Налоговые льготы по земле. Земельный налог: льготы по земельному налогу. Федеральные льготы при оплате земельного налога

18.11.2010 / в / от

Льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.

Льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются Налоговым кодексом Российской Федерации (далее – НК РФ) и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах).

В данной статье рассмотрит льготы по земельному налогу, установленные положениями НК РФ. Также рассмотрим льготы, предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах), на примере г. Москвы.

Земельный налог, согласно п. 1 ст. 15 НК РФ, является местным налогом.

В силу ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге земельный налог устанавливается НК РФ и законами гг. Москвы и Санкт-Петербурга, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с этими же нормативными документами и обязателен к уплате на территориях названных субъектов Российской Федерации.

Устанавливая земельный налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных гл. 31 “Земельный налог” НК РФ, порядок и сроки уплаты налога.

Также при установлении указанного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Таким образом, льготы по земельному налогу могут предоставляться налогоплательщикам как на основании положений НК РФ, так и на основании нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований (законов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).

Перечень льгот по земельному налогу, установленных НК РФ, приведен в ст. 395 НК РФ. Так, согласно указанной статье освобождаются от налогообложения:

  • Организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации – в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций (п. 1 ст. 395 НК РФ).

Напомним, что уголовно-исполнительная система в соответствии со ст. 5 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1 “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы” (далее – Закон РФ N 5473-1) включает в себя:

  • учреждения, исполняющие наказания (ст. 6 Закона РФ N 5473-1);
  • территориальные органы уголовно-исполнительной системы (ст. 7 Закона РФ N 5473-1);
  • федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных (далее – федеральный орган уголовно-исполнительной системы) (ст. 8 Закона РФ N 5473-1).

Кроме того, в уголовно-исполнительную систему по решению Правительства Российской Федерации могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения.

Перечень видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2000 г. N 89 “Об утверждении Перечня видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему”.

Таким образом, если организация (учреждение) входит в указанный выше Перечень или если данная организация (учреждение) включена в уголовно-исполнительную систему Министерства юстиции Российской Федерации, то она в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эту организацию (учреждение) функций, имеет право на льготу по земельному налогу. Подтверждением сказанному являются, в частности, Постановления ФАС Центрального округа от 13 августа 2008 г. по делу N А14-2375/2008/68/24, от 18 февраля 2008 г. по делу N А14-7273-2007/332/25.

  • Организации – в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования (п. 2 ст. 395 НК РФ).

Понятие “организации” дано в п. 2 ст. 11 НК РФ, согласно которому организации – юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.

Автомобильной дорогой признается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, – защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. На это указывает п. 1 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – Федеральный закон N 257-ФЗ).

Согласно ст. 5 Федерального закона N 257-ФЗ автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на автомобильные дороги федерального значения, автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения, автомобильные дороги местного значения, частные автомобильные дороги.

Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования.

К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения утвержден Постановлением Правительства РСФСР от 24 декабря 1991 г. N 62 “Об утверждении Перечней федеральных дорог в РСФСР”.

Критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения не могут включаться автомобильные дороги общего пользования федерального значения и их участки.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона N 257-ФЗ автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.

К федеральной собственности относятся автомобильные дороги, которые включены в Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения, утверждаемый Правительством Российской Федерации.

К собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемый высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Включение автомобильной дороги в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения является основанием для закрепления такой автомобильной дороги за владельцем автомобильной дороги на соответствующем вещном праве.

Статьей 214 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Таким образом, к государственным автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги общего пользования, находящиеся в федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации.

Учитывая изложенное, если организации имеют земельные участки, принадлежащие им на праве постоянного (бессрочного) пользования, на которых ведется строительство автомобильных дорог общего пользования, то до включения этих дорог в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения данные организации обязаны осуществлять уплату земельного налога в общеустановленном порядке. Аналогичное мнение высказано в письме Минфина России от 11 августа 2008 г. N 03-05-04-02/44.

Вместе с тем, как уже отмечалось ранее, представительным органам муниципальных образований (законодательным (представительным) органам государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) предоставлено право устанавливать дополнительные налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков (п. 2 ст. 387 НК РФ).

Поэтому для решения вопроса о предоставлении налоговых льгот по уплате земельного налога организациям, осуществляющим строительство автомобильных дорог общего пользования, следует обращаться в представительный орган муниципального образования (законодательный (представительный) орган государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого ведется строительство автомобильных дорог общего пользования.

