и крик, и плач способствуют развитию тонких и разнообразных движений трех отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного.

Через две недели можно уже заметить, что ребенок начинает реагировать на голос говорящего: перестает плакать, прислушивается, когда к нему обращаются. К концу первого месяца его уже можно успокоить мелодичной песней (колыбельной). Далее он начинает поворачивать голову в сторону говорящего или следить за ним глазами. Вскоре малыш уже реагирует на интонацию: на ласковую - оживляется, на резкую - плачет.

Около 2 мес. появляется гуление и к началу 3-го мес.-- лепет (агу-угу. тя-тя, ба-ба и т. п.). Лепет -- это сочетание звуков, неопределенно артикулируемых.

С 5 мес. ребенок слышит звуки, видит у окружающих артикуляционные движения губ и пытается подражать. Многократное повторение какого-то определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка.

С 6 мес. ребенок путем подражания произносит отдельные слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба, тя-тя-тя, па-па-па и др.).

В дальнейшем путем подражания ребенок перенимает постепенно все элементы звучащей речи: не только фонемы, но и тон, темп, ритм, мелодику, интонацию.

Во втором полугодии малыш воспринимает определенные звукосочетания и связывает их с предметами или действиями (тик-так, дай-дай, бух). Но в это время он еще реагирует на весь комплекс воздействия: ситуацию, интонацию и слова. Все это помогает образованию временных связей (запоминание слов и реакция на них).

В возрасте 7--9 мес. ребенок начинает повторять за взрослым все более и более разнообразные сочетания звуков

С 10--11 мес. появляются реакции на самые слова (уже независимо от ситуации и интонации говорящего).

В это время важное значение приобретают условия, в которых формируется речь ребенка (правильная речь окружающих, подражание взрослым и др.).

К концу первого года жизни появляются первые слова.

Второй этап -- преддошкольный (от одного года до 3 лет).

С появлением у ребенка первых слов заканчивается подготовительный этап и начинается этап становления активной речи. В это время у ребенка появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Он очень много и охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова. При этом малыш путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает.

Первые слова ребенка носят обобщенно-смысловой характер. Одни тем же словом или звукосочетанием он может обозначать и предмет просьбу, и чувства. Например, слово каша может означать в разные моменты вот каша; дай кашу; горячая каша. Или слово папа может означать пришёл папа; нет папы; папа, подойди и т.п. .

Понять малыша можно только в ситуации, в которой или по поводу которой и происходит его общение взрослым. Поэтому такая речь называется ситуационной. Ситуационную речь ребенок сопровождает жестами, мимикой.

С полутора лет слово приобретает обобщенный характер. Появляется возможность понимания словесного объяснения взрослого, усвоения знаний. накопления новых слов.

На протяжении 2-го и 3-го годов жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря.

Следует отметить, что различные исследователи (как наши. отечественные, так и зарубежные) приводят разные количественные данные о росте словаря детей .

К началу 3-го года жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи.

Сначала ребенок выражает свои желания, просьбы одним словом, затем - примитивными фразами без согласования («Мама, пить мамуле Тата», «Мама, дай Тате попить молока»). Далее постепенно появляются элементы согласования и соподчинения слов в предложении.

К 2 годам дети практически овладевают навыками употребления форм единственного и множественного числа имен существительных, времени и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания.

В это время понимание речи взрослого значительно превосходит произносительные возможности.

Третий этап -- дошкольный (от 3 до 7 лет).

На дошкольном этапе у большинства детей еще отмечается неправильное звукопроизношение. Можно обнаружить дефекты произношения свистящих, шипящих, сонорных звуков [р] и [л], реже -- дефекты смягчения, озвончения и йотации.

На протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях. Иными словами, формируется фонематическое восприятие .

В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса.

К.Д. Ушинский придавал особое значение чувству языка, которое, по его словам, подсказывает ребенку место ударения в слове, грамматический оборот, способ сочетания слов в предложении.

Параллельно с развитием словаря идет в развитие грамматического строя речи. В дошкольный период дети овладевают связной речью. После трех лет происходит значительное усложнение содержания речи ребенка, увеличивается ее объем. Это везет к усложнению структуры предложений. По определению А.Н. Гвоздева, к 3 годам у детей оказываются сформированными все основные грамматические категории .

Дети 4-го года жизни пользуются в речи простыми и сложными предложениями. Наиболее распространенная форма высказываний в этом возрасте -- простое распространенное предложение («Я куклу в такое красивое платье одела, стану большим сильным дядей»).