Что касается налогообложения организаций в отношении земельных участков, принадлежащих им на праве постоянного (бессрочного) пользования и занятых реконструируемыми, ремонтируемыми государственными автомобильными дорогами общего пользования, то согласно письму Минфина России от 11 августа 2008 г. N 03-05-04-02/44 данные организации освобождаются от уплаты земельного налога в соответствии с п. 2 ст. 395 НК РФ.

  • Религиозные организации – в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения (п. 4 ст. 395 НК РФ).

Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица. Об этом сказано в ст. 8 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ “О свободе совести и о религиозных объединениях” (далее – Федеральный закон N 125-ФЗ).

Религиозные организации вправе основывать и содержать следующие здания, строения и сооружения религиозного назначения: культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для совершения и обеспечения богослужений, молитвенных и религиозных собраний, других религиозных обрядов и церемоний, религиозного почитания (паломничества), профессионального религиозного образования, иной религиозной деятельности (п. 1 ст. 16 Федерального закона N 125-ФЗ, п. 1 Положения о передаче религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2001 г. N 490).

Также религиозные организации вправе осуществлять благотворительную деятельность как непосредственно, так и путем учреждения благотворительных организаций (п. 1 ст. 18 Федерального закона N 125-ФЗ). Напомним, что под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. На это указывает ст. 1 Федерального закона от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях” (далее – Федеральный закон N 135-ФЗ). Цели осуществления благотворительной деятельности определены в ст. 2 Федерального закона N 135-ФЗ.

Следовательно, к зданиям, строениям и сооружениям благотворительного назначения следует относить объекты, непосредственно предназначенные для благотворительной деятельности. Данное разъяснение содержится в письме Федеральной налоговой службы от 20 июня 2005 г. N ГВ-6-21/499@ “О земельном налоге и налоге на имущество организаций”. Также в указанном письме сказано, что освобождению от налогообложения земельным налогом подлежит весь земельный участок, принадлежащий религиозной организации, на котором расположено здание, строение или сооружение религиозного либо благотворительного назначения, независимо от нахождения на данном земельном участке зданий, строений и сооружений иного назначения. Аналогичное мнение высказано в письме Минфина России от 18 августа 2006 г. N 03-06-02-02/114.

Однако если на земельном участке, принадлежащем религиозной организации, не расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения, а находятся только здания, строения или сооружения, где производится религиозная литература, печатные, аудио- и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения, то согласно письму Федеральной налоговой службы от 1 июня 2008 г. N ШС-6-3/440 “О земельном налоге” налогообложение такого земельного участка должно осуществляться в общеустановленном порядке.

  • Также освобождаются от налогообложения в соответствии с п. 5 ст. 395 НК РФ:
  • общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, – в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;
  • организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25 процентов, – в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров. В том случае если подобная организация производит и (или) реализует подакцизные товары, минеральное сырье и иные полезные ископаемые, а также иные товары по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов, работы и услуги (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), то льгота по налогу не применяется.

Напомним, что Перечень товаров, при производстве и (или) реализации которых организации не подлежат освобождению от уплаты земельного налога в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации этих товаров, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2005 г. N 223;

  • учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, – в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ “Об общественных объединениях” под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения – организации, отделения или филиалы и представительства.

Общественные объединения, созданные и действующие в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, есть форма социальной защиты инвалидов (ст. 33 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”). Государство оказывает указанным общественным объединениям содействие и помощь, в том числе материальную, техническую и финансовую.

Общественными организациями инвалидов признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80 процентов, а также союзы (ассоциации) указанных организаций.

В собственности общественных объединений инвалидов могут находиться предприятия, учреждения, организации, хозяйственные товарищества и общества, здания, сооружения, оборудование, транспорт, жилищный фонд, интеллектуальные ценности, денежные средства, паи, акции и ценные бумаги, а также любое иное имущество и земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, организации, функционирующие с учетом всех вышеперечисленных требований и имеющие общероссийский статус, вправе применять льготу, установленную п. 5 ст. 395 НК РФ.

Между тем Минфин России в своем письме от 18 сентября 2009 г. N 03-05-04-02/72 отмечает, что согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 23 декабря 1999 г. N 18-П, все общественные организации инвалидов, вне зависимости от территориальной сферы их деятельности (общероссийские, межрегиональные, региональные, местные), имеют равные права на получение государственной поддержки инвалидов и равны перед законом. С учетом этой правовой позиции в настоящее время арбитражная практика складывается в пользу общественных организаций инвалидов, имеющих различный территориальный статус, подтверждая право на предоставление им льгот по земельному налогу, предусмотренных п. 5 ст. 395 НК РФ. Поэтому вопрос об освобождении общественных организаций инвалидов, которые не имеют статуса общероссийских, а также организаций, созданных такими общественными организациями, от уплаты земельного налога требует законодательного урегулирования и может быть решен путем внесения изменений в ст. 395 НК РФ. Если представительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и представительными органами муниципальных образований не принималось решения об освобождении межрегиональных, региональных и местных общественных организаций инвалидов от уплаты земельного налога, то налогообложение данных категорий налогоплательщиков следует осуществлять с учетом правоприменительной практики, сложившейся в соответствующем регионе.

В отношении расчета среднесписочной численности и фонда оплаты труда для применения налоговой льготы следует сказать, что указанный расчет производится за отчетный (налоговый) период в порядке, установленном Госкомстатом России. В настоящее время для расчета численности можно воспользоваться Приказом Росстата от 12 ноября 2008 г. N 278 “Об утверждении указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения: N П-1 “Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг”, N П-2 “Сведения об инвестициях”, N П-3 “Сведения о финансовом состоянии организации”, N П-4 “Сведения о численности, заработной плате и движении работников”, N П-5(м) “Основные сведения о деятельности организации”.

  • Организации народных художественных промыслов – в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов (п. 6 ст. 395 НК РФ).

К организациям народных художественных промыслов относятся организации (юридические лица) любых организационно-правовых форм и форм собственности, в объеме отгруженных товаров (работ, услуг) собственного производства которых изделия народных художественных промыслов, по данным федерального государственного статистического наблюдения за предыдущий год, составляют не менее 50 процентов (п. 2 ст. 5 Федерального закона от 6 января 1999 г. N 7-ФЗ “О народных художественных промыслах” (далее – Федеральный закон N 7-ФЗ)).

Народным художественным промыслом признается одна из форм народного творчества, деятельность по созданию художественных изделий утилитарного и (или) декоративного назначения, осуществляемая на основе коллективного освоения и преемственного развития традиций народного искусства в определенной местности в процессе творческого ручного и (или) механизированного труда мастеров народных художественных промыслов (ст. 3 Федерального закона N 7-ФЗ).

Местом традиционного бытования народного художественного промысла является территория, в пределах которой исторически сложился и развивается в соответствии с самобытными традициями народный художественный промысел, существует его социально-бытовая инфраструктура и могут находиться необходимые сырьевые ресурсы.

Изделием народного художественного промысла признается художественное изделие утилитарного и (или) декоративного назначения, изготовленное в соответствии с традициями данного промысла. Отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов осуществляется на основе решений художественно-экспертных советов по народным художественным промыслам, принимаемых по результатам рассмотрения представленных типовых образцов и уникальных изделий народных художественных промыслов (ст. 7 Федерального закона N 7-ФЗ). Эти решения принимаются в соответствии с перечнем видов производств и групп изделий народных художественных промыслов, который утверждается в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Отметим, что на сегодняшний день Порядок утверждения перечня видов производств и групп изделий народных художественных промыслов, в соответствии с которым осуществляется отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов, утвержден Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 15 апреля 2009 г. N 273.

Перечень видов производств и групп изделий народных художественных промыслов, в соответствии с которым осуществляется отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов, утвержден Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 15 апреля 2009 г. N 274.

  • Физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов – в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов (п. 7 ст. 395 НК РФ).

Коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации являются народы, проживающие в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие менее 50 тыс. человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. Об этом сказано в ст. 1 Федерального закона от 20 июля 2000 г. N 104-ФЗ “Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации”.

Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 г. N 255 “О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации”.

Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, а также Перечень видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2009 г. N 631-р.

Федеральным законом от 7 мая 2001 г. N 49-ФЗ “О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации” (далее – Федеральный закон N 49-ФЗ) установлено, что территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Российской Федерации образуются в виде особо охраняемых природных территорий по решению Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с утверждением границ территорий и информированием населения об их образовании.

Территории традиционного природопользования включают в себя на основании ст. 10 Федерального закона N 49-ФЗ:

  • поселения, в том числе поселения, имеющие временное значение и непостоянный состав населения, стационарные жилища, стойбища, стоянки оленеводов, охотников, рыболовов;
  • участки земли и водного пространства, используемые для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни, в том числе оленьи пастбища, охотничьи и иные угодья, участки акваторий моря для осуществления рыболовства, сбора дикорастущих растений;
  • объекты историко-культурного наследия, в том числе культовые сооружения, места древних поселений и места захоронений предков и иные объекты, имеющие культурную, историческую, религиозную ценность.