На 5 году жизни дети относительно свободно пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Начиная с этого возраста высказывания детей напоминают короткий рассказ. Во время бесед их ответы на вопросы включают в себя все большее и большее количество предложений.

В пятилетнем возрасте дети без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки (рассказа) из 40--50 предложений, что свидетельствует об успехах в овладении одним из трудных видов речи -- монологической речью .

В этот период значительно улучшается фонематическое восприятие: сначала ребенок начинает дифференцировать гласные и согласные звуки. далее -- мягкие и твердые согласные и, наконец,-- сонорные, шипящие и свистящие звуки.

К 4 годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т.е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие.

К этому же времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения и ребенок говорит совсем чисто.

На протяжении дошкольного периода постепенно формируется контекстная (отвлеченная, обобщенная, лишенная наглядной опоры) речь. Контекстная речь появляется сначала при пересказе ребенком сказок. рассказов, затем при описании каких-нибудь событий из его личного опыта. его собственных переживаний, впечатлений .

Четвертый этап -- школьный (от 7 до 17 лет).

Главная особенность развития речи у детей на данном этапе по сравнению с предыдущим -- это ее сознательное усвоение. Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказываний.

Ведущая роль при этом принадлежит новому виду речи -- письменной речи.

Средний дошкольный возраст - это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими. Главным образом через игровые и реальные отношения со сверстниками. В этом возрасте общение детей становится более регулятивным и продолжительным.

Новый значительный шаг развития общения в условиях взаимоотношения происходит в связи с поступлением ребенка в школу. Он определяется: во-первых, тем, что существенно расширятся круг общения, вовлекаются много новых людей. Во-вторых, в связи с изменениями внешних и внутренних позиций младшего школьника, расширяется тематика его общения с людьми.

В круг общения включаются вопросы, относимые с учебой и трудовой деятельностью. Параллельно круг общения ребенка быстро растет, появляются постоянные привязанности .

На контрольном этапе организовали следующие направления работы: контроль над выполнением программы, определение эффективности формирующей работы и обследование речевого развития детей старшей группы, с целью проверки результативности проведенной работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр экологического характера.

Результаты задания №1 позволили составить самое общее представление о богатстве и бедности словарного запаса детей: одни дети называли, например, множество разных животных, включая и «экзотических», а другие ограничивались только «кошкой и собакой». То же самое и в отношении всех других смысловых групп предметов. В частности, из овощей дети нередко называли «картошку и морковь», а из птиц – ворону. Делая вывод можно сказать, что в подобных случаях нужно немедленно приступать к обогащению словарного запаса детей, как бы наполняя конкретным содержанием каждое из названных обобщенных понятий.

Задание №2 на проверку правильности произношения звуков. Большинство детей с заданием справились, но были дети, которые в процессе обследования делали звуковые замены. Вывод заключается в том, что у таких детей необходимо устранять такие замены. (Следует отметить, что при нормальном речевом развитии все возрастные особенности в произношении звуков речи должны исчезнуть не позднее чем к 5 – 6 годам).

Поскольку в основе звуковых замен чаще всего лежит неразличение этих звуков на слух, то и работу здесь нужно начинать с воспитания у ребенка слуховой дифференциации звуков. Во многих случаях дети, научившиеся различать звуки на слух, в дальнейшем на основе подражания самостоятельно овладевают и их правильным произношением. Если же этого не происходит, то нужно обратиться за логопедической помощью.

Задание №3: при различении звука на слух в речи большинство детей справились с заданием, но есть дети, которые затруднялись на различения шипящих звуков.

Задание №4: проверка сформированности грамматических систем. При образовании множественного числа имен существительных дети отвечали правильно. Согласование прилагательных с существительными некоторые дети справились с заданием описывая предмет например: «трава зеленая и маленькая». Затруднялись в основном при согласование существительных с числительными.

Задание №5. Проанализировав и рассмотрев работу детей можно обратить внимание на невысокий уровень речевого развития. Словарный запас детей недостаточен. При описании картинок многие дети используют существительные и глаголы, мало употребляя прилагательные, числительные, местоимения, наречия, предлоги, сочинительные и подчинительные союзы, которые должны присутствовать в словаре ребенка.

Как свидетельствует проведенное исследование у детей недостаточно знаний о природе.

Анализируя работу воспитателя детского сада, осуществляемую с детьми, можно сказать, что работа малоэффективна и требует доработки.