В соответствии с абз. 2 ст. 11 Федерального закона N 49-ФЗ земельные участки и другие обособленные природные объекты, находящиеся в пределах границ территорий традиционного природопользования, предоставляются лицам, относящимся к малочисленным народам, и общинам малочисленных народов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, положение п. 7 ст. 395 НК РФ применяется в отношении земельных участков, принадлежащих физическим лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общинам таких народов на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения и находящихся на территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов. Аналогичное мнение высказано в письме Минфина России от 14 августа 2009 г. N 03-06-06-03/8.

  • Организации – резиденты особой экономической зоны – в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок (п. 9 ст. 395 НК РФ).

Порядок создания и функционирования особых экономических зон регулируется Федеральным законом от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ “Об особых экономических зонах в Российской Федерации” (далее – Федеральный закон N 116-ФЗ). Правовое положение резидентов особой экономической зоны регулируется гл. 4 Федерального закона N 116-ФЗ.

Согласно ст. 2 Федерального закона N 116-ФЗ особой экономической зоной признается определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.

Создаются особые экономические зоны в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции, транспортной инфраструктуры, а также туризма и санаторно-курортной сферы, на что указывает ст. 3 Федерального закона N 116-ФЗ.

Решение о создании особой экономической зоны на территориях субъекта Российской Федерации и муниципального образования принимается Правительством Российской Федерации и оформляется постановлением Правительства Российской Федерации (ст. 6 Федерального закона N 116-ФЗ).

Если организация, которая зарегистрирована в качестве резидента особой экономической зоны, приобрела в собственность земельный участок, расположенный на территории особой экономической зоны, то эта организация вправе при исчислении земельного налога в отношении такого земельного участка использовать налоговую льготу, установленную п. 9 ст. 395 НК РФ (письмо Минфина России от 22 октября 2009 г. N 03-05-05-02/65).

Следует отметить, что НК РФ в отношении определенной категории налогоплательщиков предусмотрена льгота в виде уменьшения налоговой базы на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении. Категория таких лиц перечислена в п. 5 ст. 391 НК РФ.

Как уже отмечалось ранее, помимо льгот по земельному налогу, предусмотренных НК РФ, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), могут быть установлены иные налоговые льготы и основания для их использования (абз. 2 п. 2 ст. 387 НК РФ). Данные льготы действуют только на территории этих муниципальных образований (названных субъектов Российской Федерации).

Так, например, на территории г. Москвы действует Закон г. Москвы от 24 ноября 2004 г. N 74 “О земельном налоге” (далее – Закон г. Москвы N 74). В п. 1 ст. 3.1 Закона г. Москвы N 74 перечислены лица, которые имеют право на льготу, а также условия предоставления этой льготы. В частности, к ним относятся:

  • органы государственной власти г. Москвы и органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в г. Москве – в отношении земельных участков, используемых ими для непосредственного выполнения возложенных на них функций;
  • учреждения образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, физической культуры и спорта, финансируемые из бюджета г. Москвы, а также за счет средств профсоюзов, – в отношении земельных участков, предоставленных для оказания услуг в области образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, физической культуры и спорта;
  • организации и физические лица – в отношении земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами;
  • учреждения и организации, осуществляющие охрану, содержание и использование особо охраняемых природных территорий, – в отношении земельных участков, предоставленных им на праве постоянного (бессрочного) пользования, отнесенных к особо охраняемым природным территориям в соответствии с Законом г. Москвы от 26 сентября 2001 г. N 48 “Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве” и включенных в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий в г. Москве, занятых национальными, природными, природно-историческими, экологическими, дендрологическими парками, природными заказниками, памятниками природы, заповедными участками, ботаническими садами, городскими лесами, водоохранными зонами;
  • организации, использующие труд инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников за налоговый и (или) отчетный периоды составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25 процентов, – в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг, а также услуг по сдаче в аренду зданий, сооружений, помещений и земельных участков). При определении общего числа инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются инвалиды, работающие по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера;
  • органы судебной системы, включая мировых судей, органы прокуратуры, органы внутренних дел – в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на них функций, и так далее.

В п. 2 ст. 3.1 Закона г. Москвы N 74 перечислены лица, которые могут уменьшить налоговую базу на не облагаемую налогом сумму в соответствии с гл. 31 НК РФ, а также дополнительно уменьшить налоговую базу на 1 000 000 руб. на одного налогоплательщика на территории г. Москвы, в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении.

В.В. Авдеев

Теги: 0 0 Адвокаты https://сайт/wp-content/uploads/2017/11/logo1-300x40.png Адвокаты 2010-11-18 14:55:08 2016-11-04 22:46:10 Земельный налог: льготы по земельному налогу

14.10.2019 , Сашка Букашка

Льготы по уплате земельного налога - мера государственной поддержки определенных категорий граждан. Кому разрешено платить меньше, и какие документы нужны для получения этой привилегии?

Региональная льгота

Местные власти наделены полномочиями дополнять список федеральных послаблений по на основании своих нормативно-правовых актов. По этой причине льготные условия индивидуальны для каждого региона РФ. Узнавать о том, кто имеет льготы на земельный налог, следует непосредственно в органах ФНС или на сайтах органов власти, где опубликованы соответствующие законы. Например, в Санкт-Петербурге власти на основании Закона Санкт-Петербурга от 23.11.2012 от уплаты полностью освободили:

  • инвалидов I группы;
  • инвалидов с детства;
  • инвалидов и ветеранов боевых действий;
  • лиц, подвергшихся воздействию радиации.

Поэтому если у кого-то из них есть участок в Санкт-Петербурге, платить за него ничего не нужно. В Москве вправе уменьшить налогооблагаемую базу на 1 млн рублей. Правда, подтвердить такую привилегию необходимо документами.

Как написать заявление на льготу

Предоставление скидки на земельный налог инвалидам 3 группы и другим категориям плательщиков носит заявительный характер. Это значит, что они должны самостоятельно принести в ФНС документы, подтверждающие право на уменьшение налоговой базы или освобождение от платежа совсем. Подавать такие документы следует по месту нахождения земельного участка. Порядок подачи таких документов и сроки, которые отведены на это, устанавливают местные органы власти.

При этом порядок и сроки предоставления налогоплательщиками документов, подтверждающих уменьшение налоговой базы, устанавливаются нормативными правовыми актами представленных органов муниципальных образований. К документам налогоплательщик обязан приложить заявление о предоставлении налоговой льготы по земельному налогу (форма утверждена Приказом от 14.11.2017 № ММВ-7-21/897@). Заполнить его разрешается как от руки, так и на компьютере. При заполнении от руки необходимо писать заглавными печатными буквами, чернилами черного цвета. На компьютере используется шрифт размера 16-18. Незаполненных ячеек не оставляют - в пустом поле ставятся прочерки.

Оформить заявление на льготу несложно, но для удобства рассмотрим подробнее, как это сделать. Первым заполняется титульный лист, на котором указывают:

  • ИНН налогоплательщика (необязательно);
  • фамилию, имя, отчество полностью;
  • данные о месте и дате рождения;
  • реквизиты ;
  • код инспекции ФНС, куда подается заявление (можно узнать по ссылке).

Обратите внимание: если плательщик указал собственный ИНН, то сведения о документе, дате и месте рождения заявителя не вписываются.

Внизу ставится дата и подпись. Вверху обязательно нумеруются листы, поскольку заявление предназначено для получения послаблений сразу по нескольким налоговым сборам, и заполнять следует только нужные страницы. Выглядит корректно заполненное заявление на льготу по земельному налогу пенсионерам (титульный лист, образец 2019 года) так:

Далее заполняется лист заявления, по которому предоставляют налоговые льготы на земельный налог, - и здесь есть нюансы. Поскольку сам бланк включает в себя несколько обязательных платежей, выбирают и заполняют только те, которые нужны в конкретном случае. Остальные не заполняются и не сдаются в орган ФНС. Если заполняется только один лист, ему присваивают номер «002». Затем в нем указывают:

  • кадастровый номер земли;
  • тип скидки: имеющая срок действия или бессрочная;
  • период действия льготной оплаты или освобождения (обратите внимание, что началом действия льготы является дата выдачи документа, подтверждающего право на нее, так как человек мог им просто не пользоваться по разным причинам);
  • наименование документа, подтверждающего статус льготника;
  • реквизиты этого документа.

Заполненный лист выглядит так:

Далее на листе есть место для информации еще об одном участке и, при необходимости, заполняется несколько таких листов. В конце заявитель ставит подпись и дату заполнения. После чего отдает документы в налоговую службу.

Правила уплаты налога на землю для ветеранов труда и пенсионеров

Вопрос, платят ли земельный налог ветераны труда и пенсионеры, актуален, так как к этим категориям относятся многие плательщики. Еще совсем недавно на федеральном уровне льгота на земельный налог ветеранам труда и пенсионерам не предоставлялась. Но местные власти некоторых регионов исправили это упущение. За точной информацией о том, какая налоговая льгота на земельный участок предназначена пенсионерам, следует обратиться в территориальные органы ФНС. Например, в соответствии со статьей 5 Решения Курского городского Собрания от 25.11.2005 № 172-3-РС, лица, получающие пенсию и имеющие землю в Курске, должны платить в бюджет только 50 % установленной ставки налога.

В декабре прошлого года приняли закон о , в котором предусмотрена еще один . Теперь налоговая база при расчете уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади их земельного участка. То есть сначала из всей площади земли вычитаются 600 метров, а с кадастровой стоимости оставшейся земли и рассчитывается сбор.