Разработанными нами методическими приемами развития речевой деятельности дошкольников были дидактические игры экологического характера, которые мы включили в занятия по «Ознакомлению детей с природой». Эти занятия были апробированы на детях с целью проверить опытно – экспериментальным путем их эффективность. В процессе занятий дети учились не только строить рассуждения, высказывать свои мысли, но и соглашаться или не соглашаться с мнением воспитателя и своих сверстников; постепенно у ребят появлялся интерес к позиции другого человека, они начинали обращаться друг к другу с вопросами и возражениями. У них формировалось умение убеждать в своей правоте. Накапливался речевой опыт. Дети учились правильно говорить, учились грамотному общению на занятия.

Таблица 3

Уровень по развитию речи и экологической воспитанности

На начало эксперимента

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Кол-во детей

Кол-во детей

Результаты опытно – экспериментальной работы показали, что использование дидактических игр в этой работе наиболее эффективней помогает понять и осмыслить сведения о животных и растениях, что позволяет расширить запас лексики у детей. Задача воспитателя состояла в том, чтобы в результате педагогической работы у дошкольников сформировались умения четко формулировать свои мысли, формирование логического мышления, мыслительных процессов.

Оценивая результаты, можно сказать, что дети продвинулись в умении общаться, в умении принимать оптимальные решения, анализировать, т.е. можно считать, что удалось добиться определенного усовершенствования их научно – деловой речи. Безусловно, работа над развитием речи дошкольников должна быть продолжена в дальнейшем, можно сказать, что проведенное исследование дало желаемый результат.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данное исследование было посвящено теме: «Развитие речи старших дошкольников посредством дидактических игр экологического характера».

Работая над темой, мы руководствовались задачами всестороннего развития ребенка, что предполагает единство нравственного, умственного, эстетического и трудового воспитания.

В существующих методиках по развитию речи недостаточно публикаций и разработок на эту тему. Нами было высказано предположение, что исходным звеном формирования речи у детей является система конкретных знаний о родном языке. На этой основе можно сформировать у детей правильную устную речь.

Дидактическая игра преследует определенную цель, посредством которой у ребенка формируется быстрота мышления, умение сопоставлять наблюдения реальной действительности.

Разработанная нами система занятий по развитию речи посредством дидактических игр экологического характера может быть полезна воспитателям, учителям начальных классов.

На констатирующем этапе исследования в экспериментальной группе (8 детей): выявлены следующие уровни речевого развития и экологической воспитанности 40% - детей высокого уровня; 20% - среднего и 20% низкого уровня.

В контрольной группе (7 детей): 30%- высокого уровня; 20 % - среднего уровня и 20 % низкого уровня.

Контрольный этап исследования позволил выявить эффективность использования в эксперименте специально разработанных дидактических игр экологического характера. Так, в экспериментальной группе (которая было охвачено формирующим экспериментом) надо отметить положительную динамику речевого развития и экологической воспитанности, определены следующие уровни: 50% - высокий; 30% - средний.

В контрольной группе дошкольников после формирующего этапа исследования по этому же показателю было выявлено: 30% - высокий; 30% -средний; 10% - низкий. Особых изменений в данной группе не наблюдается.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.

    Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1991. – 200с.

    Гербова В. Развитие речи на занятиях с использованием сюжетных картинок//Дошкольное воспитание. 1998. № 2. С.21-22.

    Гербова В.В. занятия по развитию речи в старшей группе детского сада: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1984. – 175с.

    Дошкольная педагогика: Учеб.- метод.комплекс./ Ч.2./ Л.В. Попова; Инст развития образования. Якут.гос.ун-т. М.К. Аммосова. Пед.ин-т.- Якутск: изд-во ИРО МО РС(Я), 2002. – 100с.

    Е.А. Аркин. Ребенок в дошкольные годы. Под ред. А.В. Запорожца, В.В. Давыдова. М.: «Просвещение», 1968.

    Запорожец А.В. Психология действия. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. – 736 с.

    Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Р.И. Говорова, Л.И. Цеханская; Сост. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1989. – 127с.

    Лучич М.В. Детям о природе: Кн. для воспитателя детского сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1989. – 143 с

    Козлова С.А., Куликова Т.А. дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1998.-432 с.

    Максаков А.И. Правильно ли говорит Ваш ребенок: Кн. для воспитателя детского сада. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1988. – 159с.

    Николаева С.Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада. – М.: Новая школа, 1995. – 160 с.

    Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослым / под ред. М.И. Лисиной; Науч. – исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук. – М.: Педагогика, 1985. – 208 с.

    Олифанова Е.А., Егорова Н.Е. Логопедические рифмовки и миниатюры. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: «Издательство «Гном и Д», 2001. – 128 с.

    Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении – М.Просвещение, 1992г.

    Популярная психология для родителей (Под редакцией А.А. Бодалева, А.С. Спиваковской, Н.Л. Карповой. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. – 400 с.

    Раншбург И., Поппер П. Секреты личности: Пер. с венг. – М.: Педагогика, 1983. – 160 с. ил.

    Седов К.Ф. «Речь и мышление» в отечественной психологии (Л.С. Выготский и Н.И. Жинкин) // Мир Психологии. 1999. № 1.

    Семяшкина Н.И. Значение дидактических игр и заданий при обучении грамоте // Начальная школа 1997. №2.

    Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры. – М.: Просвещение, 1987г.

    Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду: (Ст. группы). – М.: 1987.

    Тесты для детей, сборник тестов и развивающих упражнений. Составители М.Н. Ильина, Л.Г. Парамонова, Н.Я. Головнева – СПб.: «Дельта», 1997. – 384 с.

    Топиченко С.В. Игра как форма общественного опыта ребенка дошкольного возраста// Дошкольное воспитание.-1965.- №12.-С.80.

    Ушакова О. Развивайте речь дошкольника // журнал дошкольное воспитание. 1992. № 3 – 4, Стр. 4.

    Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 240 с.

    Эльконин Д.Б. Символика и ее функции в игре детей // Дошкольное воспитание 1966г №3

    Энциклопедический словарь. – М.: Сов. Энциклопедия: Высшая школа, 1990. – 403с.

Приложение 1

Произведения устного народного творчества, предлагаемые детям старшего дошкольного возраста для совершенствования дикции и развития памяти

Медвежонок

Медведица ласково сына качает

Малыш веселится,

Малыш не скучает.

Он думает: это смешная игра,

Не зная, что спать медвежатам пора.

В. Берестов

На горе стоит лесок,

Он не низок, не высок,

Удивительная птица –

Засвистит и притаится.

Можно предложить детям отгадать загадки и сказать, какай звук есть в слове – отгадке – С или Ш.

Вился, вился

Белый рой.

Сел на землю,

Стал горой.

В зимний день

Среди ветвей

Стол накрыли

Для гостей.

(Кормушка)

Предложить детям выучить стихотворения. Следить, чтобы они читали их выразительно, правильно и четко произносили звуки и слова.

Под кустом играют в прятки

Шаловливые лисятки,

А лиса для малышей

Ловит в зарослях мышей.

Е. Александрова.

Лягушата.

Пять зеленых лягушат

В воду броситься спешат –

Испугались цапли!

А меня они смешат:

Я же этой цапли

Не боюсь ни капли!

Пишет школьник Паша: наша кошка под окошком Шапка, шайба, каша, шутит с мышкой по немножку Мышка, мошка, шутка, что – то не до шуток мышке, Шахматы, мишутка. Помогу-ка я малышке.

Дождик, дождик, лей, лей!

Капель не жалей! Лей!

Дождик, дождик, ты нам нужен!

Пели жабы, лежа в луже.

Краткая аннотация статьи: Суще­ствует достаточно широкий выбор методической литературы, по­священной проблеме дидактического и методического обеспече­ния логопедического обследования. Но практикующему педагогу бывает достаточно сложно разобраться в методологии той или иной диагностики. Возникают затруднения в интерпретации критериев оценки исследуемого качества.

В настоящее время учителя-логопеды нуждаются в универсальных, удобных в применении, гуманных по отношению к ребенку диагностических методиках, позволяющих не только определить речевое нарушение, но и проследить динамику речевого развития ребёнка.

Используя материалы различной литературы, анализируя новые разработки в периодической печати, Интернет ресурсы, свой собственный опыт, мною была создана Тестовая Речевая Карта, интегрирующая в единое диагностическое пространство разносторонние сведения о речевом развитии ребёнка и мониторинговое сопровождение, что позволило организовывать наиболее качественное коррекционное воздействие.

Тестовая речевая карта – главный инструмент логопеда в системе диагностики речевых нарушений и отслеживания динамики речевого развития детей.

В начале учебного года учителя-логопеды проводят тщательную всестороннюю диагностику, задача которой выявить характер патологии, ее структуру, индивидуальные особенности проявления. Планирование индивидуальных и групповых занятий с детьми напрямую определяется теми показателями отклонения речевого развития, которые выявлены в процессе обследования. В итоге проведения диагностики, должна сложиться целостная картина речевого развития ребенка, позволяющая спрогнозировать и оценить дальнейшую перспективу формирования его коммуникативной способности.