Для пенсионеров, не занятых трудовой деятельностью, участок земли – это хобби и работа, приносящая дополнительный доход и во всех отношениях облегчающая жизнь.

Налог на собственный земельный участок призван «облегчить» кошелёк пенсионеров, поэтому они заинтересованы в предоставлении льгот на этот вид налогообложения. Он считается местным и в 2018 году обязателен для уплаты на территориях всех муниципальных образований.

Земельный налог платят предприятия, физические лица, которые имеют собственные приватизированные земельные участки, с правом бессрочного пользования ими. Все нормы землепользования прописаны в Земельном кодексе РФ.

По закону все земельные участки, приобретённые в соответствии с требованиями законодательства, могут считаться собственностью граждан. Если земля находится в аренде, то арендаторы не должны платить земельный налог.

Размер земельного налога устанавливается, исходя из его кадастровой стоимости. Ставки налога установлены в размере от 0,3 до 1,5% от её значения в зависимости от того, кому принадлежит участок: товариществу, собственнику, предприятию и т.д. Муниципалитеты могут устанавливать собственные ставки, но они не должны быть выше прописанных в законе норм.

Исходя из определений законодательства, земельные сборы – это обязательная плата, средства за которые идут в местные бюджеты. Размер выплат устанавливается местным законодательством и является обязательным для всех владельцев.

В Земельном кодексе изложена информация о гражданах, которые имеют право на льготы. Информация в законе, касающаяся льгот на земельное налогообложение, касается предприятий. О них написано много и подробно.

Так как многие пенсионеры стремятся при уходе на заслуженный отдых иметь собственный земельный участок, то их интересует вопрос о том, каким образом устанавливается налог на землю для пенсионеров. При небольшом размере пенсии этот вопрос очень актуален.

На основании НК РФ все предприятия и физические лица, имеющие во владении земельные участки с правом бессрочной собственности, являются плательщиками в обязательном порядке. Не платят налоги только те граждане, которые владеют землёй на правах арендаторов или имеют право безвозмездного пользования на определенный срок.

  • Коренные малочисленные народности, которые живут на Дальнем Востоке, на Севере, в Сибири.
  • Представители северных народностей, использующие землю с целью сохранения своего традиционного образа жизни и народных промыслов.

Таким образом, других категорий льготников на послабление налогообложения в законодательстве не упомянуто. Пенсионеры обязаны производить оплату за землю в обязательном порядке на общих основаниях.

Это позиция федерального законодательства. Но на местном уровне законодательная власть обладает правом ввести свои правила налогообложения в плане льгот, так как это решение передано в муниципальные ведомства.

  • Ветераны ВОВ.
  • Ветераны боевых действий всех силовых структур.
  • Герои военных действий, удостоенные званий , Героев Советского Союза, кавалеры ордена Славы.
  • Инвалиды 1 и 2 групп, боевых действий, детства, ВОВ.
  • Граждане, ставшие инвалидами, получившие лучевую болезнь в результате участия в ядерных испытаниях.
  • Граждане, пострадавшие от техногенных катастроф.

Исходя из позиций, обозначенных федеральным законодательством, региональные власти обязаны внести в местные законы о землепользовании пункт об освобождении от налогообложения на землю граждан данных категорий. Местные власти могут установить свои налоговые льготы для граждан пенсионного возраста.

Федеральное законодательство не рассматривает пенсионеров как отдельную категорию, которая имеет право на льготы в уплате налогов на землю, но им предоставляются, тем не менее, определённые послабления в других видах налогов.

Виды возможных льгот на земельный налог

Пенсионер имеет право узнать, должен ли он платить налог на землю, которой владеет. Если льготы ему положены, то они не начнут действовать автоматически.

Гражданин должен дать знать о себе в налоговую инспекцию или администрацию поселения, где он проживает, написав заявление на освобождение от налога. Для этого пенсионеру необходимо обратиться в отделение НИ по месту своего проживания и нахождения участка земли.

К заявлению прилагаются документы, которые должны стать подтверждением тому, на основании чего гражданин считает, что ему положена привилегия при пользовании земельным участком:

  1. Паспорт для подтверждения личности заявителя.
  2. Удостоверения, справки об инвалидности, ранениях, заболеваниях, наградах.
  3. Документация на земельный участок — объект налогообложения.

Пакет документов в НИ можно принести лично или отправить по почте заказным письмом. При отправке почтой рекомендуется использовать копии удостоверений, подтверждающих статус заявителя. В данном случае не требуется, чтобы копии были заверены нотариусом. Работники НИ обязаны оперативно поставить в известность заявителя о результатах рассмотрения документов.