Однако для организации эффективного коррекционного воздействия и построения продуктивной логокоррекционной работы необходимо не только выявить речевое нарушение, но и осуществлять контроль за динамикой речевого развития.

В последнее время широкое распространение в системе коррекционной работы получила практика проведения тестовой диагностики детей дошкольного возраста. С их помощью учителя-логопеды могут сделать мониторинг развития детей, отследить происходящие изменения в их речевом развитии, а значит, вовремя подкорректировать выявленные недостатки. Но, как правило, подобная форма отслеживания результатов работы объёмна и требует затраты большого количества времени.

Существует достаточно широкий выбор методической литературы, посвященной проблеме дидактического и методического обеспечения логопедического обследования. Но практикующему педагогу бывает достаточно сложно разобраться в методологии той или иной диагностики. Возникают затруднения в интерпретации критериев оценки исследуемого качества.

В настоящее время учителя-логопеды нуждаются в универсальных, удобных в применении, гуманных по отношению к ребенку диагностических методиках, позволяющих не только определить речевое нарушение, но и проследить динамику речевого развития ребёнка.

Используя материалы различной литературы, анализируя новые разработки в периодической печати, Интернет ресурсы, свой собственный опыт, мной была создана Тестовая Речевая Карта , интегрирующая в единое диагностическое пространство разносторонние сведения о речевом развитии ребёнка и мониторинговое сопровождение, что позволило организовывать наиболее качественное коррекционное воздействие.

Данная Тестовая Речевая Карта разработана на основе тестовой диагностики обследования речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет с речевыми нарушениями Т.В. Кабановой, О.В. Домниной .

Инновационная сущность предлагаемой Тестовой Речевой Карты заключается в том, что результаты, выявленные в процессе диагностики, могут дать и общую оценку речевого развития ребенка в баллах относительно максимально возможного, и детальную описательную характеристику отдельных компонентов речевой системы.

Качество и эффективность коррекционной работы с детьми контролируется логопедом два раза в год:

  1. на начало учебного года диагностика проводится с целью выявления уровня развития детей и корректировки содержания коррекционной работы; на основе результатов диагностики разрабатывается индивидуальный план логокоррекционной работы на каждого ребёнка.
  2. в конце – с целью отслеживания формирования правильной речи ребенка и сравнения полученного и желаемого результатов, что позволяет получить представления о том, чего достигли дети в своем развитии в процессе систематической коррекционной работы и скорректировать обнаруженные пробелы.

Двухступенчатая система Речевой Карты позволяет оперативно получить данные о развитии всех компонентов речевой системы у детей и осуществлять коррекционную поддержку ребёнка, отслеживая динамику в его речевом развитии.

К тестовым заданиям прилагается иллюстративный материал и описание технологии обработки полученных результатов.

Данная Тестовая Речевая Карта является универсальной формой проведения систематической и профессиональной диагностики речевого развития детей, которая способствует глубокому и детальному изучению речевого развития каждого воспитанника и помогает намечать наиболее эффективные пути коррекции речевой патологии.

Тестовая речевая карта дошкольника для детей 5 лет:

Тестовая речевая карта дошкольника для детей 6 лет:

Картинный материал к тестовым речевым картам:

  1. Акименко В.М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями. Ростов н/д., 2011
  2. Безрукова О.А., Каленкова О.Н. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста. М., 2008
  3. Кабанова Т.В., Домнина О.В. «Тестовая диагностика: обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет с речевыми нарушениями. М., 2008

Борискина Виталия Сергеевна,
учитель-логопед,
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 26»,
г. Алексин

Главная > Доклад

Динамика речевого развития

Звукопроиз-ношение

Грамматич.

строй речи

Звуковой

Результат

ОНР 2ур.- 1ОНР 3ур.- 2ФН- 1ФФН- 3ФФН (диз.к.)-1Речь в норме- 1
ОНР 2ур.- 3ОНР 2ур. (стёртая форма дизартрии) – 2
Дислалия – 1Норма речи – 8ОНР- 3 ур.
Дизартрия – 1ФФН дислалия – 1Дизартрия + ОНР 3 ур.- 1ФН.- 2Норма речи- 4
ФН- 1ФФН- 2ФН (диз.к.)-1ФН заикание -1

Речь в норме- 4

В. – 25%С.- 75% ОНР 2ур.- 1ОНР 3ур.- 1ОНР 4ур.- 1ФН- 2ФФН- 2
Методическая работа с педагогами по данному разделу велась в нескольких направлениях: - организация работы психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ - проведение Советов педагогов «Основные направления коррекционно-логопедической работы с детьми с нарушением речи в ДОУ компенсирующего вида», «Современные подходы по развитию зрительного восприятия слабовидящих детей»- представление опытов работы учителями-логопедами и учителями – дефектологами. - проведение консультаций «Проведение зрительных гимнастик с предметами», « Новые информационные технологии в логопедической работе», «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекционной работе (этап автоматизации звука в речи). - проведение городского семинара «Организация совместной деятельности детей и специалистов во второй половине дня» и МО учителей-логопедов, дефектологов на базе ДОУ.Опыт работы специалистов был представлен на научно-практической конференции «Современные дошкольники-какие они?», областном семинаре «Литературные чтения как средство развития дошкольников в условиях ДОУ комбинированного вида»в г. Апатиты, круглом столе:«Библиотека- детский сад-семья» г. Мурманск МБОСБ. 2. Формировать этические нормы и культуру поведения воспитанников в детской деятельности и режимных моментах.

В ДОУ разработана система воспитательно-образовательной работы направленная на развитие КГН и культуры поведения через различные виды организованной образовательной деятельности. Анализ календарных планов учебно-воспитательной работы показал, что планирование образовательной области «Труд» ведётся с учётом программных задач и возрастных особенностей детей. При планировании учитываются основные этапы усвоения знаний детьми: знакомство с правилом, корректировка имеющихся знаний; закрепление знаний, самостоятельное выполнение правил в соответствии с жизненными ситуациями и обстоятельствами. В планах просматривается повторность в усвоении знаний и умений и постепенность их усложнения. Воспитание культурно-гигиенических знаний проводится с учётом принципа интеграции образовательных областей, а именно включение содержательной области «Труд» в образовательные области «Коммуникация», «Социализация», «Безопасность», «Познание». В работе педагогами активно используются следующие приёмы: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий во время игры, системное напоминание о необходимости и значимости соблюдения правил гигиены, постепенное повышение требований к ним и правильной последовательности. Воспитатели целесообразно сочетают словесные и наглядные способы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию, сообщают разнообразные сведения об их значении. Обследование уровня культурно-гигиенических навыков у детей показало, что дети освоили этикетную форму поведения, состоящую из многих действий и включающих в себя ряд культурно-гигиенических навыков. Дети старшего возраста имеют достаточно высокие знания о правильном выполнении действий, определяют взаимосвязь между пониманием целесообразности и необходимости выполнения режимных моментов. У детей сформированы знания о том, что КГН важная часть культуры поведения и необходимость их соблюдения продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Методическая работа с педагогами по данному разделу велась в нескольких направлениях: - проведение семинаров - практикумов «Секреты хорошей дисциплины», «Пути формирования у детей КГН и культуры поведения

Проведение тематического контроля «Воспитание культурно-гигиенических навыков и представлений об этике в режиме дня». 3. Совершенствовать работу по взаимодействию семьи и детского сада по направлению «Социально-эмоциональное благополучие и психофизическое развитие детей». Методическая работа с педагогами по данному разделу велась в нескольких направлениях: - организация работы творческой группы по разработке социального паспорта ДОУ - организация и проведение общепрофилактических мероприятий по созданию у родителей представлений о педагогически целесообразном и психологически грамотном стиле общения с ребёнком - оказание консультативной помощи педагогам при разработке перспективного планирования работы с родителями - проведение семинара-практикума «Характеристика детей с различными типами темперамента. Учёт данных свойств в воспитательно-образовательной работе с дошкольникам» - проведение смотра-конкурса «Лучшее родительское собрание ДОУ» - создание банка данных различных форм проведения родительских встреч - проведение тематического контроля «Организация и проведение традиционных и нетрадиционных форм работы с родителями» - организация встреч с психологами ЦПППД: «Конфликты в семье и эмоциональное развитие ребёнка», «Знаете ли вы своего ребёнка» в рамках всероссийской акции «Детство без слёз». Оценивая эффективность работы детского сада с семьёй, можно констатировать тот факт, что повысился рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению и активности их участников. Результаты анкетирования родителей по оценке качества образования в ДОУ, показали, что родители воспитанников высоко оценили разнообразие образовательных услуг в учреждении, психологическую комфортность ребёнка в ДОУ, взаимоотношения педагогов и воспитанников, открытость и доступность информации о жизни детей в группах. Позитивно оценили роль детского сада как источника обогащения их педагогического опыта. В целом 83 % родителей дали положительную оценку работы педагогического коллектива. Результаты участия в конкурсах, соревнованиях воспитанников совместно с родителями (законным представителями), воспитателями и специалистами ДОУ.