Муниципалитет может затребовать дополнительные справки для предоставления льготы, поэтому пенсионеру необходимо уточнить их перечень заранее, обратившись в соответствующие инстанции.

Все льготы разделены на 3 вида:

  1. Полное освобождение от уплаты.
  2. Уменьшение суммы, с которой насчитываются выплаты, на 10000 руб.
  3. Льготы, установленные на муниципальных уровнях. Данный вид привилегий для пенсионеров устанавливается, исходя из местных условий.

После принятия документов должностное лицо инспекции занимается проверкой их подлинности и достоверности. Далее налоговая инспекция выносит решение о выборе одного из видов льгот для каждого заявителя, о чём извещает его.

С момента вынесения решения начинается действие закона относительно льготника – производится перерасчёт выплат в соответствии с полученной льготой. Перерасчёт производится исходя из периода начала наступления права на льготу.

О дополнительных муниципальных льготах

В Налоговом кодексе РФ нет конкретных нормативов, по которым можно освободить пенсионеров от земельных налоговых обязательств. В законодательных актах многих регионов предусмотрены дополнительные социальные льготы именно для этой категории граждан:

  • Некоторые муниципалитеты предоставляют такое право гражданам пенсионного возраста, имеющим постоянную регистрацию в данном районе.
  • Ряд муниципальных образований включили в свои земельные законодательные акты льготные скидки при уплате налога пенсионерам, которые имеют регистрацию в домах, построенных на территории, за которую они уже вносят обязательную оплату.
  • В отдельных областях РФ введено послабление в уплате за землю садовых некоммерческих товариществах для пенсионеров, хотя закон обязывает платить всех членов товариществ за земли коллективного пользования.

Глава 31 Налогового кодекса Российской Федерации регламентирует порядок обложения налогом земельных участков. Налог на землю носит местный характер и уплачивается землевладельцем в бюджет по месту фактического нахождения земли (объекта налогообложения).

Налог обязаны уплачивать организации, которые непосредственно владеют земельным участком, который в свою очередь признан объектом налогообложения согласно действующему законодательству (статья 389 Налогового кодекса РФ). Если же участок входит в состав имущества, принадлежащего инвестиционному фонду на паевой основе, то налог обязана уплачивать компания, которая им управляет (УК). При этом оплата налога осуществляется за счет имеющегося у УК имущества, образующего паевой фонд.

Если же участок земли находится у организации по праву безвозмездного пользования (договор срочной аренды), то налог на землю не взимается.

Какие участки считаются объектами налогообложения

Участки земли, месторасположение которых входит с состав муниципального образования (крупные федеральные города), являются объектами налогообложения. На данной территории вводится земельный налог.

Под действие закона на земельный налог не попадают следующие виды участков:

Ограниченные в обороте земельные участки, согласно действующему законодательству РФ (имеются в виду земли, занятые под памятниками культуры и искусства, наследие народов). Такие земли занесены в специальный список. Кроме того к ним относятся и земельные участки с историческими заповедниками и археологически ценными объектами;

Земельные участки, изъятые из оборота согласно действующему законодательству РФ;

Территории со статусом «лесной фонд»;

Территории, находящиеся в собственности государства с водными объектами, представляющими ценность и отнесенные к категории «водный фонд».

Способ исчисления налога и его ставки

Статья 389 Налогового кодекса говорит о том, что стоимость земельного участка (кадастровая стоимость), который признан объектом налогообложения и является налоговой базой. Ее определение регламентируется действующим законодательством РФ. В случае если земельным участком владеет организация, то, с учетом государственных сведений о кадастровой стоимости каждого участка земли, организация сама может определить базу налога, по праву собственника или праву бессрочного обладания.

Если же земельные участки находятся в коллективной стоимости, то размер базы налога рассчитывается для каждого налогоплательщика в индивидуальном порядке.

Как упоминалось выше, земельный налог носит местный характер, так как его оплата производится по фактическому местонахождению участка, следовательно, и налоговые ставки устанавливают органы местного самоуправления (главами муниципалитетов). Документ, согласно которому налоговая ставка вступает в силу, называется нормативным правовым актом. Согласно действующему законодательству установлены следующие налоговые ставки (исходя из кадастровой стоимости земельного участка):

0,3% для земельных участков, эксплуатируемых в качестве сельскохозяйственных угодий или находящиеся внутри территории определенной под сельскохозяйственные нужды;

0,3% для территорий земли, занятых под строительство жилья, а также под инфраструктуру ЖКХ, кроме участков, не относящихся ни к ЖКХ, ни к строительству, но находящихся внутри территории, отведенной под данные нужды;

0,3% для земель, отведенных под ведение личного подсобного, приусадебного хозяйства или огородничества, включая дачное хозяйство;

0,3% для земель с ограниченным оборотом, предназначенных для таможенных и оборонительных нужд;

0,3% для остальных видов земельных участков, не попадающих под вышеперечисленные категории.

Также Налоговым кодексом РФ предусмотрена дифференцированная налоговая ставка в отдельных случаях, согласно пункту 2 статьи 394.

Федеральные льготы при оплате земельного налога

Организации:

Учреждения подведомственные Минюсту РФ, владеющие участками земли, используемыми ими для выполнения профессиональных обязанностей;

Организации, владеющие и обслуживающие земельные участки, занятые государственными автодорогами общего пользования;

Земля, на которой расположены здания и строения, принадлежащие религиозным и благотворительным организациям;

Общества инвалидов (в том числе союзы), члены которых на 80% состоят из инвалидов, использующие земельные участки для осуществления деятельности, прописанной в уставе организации. Также сюда относятся и организации, созданные за счет уставного фонда общества инвалидов, причем численность инвалидов в организации должна составлять 50% и выше, а процент от общего фонда заработной платы составляет 25%. Земля должна использоваться для производства товаров, работ и услуг согласно перечню, утверждаемому государством;

Объединения и учреждения, единоличными собственниками которых являются вышеперечисленные союзы инвалидов в отношении земельных участков используемых для образовательных целей, лечебных, спортивных, культурных, научных или иных, для помощи в развитии и адаптации, реабилитации детей инвалидов и их родителей;

Не облагаются земельным налогом земли, на которых осуществляет свою деятельность организация народных промыслов, с целью производства и продажи изделий искусства;

Учреждения и организации со статусом «особой экономической зоны», но сроком не более 5-ти лет со дня основания;

Управляющие компании, обслуживающие объекты на земельных участках внутри территории отведенной под инновационный центр «Сколково» (ФЗ №244 от 28.09.2010);

Организации, занимающиеся судостроением, промышленные объекты которой находятся внутри территории со статусом «особой экономической зоны». Участки земли должны быть использованы для строительства, обслуживания и ремонта судов. Срок освобождения от уплаты земельного налога – 10 лет.

Физические лица:

Теперь разберемся какие льготы по уплате земельного налога установлены для физических лиц в законодательстве России.

Полностью от уплаты земельного налога освобождаются коренные народы Дальнего Востока, Сибири и Севера, кроме того коренные общины народов, с целью сохранения их традиционного образа жизни. Также для земельных участков находящихся в пожизненном пользовании на территории крупных муниципальных образований федерального значения устанавливается необлагаемая налогом сумма в 10000 рублей. К таким физическим лицам относятся:

Герои СССР, РФ и кавалеры ордена Славы;

Инвалиды первой и второй групп, получившие их до 01.01.2014, в том числе инвалиды с детства;

Ветераны и инвалиды ВОВ и других боевых действий;

Физические лица, попадающие под действие закона №3061-1 от 18.06.1992 (ликвидация последствий взрыва на АЭС в Чернобыле), ФЗ № 175-ФЗ от 26.11.1998 (ликвидация аварии на производстве «Маяк») и ФЗ № 2-ФЗ от 10.01.2002 (пострадавшие в результате ядерных испытаний в Семипалатинске);

Лица, задействованные в непосредственном испытании термоядерного и ядерного видов вооружения;

Лица больные лучевой болезнью, вследствие участия в испытаниях ядерного и термоядерного видов вооружений;

Региональные льготы по земельному налогу

Помимо вышеуказанных льгот местные власти наделены полномочиями по установлению дополнительных преференций по уплате данного налога.

Для организаций и физических лиц на местном уровне могут быть установлены дополнительные льготы при оплате земельного налога, в том числе установление необлагаемой налогом суммы. Порядок подачи документов и сроки устанавливаются нормативными актами муниципального образования, на территории которого находится земельный участок (объект налогообложения). Но, согласно Федеральному законодательству этот срок не может быть установлен позднее 1 февраля года, который следует за истекшим налоговым периодом.

В случае прекращения действия налоговой льготы в течение налогового периода, сумма налога будет определяться с учетом коэффициента, учитывающего месяцы, на которые льгота распространялась и месяцы без льгот. Причем, месяц установления льготы и месяц снятия, всегда берутся в расчет как полные.

Индивидуальные предприниматели должны исчислять суммы налога (и авансовых платежей) самостоятельно, для земель, используемых для предпринимательской деятельности. Если же земля не используется в предпринимательской деятельности, то сумма налога рассчитывается местным органом налоговой службы и присылается в виде налогового уведомления.

Вверх