Мероприятие

(форма, тема)

Кол-во воспитанников, принявших участие

в мероприятии

Результат (диплом, грамота, место)

7 всероссийская акция «Я выбираю спорт, как альтернативу пагубным привычкам»

Региональный этап

76 человек

1младшая гр.-6

2 младшая гр.- 20

Средняя группа- 20

Старшая группа-20

Подготовительная -10

2 место в конкурсе рисунков

участников

конкурса

Творческий конкурс

« Мой дом – уютно в нём»

Городской

26 человек

2 младшая группа – 4

Средняя группа – 6

Старшая -12

Подготовительная группа-4

Грамоты участников конкурса

Детский конкурс ОАО «Норильский никель» « Дорога в Завтра»

Тема конкурса «Город мастеров»

Творческие работы детей (рисунок, аппликация, бумагопластика)

Региональный

4 человек

Старшая группа –2

Подготовительная к школе группа-2

3 – диплома лауреата конкурса, ценные призы

грамота участника конкурса

Конкурс детской рукописной книги «Мир наполнен чудесами»

международный

35 человек

Средняя группа – 18

Старшая группа – 15

Подготовительная группа - 2

Грамоты участников конкурса

Дипломы лауреатов

III место в номинации

Творческий конкурс магазина «Малыш»

городской

8 человек

Средняя группа -8

Конкурс детских рисунков «Кенгурёнок Крошка.ру»

Всероссийский

3 человека

Старшая группа - 3

Грамота участников

конкурса

Конкурс рисунков «Фантик в Лапландии»

Городской

Младшая группа -1

Старшая группа-3

Победитель конкурса

Конкурс «говорящих» стенных газет «Чистая капелька»

Городской

8 человек

Старшая группа – 6

Младшая группа -1

Подготовительная -1

Грамота участника конкурса

Всероссийский детский экологический форум «Зелёная планета 2011» конкурс рисунков «Зелёная планета глазами детей»

Региональный этап

3 человека Старшая группа-3

Грамота участника конкурса

Конкурс детского рисунка «Жизнь в лесах»

Международный

5 человек

Старшие группы- 5

Грамота участника конкурса

Конкурс «Мир заповедной природы»

городской

1 человек

Старшая группа - 1

Грамота участника конкурса

Конкурс детского рисунка «Паучок, червячок»

международный

3 человека

Старшая группа - 3

Грамота участника конкурса

Конкурс детского творчества «Планета – наш общий дом»

Городской

7 человек

Старшая группа – 7 человек

Итоги не подведены

Стратегическая цель ДОУ – сложное многоаспектное образование, включающее в себя развитие интегративных качеств ребёнка, приобретённых в результате освоения основной общеобразовательной программы ДОУ. Учебно-воспитательная работа по подготовке детей к школьному обучению ведётся в ДОУ с учётом уровня физического, психического и социального развития ребёнка, необходимого для успешного усвоения школьной программы. Диагностические показатели освоенности детьми программного материала в выпускной группе в среднем составляет по высокому уровню 73 %. Проведённый анализ учебно-воспитательной работы позволил определить соответствие развития детей основным компетентностям: социальной, коммуникативной, информационной, интеллектуальной.

Результативность образовательно-воспитательной деятельности.

Таблица выполнения

(выпускные группы)

1 младшая группа – 6 воспитанников

Речевое развитие

Умственное развитие

Физическое развитие

Художественно-эстетическое

В.- 43,4%, С.- 46,6%

В.-50%, с.- 47,6%,

В.- 77,9%, с.- 22,1%

В.- 38%, с.- 59%

  1. Публичный доклад муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада «Солнышко» комбинированного вида за 2009-2010 учебный год Общие характеристики заведения

    Доклад

    Статус «Детский сад «Солнышко» комбинированного вида» присвоен учреждению 01 августа 2001 года. Детский сад аттестован, имеет государственную аккредитацию (лицензия Министерства общего и профессионального образования Свердловской

  2. Публичный доклад за 2010-2011 учебный год (2)

    Доклад

    Лицензия на право ведения образовательной деятельности: серия А № 979 от 26 июля 2011 г., регистрационный № 11266, выдана Государственной службой по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области, срок действия лицензии – бессрочно.

  3. Утверждён на Общем собрании коллектива мдоу детский сад №22 Протокол №2 от 27 мая 2011 г. Публичный доклад заведующего муниципального дошкольного образовательного учреждения центр развития ребёнка – детский сад №22 «Улыбка» Пасюга Ирины Александровны за 2010-2011 учебный год

Динамика формирования речи в онтогенезе.

Как формируется речь

Как известно, своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка. Процесс формирования речи охватывает несколько возрастных этапов.

Особенно продуктивным и важным в этом плане является период раннего и младшего дошкольного возраста от 0,8-1 года до 3-4 лет.

В течение этого короткого отрезка времени ребенок овладевает основными закономерностями языка. К 3-4 годам его словарь состоит примерно из 800-1000 слов, при этом ребенок практически не использует звукоподражаний и облегченных вариантов слов. Он умеет строить основные виды предложений с соблюдением норм грамматического оформления. Четырехлетний ребенок может пересказать содержание простой сказки, рассказать о своих действиях, проанализировать бытовую ситуацию.

Этот период наиболее подробно, по этапам, описан специалистами в области детской речи. Ниже мы приводим таблицу, в которой дана последовательность появления тех или иных явлений в детской речи и обозначены возрастные нормативы их появления. Это время не является жестко обязательным, сроки и, в некоторой степени, последовательность развития форм речи могут варьироваться в соответствии с индивидуальными особенностями и полом ребенка. В таблице в графе 3 приводятся среднестатистические данные о сроках, в течение которых могут появиться те или иные формы общения и языковые единицы в соответствии с нормой развития. Эти сроки бывают достаточно растянутыми, что объясняется индивидуальными особенностями развития ребенка. Тем не менее, если в определœенный период указанные формы не появляются, или вы видите единичные проявления, это должно насторожить вас.

Форма речи Примерный возраст появления
Интонирует крики (Вы можете различать крики удовольствия и неудовольствия) 1-2 мес.
Гуканье, гуление (Ребенок повторяет за вами или самостоятельно произносит отдельные слоги, как будто играет с ними) 1,5-3 мес.
Лепет (Ребенок повторяет за вами и сам про­износит что-то похожее на слова, но со­стоящее из одинаковых слогов) 4-5 мес.
Лепетные слова (Ребенок использует в речи «нянькин язык»: слова состоят из двух-трех открытых слогов (ляля, тата͵ кука и др.), много звукоподражаний (би-би, гав-гав, пи-пи и проч.) 8 мес. - 1 год 2 мес.
Двусловные предложения (Ребенок, общаясь с вами, объединяет два слова, к примеру: дай пи (дай пить), папа нет (папы нет дома) и т.п.) 1 год 6 мес. - 2 года 2 мес.
Активный рост словаря (Ребенок спрашивает, как это принято называть) 1 год 9 мес. - 2 года 6 мес.
Появление грамматических форм слова (Ребенок изменяет слова в речи по числам, родам, падежам и др.) 2 года 4 мес. - 3 года 6 мес.
Словотворчество (Ребенок «сочиняет» свои слова, но при этом использует законы родного языка) 2 года 6 мес. - 3 года 5 мес.
Ребенок активно общается с хорошо знакомыми ему взрослыми 1 мес. - 1,5 мес.
Ребенок проговаривает свои действия, когда он один играет с игрушками или занят еще каким-то делом 2 года 6 мес. - 3 года 6 мес.

Известно, что речевое развитие мальчиков и девочек отличается некоторым своеобразием. Для девочек характерно более раннее начало речи. У них быстро растет словарь слов, обозначающих предметы. Девочки сравнительно поздно осваивают фразовую речь, зато стараются говорить правильно, «как взрослые».

Речь мальчиков характеризуется более поздним началом. У них прежде всœего формируется словарь названий действий, относительно рано формируется грамматический строй, но говорят мальчики при этом часто «на своем языке».

Одна и та же ситуация оречевляется мальчиками и девочками по-разному. К примеру, ребенок хочет мячик. Скорей всœего, мальчик будет громко кричать: «Дай!», а девочка тихо канючить: «Мячик!». Для родителœей разница небольшая, а для специалиста значимая.

Подождите волноваться!

Может быть, ваш ребенок всœего лишь исключение из правила, подтверждающее это правило!

Вверх